Папки-передвижки

Нетрадиционные подходы к развитию связной речи

Елена Барсукова
Нетрадиционные подходы к развитию связной речи

Нетрадиционные подходы к развитию связной речи

Развитие связной речи у дошкольников, особенно с речевыми нарушениями, имеет очень важное значение для успешного обучения ребенка в школе. Связная речь тесно связана с мыслительной деятельностью ребенка; самостоятельным, логически последовательным изложением и грамматически правильно оформленным высказыванием.

Публикация «Нетрадиционные подходы к развитию связной речи» размещена в разделах

Формирование связной речи – сложный процесс, который особенно затруднителен, если у ребенка есть общее недоразвитие речи, при котором нарушены все компоненты языковой структуры, что вызывает сложности и при формировании связной речи.

Задача педагогов, в этих условиях, помочь ребенку сформировать необходимые навыки поэтапного усвоения самостоятельного связного последовательного речевого высказывания при составлении рассказов по картине, серии картин, пересказу и т. д., а также умение выходить за рамки предложенного сюжета, развивая мыслительные способности и творческое воображение.

Поэтому для повышения эффективности коррекционной работы по развитию связной речи важно подобрать нестандартные приемы обучения, используя современные пед. технологии, такие как ТРИЗ, мнемотехника и другие. Вот некоторые приемы творческих заданий для рассказывания:

«Нарисуй рассказ»:

Предложить ребенку зарисовать по содержанию то, что он услышал на занятии от педагога (стишок, загадку или сказку.). Это поможет ему при самостоятельном рассказе вспомнить логику и последовательность событий по собственной зрительной опоре.

Аналогичная работа проводится и при пересказах сказок, рассказов. Прием мнемотехники педагог может использовать, предложив детям готовые таблицы с предметными изображениями-символами по содержанию текста или (в старшем дошкольном возрасте) предложить самостоятельно схематично зарисовать. Этот прием (наглядного моделирования) особенно эффективен при заучивании стихов, что часто вызывает трудности у детей с ОНР.

У детей с речевой патологией, как правило, нарушены многие познавательные процессы и для их коррекции помогает развитие наглядно-образного мышления.

«Цветные рассказы» - это один из приемов педтехнологии ТРИЗ-РТВ. Начинать работу в этом направлении можно уже в среднем возрасте. Например, что бы легче было ребенку запомнить и пересказать сказку «Заюшкина избушка» можно использовать прием «Цветные рассказы». Ребенку предлагают набор разноцветных квадратиков (или кружочков) из цветной бумаги. Прочитав сказку и побеседовав по содержанию, педагог предлагает ребенку выбрать соответствующий по цвету квадратик для каждого героя: так заяц – серый квадрат, лиса – оранжевый, медведь – коричневый и т. д. При самостоятельном отборе ребенок создает собственные ассоциации, которые помогут ему при пересказе сказки, выкладывая по-порядку цветные цепочки.

«Рассказ от первого лица.»

• Представь, что ты берёзовый листик: расскажи что с тобой происходило в разные времена года: весной, летом, а потом,. чему бы ты радовался, кого боялся.. .

• Представь себя храбрым петухом, самым главным на птичьем дворе, покажи и расскажи о себе, своей семье: (какой ты, чем любишь заниматься, с кем дружишь,)

• Представь, что ты быстрый весенний ручеёк; (осенний ветерок, весёлый снеговик, и т. д.

«Рассказ по опорным словам»

Ребенку называют 5-6 слов и предлагают объединить их в логическим связный единой сюжетной линией рассказ, например:

• РЕЧКА, МАЛЬЧИК, УДОЧКА, РЫБА, КОТ.

• БАБУШКА, ДОМ, КОЗА, ОГОРОД, ТРАВА, КАПУСТА

*если у ребенка трудности вербального запоминания, можно использовать опорные предметные картинки.

«Послушай конец рассказа, придумай начало»

• «….но вот дождь начал стихать. Выглянуло солнышко. Мокрые, но довольные дети побежали домой».

• «. Крылышко подживало. Всю зиму прожила дикая уточка у Саши. Весной, когда начало пригревать солнышко, Саша выпустил ее на волю».

• «. Потом ребята пели и танцевали. Таня угостила всех тортом и конфетами. Всем было весело»

«Послушай начало, придумай конец» Ребенку дается задание:

– послушать рассказ.

– придумать конец рассказа.

– дать название рассказа.

– пересказать.

• «Коля и Миша ходили в лес за грибами. Долго они бродили по лесу. Набрали полную корзину грибов. Вдруг под кустом они услышали…»

• «Пришла весна. В небе ярко светило солнце. Подруги позвали Машу во двор. Она побежала по лестнице. Вдруг Маша услышала жалобное мяуканье ….»

• «Летом Ваня гостил у бабушки в деревне. Однажды Ваня пошел в лес за грибами. Вдруг он увидел дым. В лесу начинался пожар. Ваня побежал.»

Предложенные приемы по развитию связной речи у дошкольников логопедических групп это только часть той большой целенаправленной работы, которая способствует повышению продуктивности речевого высказывания, а также развитию мышления, внимания, памяти, воображения. Все это является значимым условием успешного обучения детей в дальнейшем в школе. Хорошо развитая связная речь будет способствовать умению рассуждать, логично и последовательно излагать свои мысли, давать полные развернутые ответы, программируя свои высказывания успешно писать изложения, сочинения.

Таким образом, творческий подход, прежде всего самого педагога способствует повышение эффективного всего коррекционного процесса по разделу формирования и развития связной речи.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр по развитию связной речи в средней группе Эти игры позволят расширить словарный запас ребёнка, научат правильно сочетать слова в устной речи, активизируют коммуникативные навыки.

Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты»Конспект открытого занятия по развитию связной диалогической и монологической речи «Мы — журналисты» Конспект занятия в старшей группе «Мы-журналисты" Цель: развитие связной диалогической речи; развитие коммуникативного и личного взаимодействия.

Конспект открытого занятия по развитию связной речи в подготовительной группе В. В. Бианки «Музыкант» Цели: Продолжать учить детей пересказывать рассказ по частям. Задачи: • Развивающие Развивать способность детей обобщать и активизировать.

Конспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНРКонспект подгрупповой НОД «Комнатные растения» по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы с ТНР (2 год обучения, 3 период)Конспект подгрупповой НОД логопеда по развитию связной речи у дошкольников подготовительной группы компенсирующей.

Конспект занятия по развитию связной речи «Где зимуют зайцы?». Подготовительная группа для детей с ОНР Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР. Тема: Знакомство со стихотворением Н. П. Притулиной.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 летКонспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 лет Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД "Зимующие птицы" для детей 3-4 лет. ЦЕЛЬ: обобщение знаний.

Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольниковНетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников Нетрадиционные подходы к трудовому воспитанию старших дошкольников. Желание и умение трудиться нужно закладывать в ребенке еще с дошкольного.

Конспект занятия по развитию связной речи для детей 5–7 лет «Петушок с семьёй» Тема: Обучение детей самостоятельному рассказыванию с элементами творчества Цели: 1. Учить составлять продолжение рассказа по предложенному.

Творческий подход к развитию связной речи у детей с ОНРТворческий подход к развитию связной речи у детей с ОНР Представляю Вашему вниманию творчество детей с ОНР, 3 уровень речевого развития, посещающих занятия логопеда ДОУ поповой Н. А. Детьми была.

Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи»Выступление на педсовете из опыта работы «Повышение эффективности занятий по развитию связной речи» Слайд 1 Выступление на педсовете из опыта работы "Основные методы, приемы и средства повышения эффективности специально организованной деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нетрадиционные подходы к развитию связной речи
Опубликовано: 21 декабря 2020 в 18:13
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нетрадиционные подходы к развитию связной речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Барсукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД