Ирина Баранова
Невербальные средства общения
Невербальные средства общения.
Долгое время считалось, что чем больше взрослый говорит тем лучше это для развития малыша. Но речь это не единственное средство коммуникации. Существуют два языка общения : язык слов (речевые единицы, фразы, понятия, язык бессловесный, язык телодвижений, жестов, мимики, различных эмоций. С помощью второго языка можно передавать от 60-80% информации и только 20-40% передается с помощью вербальных средств общения. Невербальные средства общения появляются очень рано и позволяют малышу «считывать» информацию об отношениях окружающих к нему людей и друг к другу, их настроение и эмоции. С детства человек все определяет интуитивно, кто его любит,а кто нет и без всяких слов знает,как к нему относятся. Благодаря умению читать язык жестов ребенок это чувствует гораздо тоньше и сильнее. Ребенок реагирует на все формы невербального поведения взрослого : какое выражение лица, каков язык тела и даже какая дистанция между ними во время общения.
Публикация «Невербальные средства общения» размещена в разделах
Существуют 4 зоны общения :
1. Интимная от15 до 45 см. (родители, дети, близкие родственники).
2. Личная (индивидуальная) от 45-1,5м. (родственники, друзья).
3. Социальная (индивидуальная) от1,5-3,5м. (посторонние люди, не очень хорошо знакомые).
4. Общественная от 3,5м. (незнакомые люди).
Зоны общения являются частью территории человеческого окружения. Территория так же включает в себя и пространство, которое ребенок считает своим (игрушки, мебель, окружающие взрослые) все по праву и мнению ребенка является его собственностью.
Наибольший вес на эмоциональное состояние малыша оказывает такие формы как выразительные движения (поза, жест, мимика, походка, интонация, прикосновения.
Взгляд имеет колосальную силу и в зависимости от того, как им пользоваться можно направить эту силу на создание или разрушение. Дети не должны встречаться с такими взглядами как подозрительный, блуждающий, тяжелый.
Не маловажное значение в невербальном общении с ребенком имеет жесты, поза взрослого.
Разговаривать с ребенком можно только на уровне его глаз. Физическое прикосновение при контакте с ребенком также необходимо.
Чтобы не делал взрослый для успешного эмоционального благополучия ребенка, он должен помнить ребенок существо невербальное. Вся информация воспринимается ребенком через отношения, а не через слова. По этому добрая улыбка, теплый взгляд, ласковое прикосновение со стороны взрослого скажут ребенку о том, что он любим и дорог лучше всяких слов.