Папки-передвижки

Организация познавательно-исследовательской деятельности с опорой на зону ближайшего развития

Чепланова Анна
Организация познавательно-исследовательской деятельности с опорой на зону ближайшего развития

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил одной из образовательных областей программы «Познавательное развитие», в которой зафиксировал нормативные требования к личности ребенка. Познавательное развитие в определении Н. Н. Подъякова это поступательное изменение и функционирование когнитивной сферы дошкольника, в основе которого лежит «противоречивое единство устойчивости и неустойчивости, упорядоченности и беспорядка, являющиеся основой познавательного саморазвития детей».

Публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности с опорой на зону ближайшего развития» размещена в разделах

На педагога возлагается сопровождение познавательного развития, которое подразумевает поддержку познавательных мотивов, становление интересов дошкольников, проявление детской любознательности и познавательного отношения к миру, развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Важным условием познавательного развития являются : доступность образовательного содержания, требования к организации взаимодействия педагога и ребенка, структурирование развивающей предметно-пространственной среды. Создавая эти условия, педагог влияет на развитие ребенка. Вместе с тем, для обеспечения личностно-ориентированного подхода во взаимодействии с детьми необходим учет интересов ребенка, его способностей и умений, индивидуальных предпочтений.

В линии развития ребенка одновременно существуют зона актуального развития, когда психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформированы и ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых, и зона ближайшего развития, когда расхождение между уровнем актуального развития, (определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития, которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками. Учитывая эти особенности психического развития ребенка, педагогу следует находиться одновременно на полшага впереди ребенка и на полшага позади. Позади, чтобы следовать интересам ребенка, не навязывать ему собственных представлений, впереди, для того, чтобы учитывать темп, в котором ребенок осваивает образовательное содержание, чтобы создавать соответствующую мотивацию и необходимую для развития того или иного навыка развивающую среду. Еще одним важным фактором является то, что в процессе образовательной деятельности зона ближайшего развития постоянно расширяется, осваиваются новое образовательное содержание, новые способы деятельности.

Определение зоны ближайшего развития возможно только в процессе взаимодействия с ребенком. Сотрудничая с ним, педагог каждый раз создает свою собственную методику, заставляет работать зону ближайшего развития, добавляет к ней порционно новые знания, подводя ребенка к формулированию собственных выводов.

Алгоритм действия взрослого может быть следующим:

1. Заинтересовать ребенка предстоящей деятельностью (ввести определенную мотивацию).

2. Сформулировать задание, предупредить возможные затруднения, распределить задания между детьми в случае необходимости.

3. Организовать детскую деятельность, высказать одобрение, поощрение, поддержку, предложить помощь взрослого или другого ребенка, уточнить причины неудачи.

4. Подвести итоги деятельности, стимулировать формулирование выводов, спланировать дальнейшую деятельность.

Результатами познавательно-исследовательской деятельности дошкольниками, организованной с опорой на зону ближайшего развития, будут:

переход от восприятия конкретных действия и ситуаций к «обобщенному восприятию»;

переход к использованию собственного прошлого опыта для решения возникающих задач и ситуаций;

освоение комплекса исследовательских действий, необходимых в новых для ребенка условиях.

Приложение 1

Сценарий путешествия «Помогаем Лунтику»

Воспитатель:

– Ребята! Хочу вам рассказать о своей вчерашней встрече. Вчера я познакомилась с нашим любимцем Лунтиком, он сейчас гостит в нашем городе в кукольном театре, и он попросил передать вам его просьбу. Вы помните, что Лунтик свалился к нам с Луны, и он уже очень давно гостит на нашей планете? У него здесь появилось много друзей. Но он очень хочет побывать на своей Родине, может быть у него и там остались друзья? Вот он и решил попросить помощи у нас. Мы готовы ему помочь? На чем же Лунтик может попасть на свою планету? На поезде может? Почему не может? А на корабле? А на велосипеде? А какой транспорт нужен для полета в космос? А мы можем построить для него ракету? Тогда давайте придумаем план: (рисуем) строим ракету, пробуем запустить ее в космос, готовим парашют и спускаемый аппарат для посадки на планету. Принимаем такой план? Давайте действовать (в ходе беседы можно проиллюстрировать деятельность рисунком на доске или ватмане).

Оборудование: ватман или магнитная доска, фломастер или маркер.

Деятельность на площадке «Музыкальный зал»

Воспитатель:

– Ребята мы с вами прибыли на строительную площадку. Посмотрите, как много строительных материалов у нас приготовлено для строительства ракеты! Кто хочет строить из мягких модулей? Кто хочет собрать ракету из плоских фигур? Кто хочет построить из мелкого строителя? За работу!

А посмотрите, какие я построила ракеты, давайте узнаем, полетят они или нет? (эксперимент с запуском моделей ракет из бросового материала). У кого лучше всех получилось?

Оборудование: мягкие модули, крупные куски ткани, плоскостные фрагменты ракеты, мелкий конструктор, модели ракет на каждого ребенка для эксперимента с запуском.

Деятельность на площадке «Балкон»

Воспитатель:

– А теперь давайте придумаем, как Лунтик спустится безопасно на свою родную Луну. Мы построим для него капсулу и прикрепим ее к парашюту. Берите, кому-какой цвет больше нравится, и пойдемте на балкон запустим с высоты (опыт с парашютом).

У нас все получилось? Мы построили ракету? Мы запустили ее? Мы испытали парашют со спускаемым аппаратом?

Оборудование: мелкие объемные фигурки или плоскостные фигурки Лунтиков или других персонажей, капсулы от киндер-сюрприза, модели парашютов разных цветов.

Деятельность на площадке «Планетарий»

Воспитатель:

– А знаете ребята, родина Лунтика удивительная планета. На одной стороне всегда ночь, а на другой всегда день. У нас день и ночь приходят друг за другом. Что мы делаем днем? Что мы делаем ночью? А почему бывает день и ночь, хотите узнать?

Эксперимент с глобусом и фонарем. День и ночь к нам приходит потому, что есть Солнце. Демонстрация…

– Какой же мы видим Луну, и какой ее видит Лунтик? Она может быть разной (демонстрация фаз Луны, называние фаз, размещение на куске ткани – моделирование).

– А еще Луна очень неприветливая планета, передвигаться по ней очень трудно, вся поверхность покрыта ямами, которые называются кратерами. Это от того, что из космоса на Луну часто падают метеориты, космические камни. Давайте посмотрим, как это бывает:

– опыт «делаем лунные кратеры», дети с высоты своего роста бросают камешки в песок, наблюдают, как на поверхности песка остаются углубления;

– Ребята, мы с вами такую работу проделали! Как вы думаете, хорошо будет на Луне нашему другу, там то холодно, то жарко, камни все время падают из космоса… Может быть отговорить Лунтика от этого путешествия? Он как раз ждет нас на сеанс телевизионной связи.

Оборудование: модель Земли Глобус, большой фонарь, плакат с картинками, изображающими деятельность людей днем и ночью, песочница с кинетическим песком, набор камешков.

Деятельность на площадке «Театр»

Звучит заставка. В проеме экрана появляется кукла Лунтик. Машет детям лапой, здоровается:

Лунтик:

– Привет, ребята! Вы узнали меня? А где мы с вами встречались? Тогда вы, наверное, знаете, как я появился на вашей планете? Да, правильно, я просто свалился с Луны.

– А как называется цвет моей шубки?

– А зачем мне четыре уха?

– А как вы считаете, я добрый или злой?

– Я умею дружить?

– Вы хотели мне что-то рассказать ребята? (Дети рассказывают Лунтику о проделанной работе)

– Вы построили для меня ракету! Она какая? Я знал, что она будет большая и красивая… Вы придумали как мне спуститься на Луну! Спасибо вам мои маленькие друзья. – Вы еще что-то узнали о моей родной планете -O-

– Спасибо Вам ребята. Я, наверное, еще подумаю, лететь мне в гости или остаться с вами. А знаете, как я поступлю? Я отправлюсь к Луне и просто посмотрю на нее с высоты. Если вы вдруг решите сконструировать для меня защитный скафандр, который защитит меня от всех опасностей, то в следующий раз я смогу спуститься на поверхность. Пока, ребята! До свиданья, до новых встреч!

Публикации по теме:

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад» В предыдущей публикации я рассказала о том, что дети узнали о подольской кондитерской фабрике, о том, как делают конфеты. На всё это натолкнула.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate»Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate» Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольников при организации элементарной исследовательской деятельности с использованием.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки»Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Шпионские штучки» .

Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулкеМоделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Отчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группеОтчет о познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе Познавательно-исследовательская деятельность - исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними (ФГОС). Познавательно.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация познавательно-исследовательской деятельности с опорой на зону ближайшего развития
Опубликовано: 5 декабря 2023 в 15:11
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация познавательно-исследовательской деятельности с опорой на зону ближайшего развития» (включая файлы) размещена пользователем Чепланова Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД