Получи документы

Особенности работы учителя-сурдопедагога

Лидия Волкова
Особенности работы учителя-сурдопедагога

Особенности работы учителя-сурдопедагога.

Наш детский сад находится в здании школы № 40. У нас всего 3 группы для детей с нарушением слуха, наполняемостью до 8 человек. Наши воспитанники это дети:

- глухие,

- слабослышащие,

- дети с КИ.

Глухота - стойкая потеря слуха, при которой невозможно самостоятельное овладение речью. При этом ребёнок может воспринимать некоторые громкие неречевые звуки (свисток, звонок, удар в бубен). Глухота может быть врожденная и приобретенная.

Публикация «Особенности работы учителя-сурдопедагога» размещена в разделах

Тугоухость - стойкое понижение слуха, при котором возможно овладение речью с опорой на остаточный слух. Речь при этом имеет разный уровень развития, зависит от степени снижения слуха и имеет специфические нарушения.

Причинами нарушения слуха являются генетические факторы и приобретённая патология.

К генетическим факторам относится:

наследственная передача дефектов слухового анализатора;

воздействие на плод инфекций (краснуха);

врождённое недоразвитие внутреннего уха;

травмы плода.

К приобретё нной патологии относится:

осложнение инфекций (корь, грипп, скарлатина);

воспаление среднего уха (отит);

воздействие антибиотиков;

нейроинфекции (менингит);

поражение коркового отдела слухового анализатора

(опухоль, кровоизлияния).

Помимо проблем со слухом, дети имеют дополнительные нарушения. Часто приходят дети с синдромом дефицита внимания, гиперактивные дети, дети с расстройством аутистического спектра. Есть у нас дети с ДЦП, ЗПР, а так же дети с логопедическими проблемами, например с дизартрией. У многих отмечается нарушение моторного развития, нарушение координации движений, слабость мелкой моторики, нарушения зрительного восприятия. Но так как у этих детей имеется нарушение слухового восприятия, то МПК направляет их в наше учреждение. Поэтому нам приходится вести работу не только с нарушением слуха и отсутствием речи, но и со всем комплексом нарушений.

Нарушение или отсутствие речи.

Нарушение координации движений, моторики;

Нарушение зрения;

Синдром дефицита внимания, гиперактивность;

Задержка психического развития;

Нарушение эмоционально-волевой сферы (аутизм) ;

Нарушение мозговых систем (ДЦП)

Нарушения ЦНС;

Большой проблемой в обучении речи и произношению для нас является отсутствие у ребёнка способности удерживать взгляд на лице взрослого и смотреть в зеркало. У всех детей низкий уровень развития памяти. Запоминание речевого материала идёт в основном на зрительной основе, а без помощи слухового анализатора процесс запоминания усложняется. Поэтому требуется многократное повторение материала, периодический возврат к повторению пройденного. Все дети особенные, трудные и работать с ними очень тяжело.

В последнее время в массовые учреждения (детские сады и школы) поступают дети с КИ.

КИ является эффективным методом реабилитации глухих детей, которая позволяет слышать и со временем понимать речь и говорить.

Во внутреннее ухо пациента вводится система электродов, обеспечивающая восприятие звуковой информации посредством электрической стимуляции сохранившихся волокон слухового нерва.

Специалисты Москвы, Санкт-ПБ убеждают родителей в успехе речевого развития, при условии создания речевой среды для ребёнка. Поэтому родители спешат отдать его в массовые образовательные учреждения. Из практики видно, что у ребёнка с сохранным интеллектом, не имеющего других отклонений в психическом развитии, речевое развитие более успешно. Но в некоторых случаях речь детей развивается медленно, а может и не развиваться вовсе. В случае если у ребёнка наблюдаются трудности в речевом развитии, родители обращаются за помощью в коррекционные учреждения. Успех зависит от возможностей ребёнка и готовности родителей принимать активное участие в его обучении.

Рядом с ребё нком с ОВЗ обязательно должны находиться специалисты: учитель-дефектолог, логопед, психолог. У каждого свои задачи. Мы расскажем об особенностях работы учителя-сурдопедагога в детском саду.

Учитель-сурдопедагог ведёт работу по развитию слухового восприятия, формированию произношения, развитию речи формированию элементарных математических представлений.

Основными задачами являются:

- развитие неречевого и речевого слуха,

- накопление словаря, работа над значением слова,

- работа над грамматической стороной речи,

- формирование устной, письменной, дактильной форм речи.

Основным содержанием работы является : выработка условно-двигательной реакции на звук.

Работа по развитию слухового восприятия направлена на развитие остаточного слуха. Дети обучаются восприятию и различению на слух:

- речевого материала (тексты, фразы, слова, слоги, звуки)

- неречевых звучаний (музыкальные игрушки);

- темпа звучаний; ритма; громкости; высоты; направления;

количества; голосов животных, бытовых шумов; звуков

окружающего мира;

- формирование навыков звукопроизношения;

- устранение дефектов звуков, их коррекция;

- развитие речевого дыхания;

- работа над голосом.

Глухой ребёнок воспринимает речь, опираясь на зрительное восприятие. Каждая фонема имеет соответствующий артикуляционный образ. Ребенок зрительно запоминает этот образ. В процессе длительных упражнений ребёнок учится различать образы целых слов (чтение с губ).

Кроме зрительных ощущений, важную роль играют осязательные ощущения (тактильные, температурные, двигательные (фонетическая ритмика); умение подражать взрослому.

В работе над произношением применяется полисенсорный метод. Мы используем сохранные анализаторы (зрение, тактильно-вибрационную чувствительность, остатки слуха, с помощью двойного контроля (одна рука приложена к шее в области гортани для ощущения вибрации гортани, другая поднесена ко рту, чтобы ощущать струю выдыхаемого воздуха).

Опираясь на сказанное, происходит вызывание, постановка, автоматизация звуков с обязательным использованием зеркала. Работа ведётся на индивидуальных и групповых занятиях с учётом особенностей развития каждого ребёнка.

Особенностью нашей методики является раннее обучение чтению детей. Глобальное чтение - первый этап обучения. Первые слова и предложения даются глухим для общего восприятия в письменной форме на табличках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для неслышащего ребёнка некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения.

Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок должен научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Для этого на карточках печатными буквами пишутся слова. Слова, чтению которых мы хотим научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Но до обучения глобальному чтению нужно научить ребёнка соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки. Обучение глобальному чтению позволяет развивать мышление, зрительное внимание и память, у ребёнка накапливается словарь.

Дети еще не умеют читать в общепринятом смысле - они воспринимают таблички целостно, различают их между собой по каким-то признакам, которые выделяются ими самими. Эти признаки, очевидно, персональны: один малыш ориентируется на одни элементы слова, другой - на другие и т. д.

Сначала дети узнают слова на табличках только при выборе из двух предметов, затем - из трех, четырех и т. д. Постепенно количество предметов и слов для выбора увеличивается. С целью накопления словаря развивающая среда оснащена табличками. Тоже самое мы рекомендуем родителям сделать дома.

Следующий этап обучения чтению - это аналитическое чтение.

Дактильная речь – это своеобразная форма речи и вспомогательное средство при овладении письменной речью и умением читать с губ.

В дактильной азбуке, как и в буквенной, 33 знака. Каждой букве алфавита соответствует положение пальцев.

Дактилируя, ребёнок точно воспринимает буквенный состав и грамматическую форму слова. Со временем, за каждой буквой закрепляется соответствующий звук, и с дактилированием чтение становится достаточно разборчивым. С помощью дактиля дети контролируют произношение, лучше запоминают слова.

При хорошем овладении техникой дактилирования дактилология незначительно влияет на темп речи и слитность произношения. При плохом владении техникой аналитического чтения слитность произношения, внятность речи существенно страдают.

Речь детей с нарушением слуха характеризуется не только особенностями произношения, но и аграмматичностью. Наиболее трудным для глухого ребенка является усвоение грамматического строя речи. Дети делают ошибки в окончаниях существительных, с трудом усваивают изменение слов по родам, числам, используют слова только в И. п. «У меня нет кукла»., «Папа пришла», «Машина большой». Не используют в речи предлоги. Всему надо учить.

Жесты – одна из базовых систем невербальной коммуникации. Невербальная коммуникация – передача информации при помощи знаков (позы, жесты, мимика, интонация, взгляды и т. д.).

Жестовая речь - это способ общения глухих людей посредством системы жестов.

Жестовая речь служит средством общения и познания окружающего мира.

Разговорная жестовая речь усваивается детьми при общении с глухим детьми или взрослыми.

Жестовая речь - способ наиболее прост, доступен, не требует затрат времени.

Использование жестовой речи в обучении глухих способствует :

* устранению коммуникативных барьеров между педагогами и

детьми;

* увеличению объема учебной информации, ускорению ее

передачи;

* усвоению программы обучения в полном объеме;

* эмоциональной окрашенности учебно-воспитательного процесса.

Публикации по теме:

Консультация «Формы работы учителя-логопеда с родителями» Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях.

Формирование семейных ценностей в семье и школе. Особенности работы с родителями. Результативность работы за год Российская Федерация Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» Формирование семейных ценностей в семье.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Фотоотчёт «Работы учеников 3–4 классов к Дню Учителя»Фотоотчёт «Работы учеников 3–4 классов к Дню Учителя» Учителя, учителя… Профессий нет добрей! Стоите твердо у руля, Открыв ребенку дверь. Учитель — самый верный друг, Не выдаст, не предаст;.

Консультация для педагогов из опыта работы «Пластилинография в детском саду: особенности организации работы с детьми» В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов.

Направления работы учителя-дефектолога Каждый специалист, занимающийся с детьми с ограниченными возможностями, выделяет в своей работе четыре основных направления: • Диагностическое.

Опыт работы «Особенности проведения физкультурно-оздоровительной работы по плаванию в ДОУ» Доклад на районное МО дошкольных работников Подготовила инструктор по ФК Меренцова Н. А. Особенности проведения физкультурно-оздоровительной.

Особенности работы учителя-логопеда с детьми ОВЗ в младшей диагностической группе с использованием инновационных технологий Цель: коррекция психоречевого развития детей младшей диагностической группы с использованием методов и приёмов инновационных технологий.

Особенности работы учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС до «Существовала некогда пословица, Что дети не живут, а жить готовятся. Но вряд ли в жизни пригодится тот, Кто жить, готовясь, в детстве не.

План работы по самообразованию учителя-логопеда МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН План.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности работы учителя-сурдопедагога
Опубликовано: 10 декабря 2019 в 08:46
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности работы учителя-сурдопедагога» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Волкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД