Лучший педагог года

Особенности физического развития детей

Елизавета Монахова
Особенности физического развития детей

С точки зрения спортивного отбора, спортивной ориентации, планирование тренировочного процесса, выбора средств и методов тренировки представляют интерес физиологические особенности растущего организма практически уже с 4 лет, но особенно с 7 лет, т. е. с начала школьного возраста.

В педиатрии принята следующая возрастная периодизация с учетом «узловых» лет, когда меняются темпы роста и развития : до 1 года – грудной возраст, с 1 года до 3 лет раннее детство, с 4 до 7 лет – период первого детства, с 7 до 11 лет (девочки) и с 8 до 12 лет (мальчики) – период второго детства, с 12 до 15 лет (девочки) и с 13 до 16 лет (мальчики) подростковый возраст и с 16 лет (девочки) и с 17 лет (мальчики) – юношеский возраст (7).

Публикация «Особенности физического развития детей» размещена в разделах

В медицинской и педагогической практике удобно пользоваться несколько иной возрастной периодизацией : с 4 до 7 лет – дошкольный возраст, с 7 до 11лет – младший школьный возраст (период отрочества, с 12 до 15 лет средний, с 16 до 18 лет –старший школьный возраст.

Физическое развитие – закономерный процесс изменения морфологических и функциональных особенностей организма, тесно связанный с возрастом и полом человека, состоянием его здоровья, наследственным факторам, условиям жизни и специфическими влияниями занятий юных спортсменов оказывают помощь в решении практических вопросов планирования тренировочного процесса, этапного отбора, углубленной специализации и прогнозирование роста спортивных результатов.

Длина тела в период с 4 до 20 лет увеличивается неравномерно отмечаются периоды минимального и максимального роста. Минимальный рост длины тела наблюдается в возрасте с 7 до 8 лет у девочек и с 8 до 9 у мальчиков. Почти до 10 лет девочки несколько уступают в длине тела мальчикам (2).

Максимальная интенсивность увеличения длины тела у девочек наблюдается в период от 4 до 6,5 лет и с 8,5 до 12 лет.

Увеличение длины нижних конечностей соответствует по характеру увеличения длины тела, однако снижение темпа их прироста происходит более равномерно, чем снижение темпа прироста длины тела и длины верхних конечностей. До 10 лет длина ног больше у мальчиков, а с 10 до 14,5 лет – больше у девочек в среднем на 2 см, затем длина ног у мальчиков опережает длину ног у девочек.

Наиболее интенсивный прирост массы тела отмечается у девочек в период между 4 – 5 и 10 – 11 годами, а у мальчиков между 4 – 5 и 12 – 15 годами. До 11 лет масса тела у мальчиков больше, чем у девочек.

Форма грудной клетки у детей, длина и обхват груди существенно сказываются на особенностях их телосложения. Уже к 12 – 13 годам форма грудной клетки напоминает таковую у взрослых и отличается от последней лишь размерами (11).

Окружность грудной клетки увеличивается с возрастом постепенно. При этом абсолютная величина окружности у мальчиков всегда больше, чем у девочек, за исключением детей 13 – 15-летнего возраста.

Увеличение поперечного и переднезаднего диаметров грудной клетки происходи неравномерно.

Окостенение скелета у детей происходит неравномерно: к 9- 11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 12 – 13 годам – запястья и пястья. Кости таза интенсивно развиваются у девочек с 8 до 10 лет. С 10 до 12 лет формирование их у девочек и мальчиков идет равномерно. К началу полового созревания темпы развития тазового пояса у девочек увеличиваются.

Скелет детей отличается значительным количеством, чрезмерно подвижными суставами, легко растягивающимся связочным аппаратом. К 7 годам устанавливается шейная и грудная кривизны, к 12 – поясничная, позвоночник наиболее подвижен до 8 – 9-летнего возраста. Отсюда не редки случаи, когда у младших школьников наблюдаются разнообразные нарушения осанки и деформация позвоночника. Изменению осанки способствуют нарушения гигиенических условий (в школе, дома, при занятиях спортом) (24).

В младшем школьном возрасте мышцы конечностей развиты слабее, чем мышцы туловища. С возрастом сила мышц увеличивается не равномерно. Неравномерность роста силы в онтогенезе, замедление и ускорение увеличение силы связано с увеличением количества мышечных волокон, с изменением соотношения мышечного и соединительно-тканного компонентов, с увеличением физиологического и анатомического поперечников, изменениям микроструктуры и химического состава мышц.

Заметно перестраивается и нервный аппарат мышц. Важно, что интенсивность изменений кровоснабжения иннервации мышц больше выражена в тех мышцах, которые раньше начинают функционировать и испытывать большую нагрузку (9).

Быстрыми темпами развивается мышечная система в пубертатном периоде. К 14 – 15 годам развитие суставно-связочного аппарата мышц и сухожилий и тканевая дифференциация в скелетных мышцах достигает высокого уровня. В этом периоде мышцы растут особенно интенсивно. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. Так, если у ребенка 8 лет мышцы составляют около 27 % массы тела, у 12 – летнего около 29%, то у подростка 15 лет - около 33 %. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у девочек в 11 – 12 лет, а у мальчиков в 13 – 14 лет. К 14 – 15 голам мышцы по своим свойствам уже мало отличаются от свойств мышц взрослых людей.

Одним из самых изменчивых морфологических параметров человеческого организма является состав тела (7).

У детей (практически одинаково у девочек и мальчиков) первые 5 лет происходит абсолютное увеличение подкожно-жирового слоя. С 5 до 10 лет у девочек жировая складка уменьшается более отчетливо, чем у мальчиков. После 10 лет отмечается интенсивное увеличение подкожного жира, которое начинается раньше у девочек и протекает более энергично.

Между общим и подкожным жиром в организме существует статически достоверная связь.

Публикации по теме:

Тренажер для физического развития детей «Лестница ловкости»Тренажер для физического развития детей «Лестница ловкости» В физкультурных уголках есть огромное разнообразие различных спортивных пособий, а я хочу познакомить Вас с "Лестницей ловкости" которая.

«Мультяшки спешат на помощь!» идеи оформления ДОУ для физического, эстетического и познавательного развития детей«Мультяшки спешат на помощь!» идеи оформления ДОУ для физического, эстетического и познавательного развития детей В нашем детском саду когда-то был действующий бассейн, но, к сожалению, внутренняя его часть стала аварийной и в данный момент используется.

Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возрастаФитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол - оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.

Использование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаИспользование фитбол-гимнастики для коррекции физического развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата Инструктор по физической культуре Хроменкова М. Р. МБДОУ Детский сад №13 г Арханельск. Новизна «Фитбол – гимнастики» заключается в нетрадиционном.

Использование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детейИспользование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детей Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление. Как помочь малышу меньше болеть простудными заболеваниями? Как.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Особенности развития детей 2–3 лет в игре с предметами и дидактическими игрушками На третьем году жизни ребёнка продолжается интенсивное ознакомление с окружающем миром. Возросшая активность малыша проявляется в большей.

Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее.

Планируемые результаты физического развития для детей подготовительной к школе группы Планируемые результаты физического развития для детей подготовительной к школе группы Дети овладевают: • умением ходить выпадами вперед,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности физического развития детей
Опубликовано: 26 августа 2023 в 11:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности физического развития детей» (включая файлы) размещена пользователем Елизавета Монахова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД