Получи документы

Развитие нравственных качеств дошкольников посредством театрализованной деятельности

Аверьянова Наталья Викторовна
Развитие нравственных качеств дошкольников посредством театрализованной деятельности

Всё наше детство практически пролетает в мире игр. Ведь именно они помогают детям усвоить законы и правила взрослой жизни. Это и есть тот самый период становления личности, который закладывает предпосылки нравственных качеств.

В наше время компьютеризации, технического прогресса дети, по причине занятости своих родителей, предоставлены сами себе. Свободное время они находятся за компьютерными играми или телевизионным экраном. А ведь вместо этого достаточно было сесть и почитать книжку со сказками.

Публикация «Развитие нравственных качеств дошкольников посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Ведь в отличие от добрых сказок, злые персонажи разного рода мультфильмов оказывают отрицательное влияние на детей, проявляется склонность к злу, жестокости, агрессии.

Наблюдая за воспитанниками, я заметила, что некоторые из них во время игр, общения скованны, стеснительны, мало эмоциональны, у некоторых ребят иногда выражены признаки агрессии. А в театрализованной деятельности, как ни в какой другой, у детей могут проявляться творческое воображение, так же они смогут выражать свои эмоции. Ведь театр - один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с нравственным воспитанием, поэтому свою работу я выстроила именно в этом направлении.

Целью работы стало создание условий для формирования нравственных качеств дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Исходя из цели, я выделила задачи:

- формировать на положительных примерах героев сказок нравственные качества детей : доброта, честность, трудолюбие, справедливость;

- развивать нравственные качества детей посредством театрализованной деятельности;

- воспитывать дружеские взаимоотношения между воспитанниками.

При организации работы с детьми по формированию нравственных качеств посредством театрализованной деятельности я использовала разные виды театров, изготовила атрибуты, костюмы к инсценировкам, декорации, ширму, фланелеграф, связала кукол разных национальностей; разработала картотеку этюдов, подобрала сценарии различных детских постановок, связанные с развитием нравственных качеств.

В книжном уголке оформила подборку сказок, в которых проявляются нравственные качества : любовь к матери, уважение к старшим, взаимопомощь, доброта, справедливость.

Работу по развитию нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности я начала в 2020 году с детьми младшего дошкольного возраста. С малышами мы успешно драматизировали знакомые стихотворения и потешки, используя пальчиковый театр.

С детьми среднего возраста мы уже ставили спектакли по сказкам. Я стремилась помочь ребятам самостоятельно найти выразительные особенности для своих героев, используя мимику, игровые импровизации.

В старшем дошкольном возрасте уже развивала самостоятельность детей в организации театрализованных игр, учила понимать эмоциональное состояние другого человека и передавать своё. Этому помогали этюды на выражение внимания, страха, радости, удовольствия, огорчения и др. Выполнение таких упражнений приводило к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, страх, удивление, злость) и способами их невербального и вербального выражения.

Работая в данном направлении, я применила разнообразные приемы: творческие задания на обыгрывание пословиц о дружбе, трудолюбии, взаимопомощи, при выборе ролей детьми, их распределении старалась воспитывать умение уступить друг другу, учитывать интересы других детей, а я назначала наиболее робких, закомплексованных детей на ведущие роли.

Поддерживала инициативу воспитанников в процессе обыгрывания сюжетов сказок во время прогулок, в режимных моментах, во время чтения художественной литературы.

Во время прослушивания сказок можно сказать, что во всех сказках добро побеждает зло. А добро – это эталон положительно направленных нравственных качеств у героев, поэтому герои сказок могут нам служить средством нравственного воспитания.

В процессе театрализованной деятельности, знакомя ребят с героями сказки, обыгрывая их поведение, дети учились оценивать поступки в различных ситуациях, пропуская героев через себя, воспроизводя черты характера этого героя, используя его мимику, жесты, речевую интонацию. Тем самым дети, овладевая навыками театрализованной деятельности, приобретают и нравственно – социальный опыт положительный или отрицательный.

Работа в данном направлении велась в контакте с музыкальным руководителем, учителем – логопедом, сотрудниками Дома – музея поэзии имени Евтушенко.

С музыкальным руководителем подбиралось музыкальное сопровождение, разучивались музыкальные номера для постановок. С учителем – логопедом отрабатывался речевой материал постановок. С сотрудниками Дома – музея было проведено совместное мероприятие «В гостях у домовёнка Кузи». В процессе игр домовёнок развивал у детей такие понятия как доброта, честность, взаимопомощь.

В процессе музыкальных постановок дети проявили творческие способности. В течение 2021 года были показаны музыкальные постановки «Гуси – лебеди», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка» для воспитанников учреждения. Театрализованное представление «Теремок на новый лад» было показано для родителей на родительском собрании в режиме онлайн. В 2022 году воспитанники приняли участие в городском фестивале самодеятельного творчества «Салют, Победа!» с музыкальной композицией «Мой дедушка герой», проходившего в ДК «Горизонт». Детям были вручены дипломы участников фестиваля.

Вся работа, проделанная мною, не была бы столь эффективной без участия родителей. Родители охотно выполняли порученные задания, учили с детьми предложенные им роли, готовили костюмы для выступлений, изготовили лепбуки по сказкам, связанными с нравственным воспитанием. На родительском собрании я рассказала родителям о важности формирования в семье нравственных качеств, а также рекомендовала художественные произведения по этой теме для чтения и обыгрывания с детьми.

Опытом работы я делюсь с молодыми коллегами. В 2022 году в рамках ГМО воспитателей, работающих на группах старшего возраста и Недели молодого педагога, я представила мастер – класс «Развитие нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности».

В данный момент я продолжаю вести работу по развитию нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Подводя итог, хочу сделать вывод: многие дети свободно владеют импровизацией, вербальными и невербальными средствами общения. Любимые герои сказок стали для них образцами для подражания. Дети стали добрее, трудолюбивее, внимательнее друг к другу.

Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б. М. Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…”

Литература:

1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ// Консультант Плюс: справочно-правовая система. - Режим доступа: http//www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/

2. «Музыкально-театрализованная деятельность как средство формирования нравственных основ личности старших дошкольников», Лоскутова Р. Р., Гребнева Л. Г. Йошкар-Ола, 2004 г.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Конспект родительского собрания «Воспитание нравственных качеств дошкольников посредством сказки» (средняя группа) Подготовила: воспитатель.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 1 РисованиеТема 1: «Моя любимая семья». Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с историей возникновения семьи. 2. Учить детей воспринимать.

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 2 .

Тематический план занятий по изобразительной деятельности «Воспитание нравственных качеств у детей 6–7 лет». Часть 3 .

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие нравственных качеств дошкольников посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 1 марта 2023 в 03:22
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие нравственных качеств дошкольников посредством театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Аверьянова Наталья Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД