МААМ-картинки

Особенности голосоведения и голосоподачи у младших школьников с дизартрией

Германенко Анастасия
Особенности голосоведения и голосоподачи у младших школьников с дизартрией

Речь и голос как средства коммуникации всегда рассматривались в тесном единстве. Голос – это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздух. Голос физиологически обеспечивает речь, посредством голоса мы можем передавать информацию, предать свое эмоциональное состояние, все это обеспечивает нормальную коммуникативную деятельность.

Публикация «Особенности голосоведения и голосоподачи у младших школьников с дизартрией» размещена в разделах

Каждый голос может двигаться постепенно или скачком. Постепенное движение обеспечивает наибольшую плавность и связность созвучий; секундовые смещения всех голосов способны сделать естественным даже последование гармонически удалённых друг от друга созвучий. Особая плавность достигается при косвенном движении, когда выдерживается общий тон аккордов, прочие же голоса движутся на близкие расстояния [9]. Таким образом, голосоведение – это движение голосов в многоголосном музыкальном произведении. Этот термин применяется также в вокальной педагогике (ведение певческого голоса).

Способ подачи голоса имеет большое значение в речи. Голосоподача – это способ подачи звука, отражающий последовательность выдоха и смыкания голосовых связок. Атака – это скорость, с которой дыхательное положение гортани сменяется фонаторным. Бывает мягкая атака – выдох и смыкание связок происходит одновременно, и твердая атака – сначала смыкаются голосовые связки, а затем осуществляется выдох, звук голоса получается резким. Также бывает придыхательная атака, она отличается от твердой и мягкой атаки тем, что при ней выдох происходить раньше, чем смыкание связок.

Говоря о голосе, его звучности акустических характеристиках, стоит отметить важный аспект, как правильное дыхание. Сохранность правильного физиологического дыхания является обязательным условием осуществления процесса фонации.

Выделяют следующие типы дыхания:

поверхностное;

грудное;

нижнереберное.

Анатомические структуры голосового аппарата и голос ребенка меняются с возрастными периодами. Рефлекторный крик новорожденного – это первая фонация. Голос новорожденных различается по силе, но имеет одинаковую высоту и не различается по тембру. Он представлен в виде непрерывного звучания гласного. На второй-третьей неделе функциональное назначение и способ подачи голоса начинают изменяться. Ребенок выражает голосом свои потребности во внимании и наличие дискомфорта (голод, боль, холод и так далее). После одного-полутора месяцев жизни в криках, которые выражают недовольство, появляется твердое звучание голоса.

К концу второго месяца малооформленные гласные, приобретают эмоциональную окраску, связанную с его самочувствием. Во время гуления и лепета формируются все более определенные гласные и согласные звуки. У ребенка голос имеет глухое звучание.

В ясельном и дошкольном возрасте ребенок путем подражания усваивает особенности голоса в речи окружающих. Голос характеризуется следующими особенностями : голос звонкий, в нем мало обертонов, диапазон его невелик (не более 1-2 звуков I октавы, сила голоса небольшая. При форсировании голоса более низкие звуки получаются напряженными, крикливыми, а более высокие звуки визгливыми. Напряжение отдается и в артикуляционный аппарат, в частности отмечается напряжение нижней челюсти. Мелодический рисунок приближается к «взрослым» моделям.

У детей дошкольного возраста фонация осуществляется за счет краевого натяжения коротких тонких голосовых связок, состоящих из соединительной ткани и желез. С пяти лет начинают формироваться отдельные пучки вокальных мышц. Голос имеет высокое звучание, его диапазон составляет 5 – 6 нот.

В домутационном периоде параллельно с анатомическим ростом органов голосообразования формируется рецепторный аппарат гортани (короткие и тонкие голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). В слизистой оболочке гортани 7 – 9 -летнего ребенка начинается формирование голосовой мышцы. Голосу детей данного возраста свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра (особенно у мальчиков, но нет тембральной насыщенности.

Развитие голоса у детей с дизартрией отличается от нормы. Установлено, что уже в раннем возрасте (1-3 мес.) в случаях дизартрии отмечается нарушение дифференцированности эмоциональных реакций, проявляющееся в данный возрастной период их фрагментарностью. Нарушение эмоциональных и голосовых реакций может быть обусловлено локальными нарушениями мимической, голосовой и дыхательной мускулатуры (Е. Н. Винарская, 1987). В дальнейшем неполноценность голосовых реакций в этом периоде проявляется бедностью и однообразием интонирования звуковых комплексов. В возрасте около года у детей с дизартрией оказываются неразвитыми дифференцированные мимические и интонационно-выразительные голосовые реакции.

В дальнейшем с развитием фразовой речи у дошкольников отмечаются недостатки мелодической организации речевого высказывания, нарушения тембра, темпа речи, нозализованность, быстрое истощение голоса. Речь носит смазанный характер (Е. Н. Винарская, 1987).

У детей младшего школьного возраста нарушены голос, голосовые модуляции по высоте и силе, ослаблен речевой выдох. Нарушается тембр речи и появляется иногда назальный оттенок. Темп речи чаще ускорен. При рассказывании стихотворения речь ребенка монотонна, постепенно становится менее разборчивой, голос угасает. Голос детей во время речи тихий, не удаются модуляции по высоте, по силе голоса. Диапозон голоса сужен в пределах 3-4 тонов.

При дизартрии нарушения голоса очень разнообразны. Наиболее частые нарушения: недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи, нарушения тембра голоса (глухой, назализованный, хриплый, монотонный, сдавленный, тусклый; может быть гортанным, форсированным, напряженным, прерывистым и т. д., слабо выражены или отсутствуют голосовые модуляции.

В зависимости от формы отмечаются следующие нарушения голоса.

При псевдобульбарной дизартрии отмечается медленная речь, голос характеризуется истощаемостью и хриплостью, вследствие нарушения вибрации голосовых связок. Тембр речи имеет носовой оттенок, особенно при произношении гласных заднего ряда и твердых согласных сложных по артикуляции. Акценты в высказывании расставляются ребенком неверно, часто встречается равноударность выделения ударения.

Голос при бульбарной дизартрии характеризуется напряженностью, неустойчивым по высоте, он значительно слабеет в конце фразы, имеется назальный оттенок. Вследствие этого речь не внятная, замедленная и абсолютно не четкая.

При корковой дизартрии в симптоматике имеет нарушения громкости. Наблюдается невозможность ребенком говорить высоким голосом, характерно общее понижение громкости речи. Акцентуация в речи часто отсутствует, что связано с общей астенизацией организма ребенка.

При подкорковой дизартрии, если имеется повышение тонуса в мышцах голосового аппарата и дыхательной мускулатуре ребенок не может произнести ни одного звука. При менее выраженных нарушениях голос с носовым оттенком, наблюдается затухание голоса, переходящее в невнятное бормотание. Речь прерывистая, аритмичная. Логическое ударение ребенком не выделяется. Голос часто хриплый, резкий.

При мозжечковой дизартрии голос характеризуется затуханием к концу фразы. Речь замедленная, толчкообразная. Скандированная, с нарушенной модуляцией.

При стертой дизартрии может наблюдаться недостаточный тонус мышц мягкого неба и, как следствие, гнусавый оттенок голоса. Голос затухающий, прерывистый, немодулированный, назализованный. Интонационная выразительность речи снижена.

Таким образом, голос человека проявляется с первых дней жизни. Изменение голоса в онтогенезе связаны с изменениями и ростом организма в целом, развитием голосового аппарата. При дизартрии нарушения голоса очень разнообразны. Наиболее частые нарушения: недостаточная сила голоса (голос слабый, тихий, иссякающий в процессе речи, нарушения тембра голоса, слабо выражены или отсутствуют голосовые модуляции.

Публикации по теме:

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников»Конспект психологического занятия для младших школьников «Регистрация психического состояния младших школьников» Психологическая диагностика Конспект занятия Цели: Регистрация психического состояния младших школьников. Ход занятия 1. Ритуал приветствия.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 1 Эта консультация будет полезна молодым педагогам. Неумолимая статистика констатирует нам тот факт, что за последние годы педагогический.

Консультация для воспитателей «Особенности организации режимных моментов в младших группах». Часть 2 1 слайд: Продолжаю тему особенностей организации режимных моментов в младших группах. Теперь хочу предложить рассмотреть модель организации.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией Особенности предметного и сюжетного рисования у детей со стертой дизартрией Составитель: учитель-логопед Рубанова Д. А. Изобразительная.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Прописи по английскому языку для младших школьников с дисграфиейПрописи по английскому языку для младших школьников с дисграфией Как известно в России уже несколько лет английский язык изучается со второго класса. Для младших школьников с диагнозом дисграфия - это.

Стенгазета «Цвети, Земля!» для младших школьниковСтенгазета «Цвети, Земля!» для младших школьников Цель: изготовить стенгазету «Цвети Земля!» Задачи: - познакомить учащихся с праздником «День Земли»; расширять представления о связях.

Стенгазета младших школьников  «23 февраля»Стенгазета младших школьников  «23 февраля» Назначение: украшение интерьера к празднику- 23 февраля. Цель: изготовить поздравительную стенгазету к празднику 23 февраля. Задачи: -создать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности голосоведения и голосоподачи у младших школьников с дизартрией
Опубликовано: 17 мая 2023 в 01:40
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности голосоведения и голосоподачи у младших школьников с дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Германенко Анастасия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД