Получи документы

Использование математического занимательного материала для формирования математических представлений

Татьяна Карпина
Использование математического занимательного материала для формирования математических представлений

Обобщение опыта по теме «Использование математического занимательного материала для формирования математических представлений детей»

Воспитатель: Карпина Т. А.

МДОУ д/с «Колосок»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Работая в детском саду по программе «Детство» я всегда ставлю перед собой такие педагогические задачи: развивать у детей память, внимание, мышление, воображение, так как без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. А главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения. Что лучше: дать ребенку набор готовых знаний или воспитать у него потребность испытывать интерес самому процессу познания, преодоление трудностей, стоящих на этом пути, к самостоятельному поиску решений и достижение поставленной цели. Современному обществу нужны современно образованные люди на это нас нацеливают федерально-государственные требования. Работая с детьми, изучая литературу, я пришла к выводу, что я лучше добьюсь поставленной цели, если буду в работе больше использовать занимательных упражнений, различных дидактических игр. И я стала углубленно работать над темой «Использование математического занимательного материала для формирования математических представлений детей». Математический занимательный материал – это : развлечение (загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, головоломки, математические фокусы и т. д.); математические игры, задачи, упражнения (шахматы, шашки, домино, лото, словесные игры); дидактические игры и упражнения (с наглядным материалом и словесные). Мне нравилось использовать занимательный математический материал на занятиях, так как это увлекало детей, заинтересовывало, помогало закреплять полученные знания и умения. Большой эффект давало когда в начале занятий, приходит сказочный герой и дети выполняют задания по его просьбе. («Путешествие Незнайки на паровозике»; «Путешествие с Незнайкой на воздушном шаре»; «Путешествие с Незнайкой в страну математики»). Чтобы дети научились счету в прямом и обратном порядке, правильно использовали как количественные, так и порядковые числительные, хорошо запомнили числа – я использовала такие игры : «Кто знает, тот дальше считает», на занятиях играли по цепочке, в свободное время в кругу с мячом. «Сколько?», «Какой по счету», по сказкам «Репка», «Теремок», «Про козленка, который умел считать до 10». Вообще любая книжка с хорошими иллюстрациями послужит замечательным счетным тренажером. Игры «Какой цифры не стало», «Назови соседей» и т. д. Очень нравилось детям работа с карточками «Проверь и исправь ошибки» - на соединение цифры с нужным количеством предметов; «Чего больше – огурцов или помидоров? На сколько?»; «В которой по счету лодке сидит рыбак»; «Сколько нужно добавить кружков, чтобы получилось 6? 9? 8? и т. д.»; «Помоги собачке, циферке решить примеры» и т. д. Большую помощь в работе мне оказали рабочие тетради Колесникой «Я считаю до 10», «Я считаю до 20». Все задания там даны в игровой форме. Также использовали тетради Соколовой «Учимся считать до 10», «Учимся считать до 20». При формировании у детей представлений о времени использовала образ сказочного героя – гнома «Тик-так», показывая с его помощью последовательность, сменяемость частей суток (загадки гнома; «Когда гномик это делал», наглядно представить неделю помогали нам другие игровые персонажи – братья Гномы и их часы. Так же знакомились с понятиями сегодня, завтра и вчера, используя стихотворные и наглядные материалы (каждый день недели имел определенный цвет, жил в своем домике). С удовольствием дети играли в игру «Живая неделя» (вызывала к доске 7 детей, давала им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели). «Назови дни недели», «Встаньте по порядку», «Назови пропущенный день недели», «Радуга-дуга» и т. д. Познакомились с братьями-месяцами, каждый из которых рассказал о себе и своих старших сестрах: зиме, весне, лете, осени. Использовала игры «Когда деревья надевают этот наряд?», заучивание стихов о каждом месяце.

Публикация «Использование математического занимательного материала для формирования математических представлений» размещена в разделах

Очень важно перед школой научить детей ориентироваться в пространстве. Нам помогали такие игры и упражнения как: «Расскажи, как расположены элементы узора на карточке» (в центре, в левом нижнем углу и т. д., «Футбол» (мяч попал в верхний левый угол, в центр и т. д., «Мышиный лабиринт»; «Где, что находится» (слева, справа, в правом нижнем углу и т. д.). Учились ориентироваться на листе бумаги в клетку: «Соедини цифры по порядку - что получилось?», «Нарисуй по клеточкам такой же узор» и т. д. Для закрепления знаний о геометрических фигурах использовала заучивание стихов о них, игры «Геометрическая мозаика», «Подбери по форме»; составление узора из геометрических фигур по условию, по собственному замыслу, «Раздели все фигуры на группы». Больше всего детям нравилось решение задач на смекалку и головоломки. Это упражнение со счетными палочками:

1. составить фигуру из определенного количества палочек «Два квадрата из семи палочек» и т. д. ;

2. на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек «Составлять домик из шести палочек, а затем переложить две палочки так, чтобы получился флажок и т. д.»;

3. задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры «переложить две палочки так, чтобы фигура, похожая на корову смотрела в другую сторону» и т. д. Головоломки с палочками дети любят придумывать и сами. Упражнение на внимание и логическое мышление «Какая фигура лишняя и почему», «Чем отличается одна картинка от другой», «Найди два одинаковых предмета», «Улови закономерность и продолжи ряд»; «Вместо знака вопроса помести нужную фигуру». Любили дети лабиринты «Помоги колобку добраться до леса». И на занятиях и в свободное время использовали :

1. задачи в стихах:

«Сеть тяну, рыбу ловлю.

Попало не мало.

Два окунька, три карася,

Один ершок – и того в горшок.

Уху сварю, всех угощу.

Сколько рыб я сварю?» и другие.

2. Задачи и шутки «Чтобы сварить в кастрюле яйцо, нужно 5 минут. Сколько нужно времени, чтобы сварить два яйца?». «Поле пахали 7 тракторов, 2 трактора остановилось, сколько тракторов в поле?» и другие.

3. Считалки: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 – выплывает белый месяц кто до месяца дойдет, тот тогда водить пойдет.

4. Загадки:

«Братцев этих ровно семь,

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом

Попрощается последний

Появляется передний» (Дни недели).

5. Кроссворды (о транспорте, о грибах, о ягодах и т. д.).

Мы занимались математикой даже во время подвижных игр «Кидать мяч друг другу и называть числа в прямом и обратном порядке», «Третий лишний» (на развитие внимания, «Холодно-горячо» (на ориентировку в пространстве - два шага вперед, один шаг влево и т. д., «Чья команда быстрее соберет сыр». Используя занимательный математический материал в работе с детьми, я убедилась в том, что в игре дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Учение должно быть радостным. Я рекомендую всем воспитателям, использовать игровой занимательный материл по математике.

Литература:

1. Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников».

2. Бочкарева О. И. «Математика. Занимательные материалы».

3. Жукова Р. А. «Математика».

4. Волина В. «Праздник числа».

5. Лебеденко Е. Н. «Формирование представлений о времени у дошкольников».

Публикации по теме:

План самообразования по теме «Влияние занимательного математического материала на развитие познавательной активности» План работы по самообразованию 2012- 2013 гг. Воспитатель: Запрягаева Юлия Сергеевна Подготовительная группа МБДОУ № 343 Тема: Влияние.

Развитие математических способностей на логопедических занятияхРазвитие математических способностей на логопедических занятиях Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование математического занимательного материала для формирования математических представлений
Опубликовано: 14 ноября 2014 в 21:48
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование математического занимательного материала для формирования математических представлений» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Карпина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД