Татьяна Деркач
Нетрадиционное оборудование для физического воспитания детей
Двигательная активность является естественной потребностью организма человека. Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте. Повышению двигательной активности способствует использование нетрадиционного оборудования. Упражнения с нестандартными пособиями совершенствуют координацию движений, укрепляют связочно-суставной аппарат, в результате чего улучшается гибкость позвоночника, развивается грудная клетка, совершенствуется осанка, увеличивается жизненная емкость легких, укрепляются сосуды сердца и мозга.
Публикация «Нетрадиционное оборудование для физического воспитания детей» размещена в разделах
Основные принципы использования нестандартного оборудования :
• Пособия могут быть использованы на физкультурных занятиях и в самостоятельной двигательной деятельности;
• Начинать упражнения от самых простых, постепенно переходя к более сложным, разнообразить движения;
• Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за другом, не приходилась на одни и те же группы мышц;
• В процессе выполнения упражнений необходимо внимательно следить за состоянием самочувствия детей, не допускать перегрузов;
• С целью воспитания самостоятельности и активности необходимо предлагать детям самим придумывать упражнения.
Имея нестандартные пособия, воспитатели могут моделировать сюжетные занятия, варьировать игры, разнообразить праздники и развлечения.
• Дорожки – тренажеры – состоят из плотной ткани с нашитыми на неё : пуговицами, крышками от пластиковых бутылок, колпачками от фломастеров, высушенными плодами каштанов, костяшками канцелярских счет.
Коррекционная задача: профилактика и коррекция плоскостопия, упражнения в равновесии, формирование правильной осанки.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Двигательная активность является естественной потребностью организма человека](https://www.maam.ru/upload/blogs/73c38e7d398ff619a82e1d6acd010ea5.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Особое значение движения имеют в дошкольном возрасте](https://www.maam.ru/upload/blogs/ed404ffc3271ffc413bcb425ee2d58c3.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Повышению двигательной активности способствует использование нетрадиционного оборудования](https://www.maam.ru/upload/blogs/0cf419aee33a61f32cbdd2073bd77318.jpg.jpg)
• «Кувшинка» - основа пластинка, на ней из пластиковой майонезной банки вырезаны кувшинка, к ней прикреплен шарик на ниточке.
Коррекционная задача: развитие мелкой моторики ног, профилактика и коррекция плоскостопия.
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Публикация Нетрадиционное оборудование для физического воспитания детей размещена в разделах Воспитание детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/5fec4e42500c4e259c5fdaecee72c72f.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Имея нестандартные пособия воспитатели могут моделировать сюжетные занятия варьировать игры разнообразить праздники и развлечения](https://www.maam.ru/upload/blogs/c0d18612b8a50473502117e74d699095.jpg.jpg)
• Дорожка – змейка – состоит из соединенных в виде ломаной линии пластиковых крышек.
Коррекционная задача: развитие ловкости, закрепление навыков равновесия, прыжков, лазания.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Дорожки тренажеры состоят из плотной ткани с нашитыми на неё пуговицами крышками от пластиковых бутылок колпачками от фломастеров высушенными плодами каштанов костяшками канцелярских счет](https://www.maam.ru/upload/blogs/e97f91c36e3a282cbafd240f05229abf.jpg.jpg)
• Дорожка – лесенка – полосы из фломастеров и пластиковых бутылок, дорожка может быть закреплена на крюках на противоположных сторонах зала. Высота регулируется в зависимости от упражнений и возраста детей.
Коррекционная задача:
Использование: дорожка может быть использована для упражнений в разных видах ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания.
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Коррекционная задача профилактика и коррекция плоскостопия упражнения в равновесии формирование правильной осанки](https://www.maam.ru/upload/blogs/7f08725d7de131bc47eacb5fdb9fe8a8.jpg.jpg)
• Дорожка из колец - используются кольца от крышек майонезных ведерок, соединенных между собой тонким шнуром.
Коррекционная задача: упражнять в ходьбе, беге, лазанию и метанию.
• Фрукты - мишени – изготовлены из поролона, обтянутые прозрачной пленкой.
Мяч, попадая в такую мишень, не отскакивает в сторону.
Коррекционная задача: метание в цель, развитие ловкости и глазомера.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Кувшинка основа пластинка на ней из пластиковой майонезной банки вырезаны кувшинка к ней прикреплен шарик на ниточке](https://www.maam.ru/upload/blogs/7a18e10001979a93fcf3d950e4fb6540.jpg.jpg)
• Мешочки с камешками – в полотняные мешочки насыпаны камешки- голыши, керамзит, горох, кукуруза и т. д.
Коррекционная задача: профилактика плоскостопия, развитие мелкой моторики рук.
• Плетеная дорожка – сплетена из шнура способом макраме или вязания.
Коррекционная задача: профилактика плоскостопия, упражнения в равновесии.
• Эспандер – два кольца, соединенных несколькими резиновыми шнурами.
Коррекционная задача: используется для проведения отдельных общеразвивающих упражнений, чтобы дать дополнительную нагрузку на мелкие группы мышц и для самостоятельных упражнений.
Начинать нагрузку в один или два резиновых шнура. Перед занятием с эспандером следует сделать разминку, включающую упражнения из утренней зарядки. Упражнения повторять 8-10 раз. Между подходами делается небольшая пауза до полного успокоения дыхания. После занятий рекомендуется выполнить упражнение на расслабление. Заниматься можно в любое время на прогулке в перерыве между занятиями.
• Гимнастический ролик – представляет собой колесо от детского велосипеда, надетое на ось с ручками.
Коррекционная задача: способствовать развитию и укреплению мышц плечевого пояса, спины, брюшного пресса, улучшает осанку. Рекомендуется ежедневно 5-10 минут занятий гимнастическим роликом. Занятия противопоказаны детям, страдающим болями в области позвоночника, сердечными заболеваниями. Продолжительность занятия, количество и темп выполнения упражнений дозируются по самочувствию.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Коррекционная задача развитие мелкой моторики ног профилактика и коррекция плоскостопия](https://www.maam.ru/upload/blogs/8fe3b292ee34cee3dbe5adcae79fc71e.jpg.jpg)
• Тренажер – бревнышко – изготовлен из рулона от линолеума.
Коррекционная задача: упражнять в равновесии и ходьбе обычным и приставным шагом, с предметами на голове, с приседанием на одной ноге.
• Дуги – изготовлены: основание – пластмассовые палочки, нанизаны на обрезанные пластиковые бутылки. Расстояние между концами 50 см. На шнур нанизаны капсулы «киндер - сюрприза», высота дуги 40-50 см.
Коррекционная задача: упражнять в подлезании разными способами, для прокатывания мячей, может служить препятствием, которое дети преодолевают в играх-эстафетах.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Дорожка змейка состоит из соединенных в виде ломаной линии пластиковых крышек](https://www.maam.ru/upload/blogs/d6592759ad7a55c48b843c27ca4c0e03.jpg.jpg)
• Кольцеброс – «Козлик» - изготовлен из шариков для пингпонга. На хвостик или шейку бросается колечко.
Коррекционная задача: в индивидуальной работе упражнять в метании, воспитывать сосредоточение, прослеживающее функции глаз, развивать ловкость.
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Коррекционная задача развитие ловкости закрепление навыков равновесия прыжков лазания](https://www.maam.ru/upload/blogs/ca1de500497fedbef8c48fecd8ac8a84.jpg.jpg)
• Цветок – изготовлен из шести майонезных ведёрок разного цвета.
Коррекционная задача: упражнять в попадании в цель, различении цвета, развивать меткость.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Дорожка лесенка полосы из фломастеров и пластиковых бутылок дорожка может быть закреплена на крюках на противоположных сторонах зала](https://www.maam.ru/upload/blogs/756863c2690dc7b8fe091b11373ddcab.jpg.jpg)
• Массажер – изготовлен из костяшек, нанизанных на шнур в три ряда, на концах кольца.
Коррекционная задача: для массажа спины, шеи, верхнего плечевого пояса, груди, ног; предупреждения плоскостопия.
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Высота регулируется в зависимости от упражнений и возраста детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/aa5fdb6acf42d370ae9a780e3f6bcd49.jpg.jpg)
• Цветные колокольчики – изготовлены из бутылочек «Растишки», нанизанных на шнур. Палочкой – шестом нужно попасть в центр трубки и передвинуть её слева направо.
Коррекционная задача: локализация, сосредоточение, прослеживающее функцию глаз; развитие ловкости, выработка осанки, укрепление мышц плечевого пояса, использование в играх-эстафетах «Кто быстрее», командные игры.
• «Гамачок» - состоит из двухцветного полотна с двумя вырезанными круглыми отверстиями, с прикрепленным между ними пластмассовым шариком, в боковые стороны вшиты легкие палки, чтобы было удобно его держать.
Коррекционная задача: развитие зрительных функций, глазомера и формирование движений.
Использование: играют в игру вдвоем, движением рук и палки, гамачок поднимается, шарик забрасывается в отверстие «противника».