МААМ-картинки

Обобщение опыта работы «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до»

Елена Блудова
Обобщение опыта работы «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до»

(за три года)

С 2015 года я занимаюсь темой «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС».

Цель моей работы : Повысить профессиональную квалификацию по вопросу развития речевой системы у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Публикация «Обобщение опыта работы „Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до“» размещена в разделах

Актуальность работы : Федеральный государственный образовательный стандарт основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывает новые направления в организации речевого развития детей 3-7 лет.

Выдвигаются следующие приоритеты:

развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

• практическое овладение воспитанниками нормами речи;

развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

К 7 годам речевое развитие ребёнка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.

Мир, в котором живёт современный ребёнок, образ жизни среднестатистической семьи, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Социально-экономические проблемы жизни общества, ухудшение экологической ситуации в России порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. При этом ухудшается познавательно-речевое развитие детей.

Я считаю, что выбранная мною тема самообразования актуальна, так как предоставляет мне возможность всесторонне изучить проблему развития речи дошкольников и, тем самым, получить необходимую информацию о способах и методах развития речи у детей в условиях реализации программы с учётом федеральных государственных образовательных требований.

Я ставлю перед собой задачи:

1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу влияния сенсомоторного развития на формирования звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи младших дошкольников.

2. Развитие речи детей в игровой деятельности.

3. Развитие словесно-логического мышления; речевого внимания, фонематического слуха и восприятия, артикуляционного и голосового аппарата посредством использования в работе метода сказкотерапии.

4. Поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях.

5. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирования звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи с использованием мнемотехники.

6. Развитие монологической речи при составлении рассказа – описания предмета.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой :

• изучение литературы по теме;

• посещение НОД воспитателей своего ДОУ;

• посещение и участие в педсоветах, семинарах, конференциях, мастер – классах, открытых родительских собраниях (по теме);

• самоанализ и самооценка НОД в своей группе;

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Для успешного развития речи детей в условиях реализации ФГОС я разделила свою работу на этапы.

На первом этапе (во второй группе раннего возраста) я изучала влияние сенсомоторного развития младших дошкольников на формирование коммуникативно-речевых действий.

Для реализации цели я создала информационный банк пальчиковых игр, которые направлены на устранение проблем речевого развития детей, на развитие мелкой моторики рук.

Планируя работу с детьми, наметила основную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр.

Для реализации основной цели выделила ряд других задач:

– сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;

– совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;

– повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.

Чтобы добиться результатов, решила уделить больше внимания работе с родителями. Проводила индивидуальные беседы и консультации, где объясняла, что нужно учить ребенка манипулировать предметами, покупать игрушки, которые способствуют развитию мелкой моторики рук – пирамидки, строительный материал, машинки, конструкторы, вкладыши, бусы, логические домики, мозаику и т. д.

Предлагала для ознакомления памятки, в которых указывала, что нужно давать детям больше самостоятельности при одевании – раздевании, а также – застегивать – расстегивать кнопки (на одежде и обуви, пуговицы, липучки, молнии, застегивать – расстегивать сандалики, завязывать – развязывать (по возможности) шнурочки и т. д., так как эти действия формируют умелость рук.

Подготовила папку с консультациями для родителей – «Развитие мелкой моторики у малышей», «Пальчиковые игры для малышей», «Пальчиковая гимнастика и массаж рук».

В папке-передвижке постоянно меняла информационные листы, где для родителей каждый месяц для разучивания предлагалась новая пальчиковая игра.

Работала в тесном сотрудничестве с педагогами детского сада. Поскольку развитие движений пальцев и всей кисти предполагает использование в работе с детьми приемов нетрадиционного рисования.

Основная работа по теме проводилась с детьми – как во время организованной образовательной деятельности, так и вне ее.

Цель проведения пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук.

Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводила во время утренней гимнастики (зарядки, физкультминуток, в свободное время, утром, после сна. Упражнения старалась подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. В своей работе я использовала игры, которые являются синтезом поэтического слова и движения, т. к. движения конкретизируют образ, а слово помогает четко выполнять движения.

Тексты пальчиковых упражнений старалась подбирать так, чтобы они легко ложились на слух ребенка и настраивали на игру.

На развитие мелкой моторики рук, для тренировки пальчиков благотворное воздействие оказывают игры с предметами. Их я тоже использовала в своей работе : это и мозаика, пирамидки, мягкие кубики со шнуровками и кнопками, липучками, игры-шнуровки, молнии, наборы колец, шаров для нанизывания на стержень, бусы, прищепки; игры с карандашами, счетными палочками; лепка из соленого теста; для развития движений – «Пальчиковый театр», с помощью которого разыгрывались знакомые сказки «Репка», «Теремок». Малышам интересно также было раскручивать и закручивать пластмассовые гаечки на болтиках, разбирать и собирать матрешки. Во время таких игр моя задача состояла в том, чтобы организовать игру и общение детей, помочь расширить словарный запас.

Поскольку использование пальчиковых игр развивает координацию движений, совершенствует деятельность артикуляционного аппарата, уже к середине учебного года пальчики у детей стали быстрее осваивать более сложные упражнения, а к концу года речь детей заметно улучшилась.

На втором этапе (в средней группе) я изучала развитие связной речи детей посредством метода сказкотерапии.

Цель работы : Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к сказкам и желание творчески применять полученные знания.

Задачи:

1. Развить речь детей с помощью:

- пересказывания сказок;

- рассказывания сказок от третьего лица;

- группового рассказывания сказок;

- рассказывания сказок по кругу;

-сочинения.

2. Выявить и поддержать творческие способности.

3. Снизить уровень тревожности и агрессивности.

4. развить способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.

5. Развить умение преодолевать трудности и страхи.

6. Формировать навыки конструктивного выражения эмоций.

7. Укрепить союз «Ребенок – Родитель – Педагог»

Дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается ее модель. Поэтому воспитателю следует заботиться о развитии связной монологической речи воспитанника с учетом свойств его личности. Показатели речи и свойства личности, их взаимовлияние должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребенка.

Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Сказкотерапия – это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное.

Метод сказкотерапии имеет многовековую историю, но свое название получил совсем недавно. Основные возможности сказкотерапии заключаются в интеграции личности, развитии творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.

Основные этапы работы :

1. «Ознакомление родителей с методом сказкотерапии»

Цель: дать информацию о том, что такое сказкотерапия, какие проблемы она решает. Объяснить, что только в совместной деятельности педагога, ребенка и родителей деятельность будет наиболее успешной.

2. «Пальчиковые игры»

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.

3. «Сказкотерапевтическое рисование»

Цель: развивать фантазию и творческие способности детей.

4. «Решение сказочных задач»

Цель: сбор психодиагностического материала, развитие творческого мышления и воображения

5. «Работа со страхами детей»

Цель: попытаться решить страх темноты, проблемы хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов

6. «Погружение в различные стихии»

7. «Самостоятельное сочинение сказок и историй»

Цель: активизация словарного запаса, композиционных навыков,, умения точно передавать свой замысел.

В итоге в конце года я достигла следующих результатов: дети стали более уверенны в своих высказываниях, нормализовалась самооценка, дети стали прислушиваться к высказываниям сверстников, наметилось постепенное осознание ребенком себя как личности и,как следствие, улучшилось речевое развитие детей.

Следующие два года я работаю над темой «Система работы по формированию звуковой аналитико-синтетической активности детей дошкольного возраста как предпосылки обучения грамоте».

Цель работы : формирование навыков звукового анализа и синтеза

Задачи:

1. Развитие фонематического восприятия: узнавание звуков речи. Различные высоты, силы, тембра голоса на материале звуков, слов и фраз. Различение слов, близких по звучанию. Дифференциация фонем и слогов. Развитие навыков элементарного звукового анализа.

2. Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем (искажения, замены, отсутствия звука).

3. Развитие навыков звукового анализа и синтеза: выделение из предложения слов, из слов слогов, из слогов звуков. Различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные. Согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Выделять любые звуки из состава слова. Уметь объединять звуки в слоги, слоги в слова. Уметь определять последовательность звуков в слове и количество слогов. Придумывать слова на заданный звук или слог.

4. Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им.

5. Развитие грамматических навыков - составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений.

Актуальность темы: Анализ реальной ситуации в настоящее время показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети подготовительного дошкольного возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Из-за недостаточной сформированности звуковой аналитико-синтетической активности, дети в дальнейшем испытывают значительные трудности в овладении грамотой. Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С пяти лет начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова, внимание ребёнка переключается с привычной ему смысловой стороны речи на звуковую, речь становится объектом осознания и изучения, что является необходимой предпосылкой обучения грамоте.

Таким образом, подготовка к обучению грамоте - это формирование навыков звукового анализа и синтеза. От способности ребёнка к анализу и синтезу речевых звуков зависит и формирование правильного произношения.

В итоге за год работы я имею следующие результаты: дети знают буквы и звуки, ими обозначаемые; понимают разницу между буквой и звуком; умеют дифференцировать похожие звуки; могут произносить звуки, меняя интонацию, силу голоса; большая часть детей произносит звуки без искажения; различают между собой гласные и согласные, согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. читают слоги (некоторые дети читают слова и предложения осознанно). Заметно улучшился и грамматический строй речи детей. Это только первый год создания предпосылок для обучения детей грамоте, нам есть, над чем работать.

Публикации по теме:

Обобщение опыта работы «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в контексте ФГОС» «Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И.

Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС Развитие речи дошкольников в настоящее время является одной из приоритетных задач, стоящих перед ДОУ, так как современное общество предъявляет.

Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся.

Физическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС  .

Обобщение опыта работы «Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС» Актуальность «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский. В соответствии с ФГОС ДО дошкольное.

Педсовет «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы ДОУ» Липова Лариса Леонидовна г. Омск, БДОУ г. Омска «Детский сад № 241» ст. воспитатель Педсовет по теме: «Речевое развитие дошкольников в условиях.

Развитие математических способностей у дошкольников средствами игровой деятельности в условиях реализации ФГОС доРазвитие математических способностей у дошкольников средствами игровой деятельности в условиях реализации ФГОС до Игра- это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного.

Обобщение опыта работы «Речевое развитие дошкольников в разных видах деятельности» Речевое развитие дошкольников в разных видах деятельности (обобщение опыта работы) Татьяна Полякова 1 слайд. Речевое развитие дошкольников.

Речевое развитие в условиях внедрения ФГОС Работа по речевому развитию детей занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного.

Фотоотчет «Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС»Фотоотчет «Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС» В рамках подготовки к педагогическому совету «Система работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение опыта работы «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до»
Опубликовано: 28 октября 2018 в 18:52
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение опыта работы «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Блудова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД