Получи документы

Организация предметно-пространственной среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры (6 фото)

Малышева Елена Викторовна
Организация предметно-пространственной среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры

Малышева Елена Викторовна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №38 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Фрунзенского района

Санкт-Петербург

Организация предметно-пространственной среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры.

Публикация «Организация предметно-пространственной среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры» размещена в разделах

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Сухомлинский В. А.

Вопрос организации развивающей предметно-игровой среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому мы испытываем повышенный

интерес к обновлению предметно-игровой среды ДОУ.

Развивающая предметно-игровая среда – часть образовательной среды,

представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.

п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в

соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их

здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Предметно-игровая среда обеспечивает удовлетворение потребностей детей в

игровой деятельности посредством соответствующего наполнения, отвечающего

интересам и склонностям детей. Она выступает стимулом к занимательной,

эмоционально-окрашенной совместной деятельности педагога и детей дошкольного

возраста. По мнению О. А. Комаровой, предметно-пространственная развивающая среда

представляет собой организованное пространство, включающее в себя специально

подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления

специфических видов деятельности, игры, личностно-ориентированного взаимодействия

Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая

характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий

деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и

на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность,

наблюдательность. Предметная среда выполняет ответную функцию – она побуждает к

игре, формирует воображение. Она как бы является материальной средой мысли ребенка.

Развитие творчества ребенка дошкольного возраста во многом зависит от

организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Предметно развивающая среда

представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка,

функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

В игровую предметно - развивающую среду входят : крупное организующее

игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровая атрибутика разного рода, игровые

материалы, необходимые для игровой деятельности детей. Все эти игровые средства

находятся обычно не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой

комнате, игровом зале, на площадке (веранде) участка детского сада.

Игровые средства обязательно должны быть сомасштабны друг другу и другим

предметам интерьера. Это означает, что интерьер должен не содержать ничего лишнего и

органично сочетаться в эстетическом отношении с игровыми средствами. Все игровые и

неигровые предметы должны отвечать принципу безопасности.

Предметно-игровая среда групп организуется таким образом, чтобы каждый

ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по

принципу нежесткого центрирования позволяет детям объединяться небольшими

подгруппами по общим интересам.

Под предметно-пространственной средой мы понимаем естественную комфортабельную

обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и

игровыми материалами. Интерьер и игрушки должны быть удобны в повседневном

использовании. Игровое пространство динамично и меняться в зависимости от интересов

детей и творческих замыслов педагогов.

Что же является главным для создания предметно-развивающей среды? Она должна

комфортно сочетать современный дизайн, т. е. эстетичность и возрастную

функциональность. Комфортность рождает покой, радость, интерес, чувство

удовольствия. Поэтому организация развивающей среды должна осуществляться на

основе: возрастного состава детей, психологической характеристики группы;

индивидуальных особенностей детей.

Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая,

меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Она развивающая и

развивающаяся, а также обогащающаяся. Предметно-развивающая среда несёт в себе

огромные возможности воздействия на ребёнка - она воспитывает и развивает его.

Нет чётко определенных требований к наличию в группе тех или иных уголков и

центров. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и

индивидуальна. Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное

развитие ребенка как субъекта посильных детям дошкольного возраста видов

деятельности.

При этом следует помнить правило: игры, игрушки, пособия не должны находиться на

глазах детей бессменно. Условно пособия, оборудование, дидактические игры, материал

можно разделить на три категории:

«СЕГОДНЯ». Тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях, в других

формах взаимодействия с взрослыми. (Символика страны, разнообразие народов, мир

животных и растений и т. д.)

«ВЧЕРА». Материал исследованный, уже известный, освоенный на личном опыте,

используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.

«ЗАВТРА». Содержание, с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем.

Таким образом, развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую,

воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.

Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и

самодеятельности ребенка.

Принципы наполнения центров:

- Материалы расположены «островками» - классифицированы по признаку, приему, игре.

- Наполнение «островками» логично выстроено: должно быть интуитивно понятно,

почему здесь расположены именно эти предметы, игрушки.

- Все контейнеры подписаны в одинаковом стиле, но разным цветом: сначала

картинка – изображение того, что находится в контейнере, под ней – крупными

печатными буквами – название.

- Все материалы размещены так, что их удобно взять с полки, доступны руке и

взгляду. В младших группах контейнеров либо нет совсем, либо они прозрачны и

открыты (без крышки).

- В каждом центре должна быть инструкция с правилами: как использовать, как

убрать на место, что делать нельзя. У младших – каждое правило – отдельный

рисунок (не более 2-3 правил, у старших – может быть текст и пиктограммы, дети

могут сами записать правила и разместить их на видном месте.

- Всё, что размещено в центре активности дети могут свободно брать и играть,

не должно быть предметов, которыми без помощи воспитателя они не могут или не

умеют пользоваться.

- Предметы в центрах активности регулярно меняются: от 1 дня до 2 недель,

редко – месяца. Через изменение наполнения центров отражается освоение

образовательной программы учреждения, программы воспитания и плана

воспитательной работы.

- В старших группах в центрах экспериментирования, познания,

конструирования и др. есть автодидактические карточки-схемы, по которым дети

могут работать с материалом.

Отдельным и обязательным компонентом является уголок УЕДИНЕНИЯ – как

обязательное требование ФГОС ДО. Оборудуется в спокойном, самом тихом месте

групповой ячейки, рассчитан на ОДНОГО ребенка. Обязательны занавески и

подушки, повышенный комфорт, предметы релаксации (светильники, ленты, и т. д.).

Часто в понятие развивающая предметно-игровая среда включаются те отношения,

которые складываются у ребенка со взрослыми. В настоящее время доказано значение

демократического стиля общения взрослого с ребенком для развития творчества. Именно

этот стиль позволяет сформировать раскрепощенные отношения со взрослым, а значит

обеспечить создание им игрового пространства.

Более конкретно, возможности развития детской игры, хотелось бы

продемонстрировать на примере организации предметно-развивающей среды в уголке

ряженья в младшей группе.

Игры с переодеванием являются одной из популярных форм деятельности в ДОУ и

приносят детям много радости и пользы.

Дети развивают мелкую моторику, у них формируются навыки самообслуживания,

перевоплощаются в разных животных, сказочных героев, представителей разных

профессий, развивают фантазию, креативные способности, детскую инициативу.

Стимулируется интерес к сюжетно-ролевым играм, формируются коммуникативные

навыки

Организация предметно-пространственной среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры
Развивающая предметно пространственная среда РППС развитие детской игры РППС Развитие ребенка Материалы для педагогов Темочки Игра это огромное светлое окно через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий Это искра зажигающая огонек пытливости и любознательности Сухомлинский В
Публикации по теме:

Развитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной средыРазвитие детской инициативы и самостоятельности, посредством преобразования развивающей предметно-пространственной среды Большую роль в развитии детской инициативы и самостоятельности в настоящее время отводят среде, в которой находится ребенок. В этом году.

Организация предметно-пространственной средыОрганизация предметно-пространственной среды Отчет ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В МБДОУ № 22 Подготовила воспитатель Петросян Н. В. В разделе.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголокОрганизация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУОрганизация предметно-пространственной среды в ДОУ Верменич Галина 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов.

Организация пространственной предметно-развивающей средыОрганизация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-пространственной среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры
Опубликовано: 15 февраля 2024 в 21:09
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Организация предметно-пространственной среды ДОО, стимулирующей развитие детской игры» (включая файлы) размещена пользователем Малышева Елена Викторовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД