Ольга Андреева
Опыт реализации основной образовательной программы по познавательному развитию дошкольников
Опыт реализации основной образовательной программы по познавательному развитию дошкольников.
Андреева О. А.
Суркова Н. В.
АНО ДО «Планета детства «Лада»
ДС№190 «Дюймовочка»
«Природа – это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
И. В. Гете
Публикация «Опыт реализации основной образовательной программы по познавательному развитию дошкольников» размещена в разделах
Основная образовательная программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи и др.).
Фундаментом умственного развития ребенка являются сенсорное воспитание, ориентировка в окружающем мире. Содержание раздела «Ребенок и окружающий мир» состоит из 3-х составляющих: предметное окружение, явление общественной жизни, мир природы. Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления.
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Умственное воспитание в основной образовательной программе организовано на принципах познавательно – исследовательской и коммуникативно – познавательной деятельности детей и обогащено современным развивающим содержанием.
Гармоничное развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимает вопрос экологического воспитания.
В свою очередь, экологическое воспитание обеспечивает:
Формирование первичных экологических представлений.
Формирование первоначальных представлений о макросоциальной среде (двор, магазин, аптека, поликлиника, школа, транспорт и пр.).
Формирование первоначальных представлений о явлениях природы, суточных и сезонных изменений.
Развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности (мир людей, животных, растений); местам обитания человека, животных, растений (земля, вода, воздух).
Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе мы всегда обращаемся к игре. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.
Тематика игр, проводимые в нашем детском саду с детьми старшего дошкольного возраста разнообразна :
«Найди лишнюю картинку»
«Собери из частей целое»
«Что умеют делать животные?»
«Кто как защищается?»
«Следопыт»
«Камни, песок, глина»
«Солнце, воздух, вода»
«Живое – неживое»
«Путаница»
«Зоологическое лото»
«Твердые, жидкие, газообразные человечки»
Помимо классических бесед с детьми, педагогических наблюдений, экспериментов и др. мы выходим на взаимодействие с семьями воспитанников. Чтобы сделать общение и досуг с ребенком более содержательным, объединяем свои усилия и родителей в желании сделать процесс обучения интересным, живым, игровым. Поэтому задача педагогов и родителей – внимательно и бережно относится к увлечениям детей, всячески поддерживать и развивать их.
Общими усилиями (детей, педагогов, родителей) в нашей группе создаются различные коллекции. Согласно словарям, коллекция – систематическое собрание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и исторический интерес.
В работе по созданию коллекций в условиях детского сада, мы использовали принципы:
доступность
эстетичность
динамичность
право на самостоятельный выбор
Наши наблюдения показали, что до 5 лет дети собирают значимое и ценное для себя («сокровища») хаотично, без определенной направленности. Они с удовольствием их рассматривают, рассказывают по мере желания, дополняют новыми предметами. Временами интерес пропадает, но может возникнуть вновь.
Например, формирование представлений о том, что человек - часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её происходит в процессе коллекционирования на тему «Природный мир» :
«Насекомые»
«Птицы»
«Рыбы»
«Травы»
«Плоды и семена»
«Злаки»
«Камни, песок, глина»
«Почва»
В перспективе мы хотим познакомить детей с опытнической деятельностью в специально организованных условиях. Несложные опыты будут использованы в играх детей, связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, а также включатся в занятия.
Таким образом, создавая определенную развивающую среду, приобретая необходимое оборудование и материалы, подбирая необходимую художественную литературу, проявляя творчество, изменяя свое потребительское отношение к природе, мы воспитываем новое поколение с новым экологическим мышлением, тем самым, мы реализуем задачи основной образовательной программы, рекомендуемой Министерством образования РФ.
Литература:
1. Т. М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 6-7 лет. //ТЦ «Учитель» - Воронеж- 2006
2. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации // Мозаика Синтез Москва - 2009