Лучший педагог года

Конспект ННОД по краеведению в старшей группе «Сибирская Масленица»

Гребенщикова Ирина
Конспект ННОД по краеведению в старшей группе «Сибирская Масленица»

Блок Программы: «Познавательное развитие»

Тема: «Сибирская Масленица»

Интеграция видов деятельности :речевая, игровая, познавательная, социально-коммуникативная, физическая, музыкальная, продуктивная.

Задачи:

Образовательные

• Продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках, а именно Масленице.

• Познакомить с историей возникновения и традициями праздника широкой Масленицы и как празднуют ее в наше время в Сибири. Рассказать о символе Масленицы.

Публикация «Конспект ННОД по краеведению в старшей группе „Сибирская Масленица“» размещена в разделах

• Побуждать детей к общению в процессе проигрывания русских народных игр, потешек, частушек, закличек, поговорок о Масленице.

Развивающие

Пополнять и активизировать словарный запас детей народными словами и выражениями: заигрыш, лакомка, разгул, зять, теща, символ.

• Дать представление о значении каждого дня Масленицы.

Воспитательные

• Воспитывать уважительное отношение к народным российским традициям.

• Воспитывать у детей умение играть в коллективе, получать удовольствие от игр, умение радоваться победам своих товарищей.

Планируемый результат: Дети имеют представление о русском народном празднике –Масленице. Знают историю возникновения и традиции празднования широкой Масленицы в Сибири. Могут рассказать о символе, названии и значении каждого дня праздника. Уважительно относятся к традициям своего народа. Знают, что в городе Новосибирске находится «Ледовый городок». Активно участвуют в русских народных играх, поют частушки, песни, заклички, знают пословицы и поговорки по теме занятия. Используют в речи новые слова. Внимательно слушают воспитателя, ведут беседу, дружно играют в коллективе, доброжелательны друг к другу.

Средства, оборудование, материалы:

наглядные (демонстрационный материал) : изображение картин, иллюстраций на тему «Масленица». Аудиозапись с песней «Масленица». Карусель с лентами, кукла Масленица.

технические средства обучения и цифровые образовательные ресурсы: телевизор, музыкальный центр, ноутбук.

раздаточные материалы : Канат, платочек. Слоеное тесто, мак, корица, кунжут. «Блины» для словесной игры «Соберём пословицы и поговорки о Масленице»

Воспитатель в русском национальном костюме приглашает детей в группу :

- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!

Гости желанные, званные и незваные!

Худые и тучные, весёлые и скучные!

Все скорей спешите к нам!

Рады всяким мы гостям!

Люди старые и молодые,

женатые и холостые,

Милости просим на наш праздник!

Слайды картин и иллюстраций на тему «Масленица»(прил. №1)

-Ребята, что вы видите на картине?

(Обобщаю ответы детей)

На картине вы увидели, что народ веселиться, играет, угощается блинами. Почему же всем так весело? Какой же это праздник?

Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека — помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

Веселись, народ:

В гости Масленка идет

С пирогами и блинами,

Весну под руку ведет!

Будем петь, гулять,

Весну-матушку встречать!

На санях кататься,

Блинками баловаться!

- Вот хочу сегодня вам поведать об этом разудалом празднике и порадовать вас игрой весёлой.

Мы сегодня позабавимся,

На весёлой карусели покатаемся!

- Хотите покататься на весёлой карусели? А чтобы на ней покататься, нам нужно её ленточками украсить. Но ленточки не простые. Сколько дней в неделе, столько и ленточек. Что ни ленточка — то денёчек, то забавушка. И неделя эта непростая, а масленая. Чем дружнее поработаем, тем скорее повеселимся.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

-Ребята, а хотите, я вам расскажу, как праздновали Масленицу у нас в Сибири?

Масленица — это праздник, который еще называется как масленичная (сырная) неделя. Называлась Масленица — широкая, весёлая, «барыня-масленица», «госпожа масленица». Это был один из самых любимых в народе праздников.

Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда и название – Масленица. Всю неделю нужно было кушать блины, потому что блины – это символ Масленицы, так как напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку.

-Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы детей).

Обобщаю ответы детей: — Правильно, и солнышко и блинчик круглые, желто-золотистого цвета.

Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.

Воспитатель: Ребята, а сколько длится Масленица, вы знаете?

Воспитатель. Правильно, целую неделю. Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.

Дидактическая игра «Подскажи словечко»

1. Веселись и радуйся

Утро, день и вечер!

Наступает первый день-

Понедельник - (встреча)

- В этот день строили горки, качели, начинали печь блины, делали куклу — Масленицу, наряжали её и возили в санях от избы к избе. В большинстве городов и сел России до сих пор во время празднеств лепят снежки, водят хороводы, строят замки из снега и катаются с горок. Многие посещают ярмарки, где покупают себе памятные и тематические сувениры, и участвуют в народных гуляниях.

Под русскую народную музыку (можно включить запись песни) ввезти чучело Масленицы (все кричат) :

Масленица — кривошейка,

Встретим мы тебя хорошенько!

Сыром, маслом, калачами

И румяными пирогами!

Сейчас поиграем в народную игру «Заря-зарница»

В эту игру с давних-предавних времен играли на Масленицу. Считалкой выбирается водящий.

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных.

Живёт масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

Дети встают в круг, держа руки за спиной. «Зарница» ходит по внешней стороне круга с лентой, приговаривая:

Заря – зарница, красна девица,

По полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые,

1,2, не воронь – а беги как огонь!

На последнем слове игрок кладет ленту на плечо игроку из круга. Он должен схватить эту ленту, и оба начинают бежать в разные стороны, чтобы скорее занять свободное место. Не успевший (без места) становится зарницей.

Привязываем вместе с детьми ленту к карусели.

2. У меня ещё вопрос….

Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас (заигрыш)

В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр. Эта традиция сохранилась и до наших дней. Каждый год на берегу Оби в городе Новосибирске строят «Ледовый городок», где можно полюбоваться фигурам изо льда, покататься на горках, покорить неприступную крепость.

Давайте мы с вами поиграем. Русская народная игра «Цепи кованные»

Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга. Одна шеренга детей кричит:

- Цепи, цепи, кованные, разбейте нас!

-Кем из нас? – отвечает другая.

- Стёпой! - отвечает первая.

Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

Повязываем вторую ленточку.

3. Разгулялись, господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названьем (лакомка, сластена, сладкоежка.

В этот день ходят в гости друг к другу на блины.

Воспитатель: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки, и если вы их отгадаете, мы узнаем с помощью чего можно приготовить блины.

Загадки:

Никогда во мне не варят,

Запекают — иногда,

А обычно просто жарят,

Так, как я … (сковорода)

Бел, как снег,

В чести у всех.

В рот попал -

Там и пропал. (сахар)

В белом мешочке

Жёлтый камушек. (яйцо)

Хоть неприметна я всегда,

Но без меня никак нельзя -

Когда варится еда,

Чтоб была она вкусна,

Меня в меру, чур бери,

Только не. пересоли! (соль)

От него — здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода. (молоко)

Тесто быстро поднимают,

Кто печёт,тот это знает,

Сохранить сухими можно.

Догадались? Это. (дрожжи)

Без меня нельзя поджарить,

И салат нельзя заправить

Да и вкусная стряпня

Вряд ли выйдет без меня. (масло).

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (мука)

Повязываем ленточку к карусели.

4. Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге

В этот день ты не зевай,

Он зовётся (разгуляй)

Воспитатель. Четверг: Разгуляй – самый веселый день. Устраивались кулачные бои со своими строгими правилами.

1) нельзя бить лежачего (пословица — «лежачего не бьют»). 2)нельзя вдвоем и больше, нападать на одного («двое дерутся — третий не лезь»).

3)нельзя бить ниже пояса.

За нарушение этих правил грозило наказание. В этот день колядовали, то есть ходили по дворам, поздравляли соседей, водили хороводы и плясали, пели частушки (объясняю, что частушка-это народная мини-песенка или четверостишие шутливого содержания) :

Как на масленой неделе

На столы блины летели!

С пылу, с жару, из печи,

Все румяны, горячи!

Воспитатель: А еще произносили заклички (заклички — это обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям.)

А мы с вами знаем закличку для солнышка, давайте произнесем ее:

Солнышко покажись.

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Проводится подвижная игра «Перетягивание каната»

Это – традиционная игра на Масленицу. Дети делятся на две команды. По сигналу воспитателя перетягивают канат. Побеждает команда перетянувшая канат с другими участниками на свою сторону.

Повязываем ленточку.

5. Вот и пятница пришла

Гостей в дом привела

Есть блины, кататься с горки

Это тёщины (вечёрки)

Тёща- мать жены или по-другому мама вашей мамы. Папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Масленичные блины-просто объеденье!

Со сметаной и икрой, с маслом и вареньем.

Почитает весь народ Масленицу нашу.

Веселее не найдешь праздника и краше!

Словесная игра «Соберем пословицы и поговорки о Масленице»

(пословица- блин)

•Не житье, а Масленица.

•Блины – солнцу родственники.

•Без блинов - не Масленица.

Масленица объедуха, деньги приберуха.

•Блин не клин — брюха не расколет.

•Что есть в печи – всё на стол мечи.

•На горках покататься, в блинах поваляться.

•Не всё коту Масленица, а будет и Великий Пост.

•Это Масленица идёт, блин да мёд несет.

•Блинцы, блинчики, блины, как колёса у Весны.

Масленицу провожаем, света солнца ожидаем.

Масленица без блинов, именины без пирогов не бывают.

Широко живёшь, маслено ешь.

Повязываем ленточку.

6. А теперь пришла суббота,

Сидеть девчатам неохота,

И резвятся, словно белки,

Это –золовкины (посиделки)

Золовка- это сестра мужа, или по-другому, сестра папы. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и близких и потчевали их угощением.

Давайте и мы с вами сделаем угощение «Калачи» из слоеного теста.

Дети делают калачи, посыпают кунжутом, маком, корицей.

Воспитатель: пока наши калачи пекутся, мы продолжим знакомиться с Масленичными традициями.

Повязываем ленточку.

7. День последний подошёл,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печёные

А зовётся воскресение (прощенное)

В этот день были проводы Масленицы. Разводили костер и сжигали (чучело)-куклу с песнями, а пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. Еще в прощеное воскресенье ходили мириться и просили прощения друг у друга за ошибки, за все то, что могло обидеть человека. А после прощения угощаются блинами.

Все вместе «Прости меня, пожалуйста!»

Все вместе «Бог тебя простит!»

Так и заканчивалась Масленица.

Повязываем ленточку.

Воспитатель: А теперь маленький народ приглашаю вас на ленточную карусель. (Воспитатель держит карусель, дети - за ленточки, ходят по кругу).

Еле-еле, еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом, потом.

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

А теперь будем провожать нашу Масленицу.

Воспитатель: Весь народ чесной гуляет,

Масленицу провожают

И друг друга все прощают!

ВСЕ: «Прощай Масленица»

Включить аудиозапись с песней «Масленица»(приложение № кукла Масленицы выносится из группы)

Воспитатель : Молодцы, спасибо вам. Вы были активны. (пьем чай с калачами)

Публикации по теме:

Конспект итоговой ННОД по ФЭМП «Помоги зажечь звезды» в старшей группеКонспект итоговой ННОД по ФЭМП «Помоги зажечь звезды» в старшей группе Тема ННОД: «Помоги зажечь звезды» (итоговое). Цель: Создание условий для обобщения и закрепления пройденного материала. Программное содержание:.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по краеведению в старшей группе «Морские чудеса»Конспект непосредственной образовательной деятельности по краеведению в старшей группе «Морские чудеса» Цель: Расширять представления детей о Черном море и его обитателях. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с легендами о.

Конспект ННОД по ФГОС для детей старшей группы «Зимние игры» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе Рассказывание на тему «Зимние игры» Приоритетная.

Конспект ННОД по ФЭМП в подготовительной группе «Загадки страны Математики» Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе.

Конспект ННОД по опытному экспериментированию «Химические превращения» в подготовительной к школе группе Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной группе по опытному экспериментированию на.

Конспект ННОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Замерзание воды»Конспект ННОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Замерзание воды» Конспект ННОД в подготовительной группе "Замерзание воды".Экспериментирование. Цель: помочь выявить различия замерзания различной воды.

Конспект ННОД в средней группе «Зимние забавы»Конспект ННОД в средней группе «Зимние забавы» Задачи приоритетной образовательной области: • «Речевое развитие» - обогащение активного словаря (зима белая, снежная, холодная, морозная;.

Конспект НОД в старшей группе «Масленица»Конспект НОД в старшей группе «Масленица» Цель: Расширять представления о народных русских праздника, объяснять их происхождение и назначение, воспитывать интерес к истории родного.

ННОД по аппликации в старшей группе по теме «Русская матрешка» Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе по художественно эстетическому развитию (аппликация).

Комплексная НОД по краеведению в старшей группе «Легенды Крыма» Программное содержание : - Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём; - Развивать связную речь, учить строить сложные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ННОД по краеведению в старшей группе «Сибирская Масленица»
Опубликовано: 23 февраля 2023 в 11:38
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ННОД по краеведению в старшей группе «Сибирская Масленица»» (включая файлы) размещена пользователем Гребенщикова Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД