МААМ-картинки

Педагогические условия становления трудотерапии детей с особыми образовательными потребностями

Ирина Ковтун
Педагогические условия становления трудотерапии детей с особыми образовательными потребностями

Трудовая подготовка детей из ОП в специальных воспитательных заведениях в Украине началась в 70-х годах XIX века. В это время происходил процесс становления системы трудовой подготовки учащихся с ООП, а именно, определялись подходы к содержанию, формам, методам трудового воспитания, оптимальному сочетанию общеобразовательной и трудовой подготовки, разрабатывались теоретические основы, активизировались процессы научно-методического обеспечения.

Публикация «Педагогические условия становления трудотерапии детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

Широкое распространение в специальных заведениях для детей с ООП получила система трудового обучения, созданная основателем олигофренопедагогики Эдуардом Сегеном (1812-1880). Он рассматривал трудовую деятельность как средство физической тренировки двигательного аппарата, что приводит к тренировке нервной системы, в результате чего улучшается психическая деятельность. По его мнению, правильно организованный «труд укрепляет здоровье детей с ооп, обеспечивает развитие восприятия».

Э. Сеген пропагандировал и широко применял в своей педагогической практике ручной труд, отмечая, что у детей с оопом следует воспитывать привычки приносить пользу себе и другим. Задача воспитания детей из ООПа, по мнению Э. Сегена, состоит в том, чтобы вывести их из инертного состояния, поставить в связь с внешним миром. Он был убежден, что в каждом человеке, какими глубокими болезнями он не страдал, заложены огромные потенциальные возможности усовершенствования физических и духовных сил. Эти возможности могут быть приведены в действие силой духа, воли и искусства воспитателя, а также путем создания благоприятных условий для лиц, нуждающихся в помощи врачей и воспитателей. Сам Сеген назвал свою систему физиологической, поскольку в процессе воспитания, с его точки зрения, должно произойти видоизменение строения нервной системы, ее оздоровление.

Несколько по-другому задача трудового воспитания детей из ооп определяет Жан Демор (1867-1941гг.) является важным оружием интеллекта и крепкого усвоения разнообразных знаний». Он резко критиковал устоявшийся вербализм в обучении детей по ООП, общепринятую систему учебных занятий по отдельно взятым предметам. Содержание коррекционно-развитых программ специальных учреждений, по его мнению, должно строиться по принципу «полезности» – учить только тому, что способствует развитию умственных и физических способностей ребенка и имеет практическое значение. Ученый-педагог резко выступал против абстрактных знаний в обучении детей по ооп, отстаивал идею о необходимости максимально сокращения программы по математике, письму и чтению.

Определенную роль в развитии идеи о социальной значимости трудового воспитания детей с ООП сыграли взгляды Альфреда Бине (1857–1911). Он утверждал, что важным качественным показателем учебного процесса в специальном учреждении является степень адаптации ребенка к окружающему миру. Обучение должно активизировать ребенка, сделать его деятельным, работоспособным и творческим. По его мнению, общепедагогическая работа с детьми из ООП должна направиться на развитие практических способностей и умений. С этой целью он рекомендовал педагогам широко использовать психическую ортопедию – систему специальных упражнений, направленных на развитие ловкости, быстроты реакции, организованности и достаточной ориентированности в окружающей среде. В этом аспекте А. Бине предпочитал занятия по ручному труду.

Следовательно, содержание и направленность трудового воспитания детей с ООП в начале его становления в европейских странах носило неоднозначный характер и исследовалось и разрабатывалось с учетом различных позиций, а именно:

1. Рассматривался как средство формирования элементарных навыков (физических, умственных или нравственных);

2. Как средство связи с содержанием учебных предметов специального заведения;

3. Как условие социальной адаптации.

Досвід європейських країн став підґрунтям для активізації суспільної допомоги дітям з ООП в Україні. З метою його популяризації на початку ХХ століття видаються наукові праці зарубіжних олігофренопедагогів, психологів, труди яких присвячені проблемам розумової відсталості.

Анализ литературных источников зарубежных ученых-дефектологов, изучение опыта обучения детей с ООП в европейских странах способствовали формированию общественного мнения по поводу расширения форм общественной помощи детям этой категории.

Как и на Западе, так и в Украине движение в защиту детей с ООП усилилось с конца XIX века. В педагогической печати, на съездах врачей, педагогов, психологов высказываются интересные инициативы по организации общественной помощи детям с ООП, обосновывается необходимость проведения реформы в области образования, здравоохранения.

Характерной особенностью отечественной олигофренопедагогики является стремление большее внимание уделять вопросам трудового воспитания детей из ооп.

Всеволод Кащенко отмечал, что ручной труд «должен занимать главное, доминирующее место среди других предметов – он является базисом всех наших воспитательных и образовательных влияний на ребенка с ООП». Он один из первых пытался использовать ручной труд как методический прием работы с детьми при изучении других начальных предметов и задействовать труд как коррекционное средство развития воспитания детей с ООП.

В. П. Кащенко замечал, что «метод коррекции через труд как метод трудовой терапии действительно имеет результат оздоровления личности ребенка».

Он один из первых разработал систему коррекционной работы, основой которой является трудовая деятельность детей с ООП, а именно:

- мотивация и развитие общей работоспособности;

- выработка систематичности и выдержки в работе; Культура заинтересованности в труде, имеющая 2 момента: во-первых, это отвлечение ребенка от нежелательных, отрицательных интересов; во-вторых – развитие новых интересов;

- развитие общей активности.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей» Консультация для воспитателей «Условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей»Основным источником.

Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.

Педагогические условия, обеспечивающие раскрытие потенциала одарённого ребёнка в ДОУ "Образование должно помогать людям становиться помощниками самим себе". И. Г. Песталоцци Одарённые дети главное национальное богатство,.

Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ Педагогические условия реализации индивидуальных образовательных маршрутов как средство сопровождения обучающихся с ОВЗ. Современный этап.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Стихотворения на тематику о пути становления мужчины Уважаемые воспитатели и педагоги начальных классов. В некоторых Ваших публикациях я встречал термин гендерное воспитание. Сказать точно,.

Условия организации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в условиях ДОУ Дошкольное детство-пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Дети стремятся к общению с искусством музыки, находя.

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании» Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические условия становления трудотерапии детей с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 30 января 2022 в 13:06
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические условия становления трудотерапии детей с особыми образовательными потребностями» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Ковтун в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД