Лучший педагог года

Опыт работы по организации нравственно — патриотического воспитания в детском саду

Рамиля Хуснутдинова
Опыт работы по организации нравственно — патриотического воспитания в детском саду

Опыт работы по организации нравственно — патриотического воспитания в детском саду.

В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. Под нравственно-патриотическим воспитанием в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г, понимается процесс содействия нравственному становлению человека.

Публикация «Опыт работы по организации нравственно — патриотического воспитания в детском саду» размещена в разделах

Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г. Программа определяет основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.

Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые усваиваются им и становятся близкими и незаменимыми. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее - мир родного края и, наконец, мир родной отчизны - России. Очень важно вырастить ребенка в мире национальной культуры, поскольку именно в народном творчестве сохранились черты и мышление нации. Погружая ребенка в национальный быт, методику речи, песен, педагоги создают естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и таким образом формируем любовь к малой и большой Родине. Основой нравственно-патриотического воспитания является опора на общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, к людям, которые сопровождают ребенка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. В этот период начинают развиваться также те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение. Корни этого явления в национальном языке, который усваивает ребенок, в народных песнях и музыке, в игрушках и играх, в которые он играет. Ребенок естественно и легко впитывает впечатления от картин родной природы, быта, традиций, нравов людей, среди которых живет. Все это позволяет судить о том, что изучение вопросов нравственно-патриотического воспитания особенно актуально в настоящее время и требует дальнейшего изучения. В настоящее время актуальная проблема приобщения подрастающего поколения к культуре и истории своего народа обсуждается на самых разных уровнях и находит отражение в ряде нормативных документов в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 г. N 273-ФЗ (с. 28);

Так, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 04. 10. 2000 №751, система образования призвана обеспечить:

• историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.

Среди задач Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утв. указом Президента РФ от 01. 06. 2012 №761, — есть и такая: формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение.

В современных условиях пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, гражданское и патриотическое воспитание относятся к задачам дошкольного образования. Так, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО, утв. Приказом Минобрнауки России от 17. 10. 2013 №1155) одна из образовательных областей «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» в частности, предполагает формирование у детей первичных представлений о малой родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках и формированию у детей нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости, нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний, нравственного поведения. В детском саду разработана система мониторинга по освоению дошкольниками программы по образовательным областям: «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие».

Результаты. Для выявления уровня знаний с детьми была проведена диагностика, в начале года и в конце учебного года после проделанной работы.

Из таблицы видно, что увеличился процент высокого и среднего уровня, уменьшился - низкий уровень.

Этому способствовало:

-продуманное систематическое планирование работы;

-обогащение предметно-развивающей среды;

-беседы с детьми;

-использование разнообразных форм организации детской деятельности.

Диагностическая карта по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Уровни оценки усвоения материала по нравственно-патриотическому воспитанию :

Высокий - Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей.

Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города.

Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях.

Проявляет интерес к стране, в которой живёт.

Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому.

Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь, нацелен на самостоятельность.

Средний - Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи.

Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города.

Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города.

Внимательный к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе.

Осуществляет элементарный самоконтроль.

Низкий - Знает своё имя, фамилию.

Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители.

Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре.

Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям.

Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих.

Технологии

Она позволяет наиболее полно реализовать задачи и содержание направления «Социально-личностного» развития.

Система работы направлена на освоение детьми национальной культуры. С этой целью дошкольников знакомят с жизнью, бытом русского народа, его характером, нравственными ценностями и традициями. Так же используем дополнительную литературу, парциальную программу М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Эта программа является учебно-методическим пособием, в ней есть годовой план по всем возрастам, группам, предлагается конспекты занятий, приложения, где описаны традиции русской народной культуры, собраны сказки, былины, предания, музыкальные произведения, словарь старинных слов. Эту программу можно использовать как дополнение к любой программе.

Заключение

Работая в детском саду, и проводя с детьми НОД по нравственно-патриотическому воспитанию, я поняла насколько важно и актуально это сегодня. Необходимо с детства заложить в молодом поколении фундамент гражданственности, необходимо учить молодое поколение относиться друг к другу и к своей стране, городу, краю с любовью и уважением. Гордиться тем, что мы живём в такой огромной и богатой стране. Учить понимать и осознавать всю важность этого, должен уметь воспитатель. Сегодня гражданское воспитание более актуально, чем раньше. Эффективность патриотического воспитания заключается в формировании нравственных чувств. Как известно в детском возрасте закладывается базис понятий и отношений к ним, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Как известно – игра имеет большое значение при усвоении информации в дошкольном возрасте. Поэтому очень эффективно сочетать игру и патриотическое воспитание. Патриотическое воспитание во время игры – это мощный механизм работы по воспитанию будущего гражданина России.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Между тем, патриотизм — сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой народ. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Естественно развивающиеся чувства привязанности к отеческим ценностям становятся предметом осмысления в процессе целенаправленного патриотического воспитания, на их основе формируются убеждения и готовность действовать соответствующим образом.

Целью патриотического воспитания в ДОУ является воспитание гуманной духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачами нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• формирование элементарных знаний о правах человека;

• расширение представлений о городах России;

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• формирование толерантности, чувства уважения к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям;

• формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, в труде, в быту, так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Можно без преувеличения утверждать, что гражданское и патриотическое воспитание является одним из сложных направлений в дошкольном образовании по ряду причин, в числе которых:

• особенности дошкольного возраста

• многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире

• отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

На сегодняшний день ни одна из программ дошкольного образования не даёт возможности в полном объёме решить задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. Становится очевидной потребность в создании новых моделей организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, поиске инновационных подходов и технологий.

Важнейшим условием формирования нравственно-патриотического воспитания в детском саду является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Система воспитательно-образовательного процесса нацелена на то, чтобы у ребенка развивались игра и познавательная активность. Среда – одно из условий передачи традиций между поколениями, становления самосознания ребенка, его самовыражения и самоопределения. Именно такой средой является мини-музейный «Россия-Муравленко-Мы» в образовательном учреждении, фонд которого, в течение 2-16-2017 года существенно пополнен экспонатами благодаря педагогам и родителям. Назначение мини-музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родному дому, природе, истории и культуре своего края. Мини- музей это воспитательно-образовательная система, в которой музейная педагогика облегчает ребенку вхождение в мир искусства, погружает его в мир традиционной культуры, историко-художественного наследия. Развивающая предметно-пространственная среда организована как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (предметы быта - старинного и современного, изделия народного искусства, репродукции, материалы для творчества и т. д.). Подобная организация пространства позволяет дошкольнику выбирать интересную для себя деятельность, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

Интерьер «Русской горницы», где дети знакомятся с укладом жизни народа, предметами старинного обихода, изготовлены народные обрядовые куклы, приобретены куклы в национальных костюмах.

Список литературы

1. Герасимова З. ,Козачек Н. «Родной свой край люби и знай»// дошкольное воспитание №12 2001.

2. Козлова С. А. «Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с окружающим миром». М. ,1989.

3. Козлова С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание. 2001г. №9

4. Комратова Н. Г,Грибова Л. А. «О гражданском воспитании дошкольников»//Дошкольное воспитание 2005г. №10

5. Комратова Н. Г. «Моя малая родина»// управление дошкольным образовательным учреждением № 1 2005.

6. Маханева М. Д. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» // Управление дошкольным образовательным учреждением №1 2005.

7. Шевченко Л. Л. Практическая педагогическая этика. М. ,1997.

8. Соловьева Е. Гражданское воспитание сегодня //Дошкольное воспитание 1995г. №8,10

9. Поштарева Т. «Патриотическое воспитание»// дошкольное воспитание №7 2010.

Публикации по теме:

Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Стихи как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников». Заучивание стихотворения «Ромашки» с использованием мнемотехнологии.

Формирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольниковФормирование нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников Детство современных детей очень отличается от детства их родителей и тем более от детства их бабушек и дедушек. Современные дети часто равнодушны.

Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы»Фотоотчет о месячнике гражданско-патриотического воспитания в детском саду «9 мая — День Победы» В течении месяца в нашем детском саду проходил месячник гражданско-патриотического воспитания. В группе "Родничок" проводили разнообразные.

Фотоотчет «Месячник военно-патриотического воспитания в детском саду»Фотоотчет «Месячник военно-патриотического воспитания в детском саду» Мероприятия посвященные 75-летию освобождения Новочеркасска в МБДОУ детском саду № 42. Педагоги детского сада, дети и родители активно.

Фотоотчёт «Неделя патриотического воспитания в детском саду»Фотоотчёт «Неделя патриотического воспитания в детском саду» Фотоотчёт"Неделя патриотического воспитания в детском саду" Любовь Майорова Вторая младшая группа «Любовь к родному краю, родной культуре,.

Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»Опыт работы «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду» Детский сад это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. В современных условиях задачей взаимодействий.

Из опыта работы «Пути реализации нравственно-патриотического воспитания в системе ДОУ через проект «Люблю березку русскую» Пути реализации нравственно – патриотического воспитания в системе дошкольного воспитания через проект: «Люблю березку русскую» Великий.

Праздник «Дня защитника Отечества» в детском саду как средство патриотического воспитания дошкольниковПраздник «Дня защитника Отечества» в детском саду как средство патриотического воспитания дошкольников Вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения был и остаётся актуальным на все времена. Маленькие граждане нашей страны – это.

Современные подходы к организации музыкального воспитания в детском саду Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие.

Уголок нравственно-патриотического воспитания во второй младшей группеУголок нравственно-патриотического воспитания во второй младшей группе [Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы по организации нравственно — патриотического воспитания в детском саду
Опубликовано: 9 июля 2018 в 19:24
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы по организации нравственно — патриотического воспитания в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Рамиля Хуснутдинова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД