Получи документы

Особенности формирования зубочелюстной системы у детей и взаимосвязь с проблемами звукопроизношения

Татьяна Боглазова
Особенности формирования зубочелюстной системы у детей и взаимосвязь с проблемами звукопроизношения

Логопедам известно, что речевые нарушения достаточно часто являются следствием неправильного формирования артикуляционного аппарата: неровный зубной ряд, негармоничное развитие челюстей, неправильный прикус. Так же, нарушению звукопроизношения способствует инфантильный тип пережёвывания и глотания пищи. Часто, именно логопед первый обнаруживает эти нарушения и направляет ребёнка к стоматологу на коррекцию.

Публикация «Особенности формирования зубочелюстной системы у детей и взаимосвязь с проблемами звукопроизношения» размещена в разделах

Между тем, часто этого дорогостоящего лечения можно избежать, зная, как формируется челюстно-лицевой скелет ребёнка. Процесс формирования зубочелюстной системы ребёнка определяется функциями носового дыхания и жевания.

При нормальном развитии дыхание происходит через нос: вдыхаемый воздух очищается, согревается, увлажняется, проходя через носовые ходы. В случае, если носовое дыхание затруднено (разросшиеся аденоиды или есть привычка дышать через рот, вследствие слабости мышц, удерживающих челюсти в сомкнутом положении) носовые ходы и смежные с ними синусовые и гайморовы пазухи не получают нужной нагрузки и у ребёнка формируется вытянутый уплощенный овал («лошадиное лицо»). Носовая полость и ноздри сужаются, нарушается тембр голоса. Появляется назальный оттенок (говорит «в нос»).

Функция правильного жевания тоже очень важна. При грудном вскармливании ребёнок сосёт молоко, надавливая на сосок или соску средней частью спинки языка (кончик языка опущен вниз, спинка выгнута кверху). Если процесс сосания затянулся (в 2-3 года сосут бутылочку, соску, палец) формируется инфантильный тип жевания и глотания. Мы можем наблюдать в плане звукопроизношения в 4-5 лет устойчивое смягчение согласных звуков – «сюсюкающая речь» - «сянки», «сюмка»; нарушение формирования звуков верхнего подъема (шипящие, Л, Р). Анатомически формируется высокое готическое нёбо, нарушение смыкания челюстей (открытый передний прикус, прогнатия -- саггитальная щель, задержка в росте челюстей, и как следствие этого, скученность зубов.

По мере прорезывания молочных зубов у детей сосание заменяется жеванием. При своевременном введении твёрдого прикорма формируется соматический тип жевания и глотания, когда активную роль в продвижении пищи во рту принимает кончик языка, который принимает приподнятое к верхним альвеолам положение и двигательно нагружается. В плане звукопроизношения это закладывает двигательную основу для формирования звуков верхнего уклада (Ш,Ж,Щ,Ч,Р,Л)

Необходимо отметить, что формированию правильного типа жевания и глотания может препятствовать укороченная подъязычная связка. В норме у ребёнка 3х лет она крепится на расстоянии 1,5 см от кончика языка, другим концом – за выводными протоками слюнных желёз.

Какие рекомендации можно предложить родителям?

• Своевременно лечить заболевания, нарушающие носовое дыхание.

Формировать привычку дышать носом с помощью дыхательной гимнастики.

• Вовремя формировать пищевое поведение ребё нка: правильно пережёвывать твё рдую пищу: длительно, тщательно, небольшими порциями, жевать с закрытым ртом. Не разговаривая во время еды.

• Беречь молочные зубы, т. к. ранняя их потеря нарушает процесс жевания и провоцирует проблемы при смене молочных зубов на постоянные (недостаток места для постоянных).

• Своевременно проходить профилактические осмотры педиатра, ЛОРа, стоматолога и логопеда.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Особенности звукопроизношения у детей 3–4 лет» Ребенок младшего дошкольного возраста уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию. Наиболее характерный.

Консультация для родителей «Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения в семье с детьми 3-х лет» Уважаемые родители! В последнее время наблюдается явление,когда речь детей не соответствует их возрасту. И мы взрослые должны помочь своему.

Консультация «Взаимосвязь формирования эмоциональной компетентности и навыков конструктивного общения у детей» Взаимосвязь формирования эмоциональной компетенции и навыков конструктивного общения у детей или эмоциональное наполнение жизни ребёнка.

Особенности формирования гуманных качеств у детей дошкольного возраста Особенности формирования гуманных качеств у детей Особенности формирования гуманных качеств у детей дошкольного возраста Гуманные качества - это качества, выражающееся в сочувствии, сопереживании,.

Особенности формирования межличностных взаимоотношений у детей мл. школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Особенности формирования межличностных взаимоотношений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью» Автор:.

Особенности формирования навыка чтения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Одна из наиболее распространенных причин школьной неуспеваемости - задержка психического развития. Дети этой категории составляют около.

Особенности формирования патриотизма в старшем дошкольном возрасте Аннотация В статье рассматривается вопрос формирования патриотизма у детей в старшем дошкольном возрасте. Раскрывается феномен патриотизма.

Особенности формирования управленческой культуры руководителя дошкольной образовательной организации В статье представлены результаты изучения научных исследований сущности таких основополагающих понятий, как «культурауправления», «управленческая.

Особенности формирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта Особенности формирования временных представлений у детей с нарушением интеллекта. В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая.

Особенности формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников в условиях двуязычия Особенности формирования культуры взаимоотношений старших дошкольников в условиях двуязычия. Любое многонациональное общество объективно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности формирования зубочелюстной системы у детей и взаимосвязь с проблемами звукопроизношения
Опубликовано: 22 апреля 2017 в 11:31
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности формирования зубочелюстной системы у детей и взаимосвязь с проблемами звукопроизношения» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Боглазова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД