МААМ-картинки

Педагогический потенциал проектной деятельности в воспитании уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников

Иванова Елена Владимировна
Педагогический потенциал проектной деятельности в воспитании уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников

Аннотация: в данной статье раскрывается роль применения проектной деятельности в организации воспитательно-образовательного процесса по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста уважительного отношения к семейным традициям.

Ключевые слова: воспитание, проектная деятельность, старший дошкольный возраст, семейные традиции.

Публикация «Педагогический потенциал проектной деятельности в воспитании уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников» размещена в разделах

В современном обществе наметилась негативная тенденция, заключающаяся в несформированности у подрастающего поколения ценности семьи, отсутствии у детей понимания и поддержания нравственно-духовных традиций семьи, уважения и ответственности за родных и близких.

Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общественных отношений признается безусловная ценность семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье.

Неоценим тот факт, что ценности личности, в первую очередь, формируются в семье. Однако, как отмечают А. А. Дмитриева, С. И. Хорошилова, развитие личности ребенка, его ценностных ориентаций как целенаправленный процесс происходит в сфере образования [2].

Т. В. Скорик подчеркивает, что старший дошкольный возраст благоприятен для воспитания уважительного отношения к семейным традициям [3].

Семейные традиции представляют собой принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколения.

Уважительное отношение к семейным традициям, усваиваемое ребенком в старшем дошкольном детстве, считает А. Ф. Яфальян, имеет важнейшее значение для дальнейшего развития личности обучающегося [6].

К традициям в семьях старших дошкольников относятся совместные игры взрослых членов семьи и детей, чтение книг, совместные обеды (завтраки, ужины, прогулки и походы, домашние обязанности, занятия спортом, семейные праздники, проявления заботы и любви.

Одно из основных направлений деятельности педагогов дошкольного образования, согласно положениям ФГОС ДО, заключается в формировании уважительного отношения к семейным традициям и чувства принадлежности к своей семье [5].

В психолого-педагогической литературе отношение старшего дошкольника к семейным традициям оценивается следующими критериями:

1) гностическим (когнитивным или информационным);

2) аффективным (эмоциональным, мотивным);

3) поведенческим (практическим).

По мнению М. И. Абанеевой, педагогическим потенциалом в воспитании уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста обладает проектная деятельность, реализуемая педагогами дошкольной образовательной организации [1].

Проектная деятельность в детском саду представляет собой организацию обучения, в ходе которого старшие дошкольники приобретают знания в процессе планирования и выполнения практико-ориентированных заданий-проектов [1].

Благодаря проектной деятельности становится возможным достижение обучающимся определенного результата и создание определенного вида продукта или услуги в условиях реализуемого проекта.

В ходе реализации проекта педагог сочетает проблемный метод обучения, коллективную познавательную деятельность, научно-исследовательский, рефлексивный, поисковый и другие методы обучения.

Проектная деятельность по воспитанию уважительного отношения воспитанников детского сада к семейным традициям предполагает организацию совместной работы педагогов, детей старшего дошкольного возраста и их семей.

В результате проектной деятельности педагоги дошкольной образовательной организации вовлекают членов семьи воспитанников в активную совместную работу со своими детьми, тем самым повышают их педагогическую компетентность, получают способы проведения совместного семейного досуга.

Посредством организации в воспитательно-образовательном процессе проектной деятельности предоставляется возможность создавать ситуации для рождения семейных традиций, полезных для достижения гармонии и взаимопонимания. Благодаря применению технологии проектной деятельности, налаживается тесный доверительный контакт педагогов со старшими дошкольниками и их семьями.

Цель проектной деятельности по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста заключается в развитии у каждого обучающегося:

творческого начала, воображения, изобретательности в достижении цели проекта;

социально-коммуникативных способностей;

способностей к критическому мышлению и умения делать самостоятельный выбор;

умения ставить проблемы и находить их решение;

качества личности – неравнодушие к проблемам своей семьи, общества, страны [4].

Педагогические проекты, в первую очередь, ориентированы на развитие личности старшего дошкольника в семье, обеспечивающие готовность ребенка к самоизменению во благо семьи, организующие процесс обучения как деятельность, предусматривающие реализацию прав детей на выбор тематики проекта, средств и способов достижения целей проектной деятельности.

Тематика проектов, реализующихся с целью воспитания уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста, различна: «Традиции и устои моей семьи», «Семейные праздники», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Моя семья» и т. д.

Основными функциями проектной деятельности по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста являются :

исследовательская;

аналитическая;

прогностическая;

преобразующая;

нормализующая [1].

Основные этапы реализации проекта по воспитанию уважительного отношения к семейным традициям у детей старшего дошкольного возраста включают : подготовительный (проблемно-целевой) этап, технологический этап (разработку сценария и технического задания, практическую работу над проектом, предварительную защиту, заключительный этап (защиту и презентацию проекта).

Проектная деятельность опирается на субъективность, присущую ребенку старшего дошкольного возраста, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.

Субъективность старшего дошкольника выражается в наличии собственного мнения или отношения к семейным традициям. Она может проявляться с различной степенью выраженности.

Воспитатель должен поддержать и позитивно отмечать сам факт высказывания, акцентировать внимание на своеобразии идеи ребенка и поощрить за высказывание своего мнения относительно отношения к семейным традициям. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного социального опыта проявления инициативы в семье.

Таким образом, реализуя технологию проектной деятельности педагог дошкольной образовательной организации формирует у детей старшего дошкольного возраста представление о семье как о людях, живущих вместе, воспитывает желание заботиться о близких. В проектной деятельности происходит развитие доброжелательности, терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни, развивается чувство гордости за свою семью, углубляются знания старшего дошкольника о семье и ее традициях.

Список литературы

1. Абанеева М. И. Проектная деятельность в ДОУ : рекомендации педагогам // Молодой ученый. – 2019. – №10(2). – С. 789-806.

2. Дмитриева А. А., Хорошилова С. И. Воспитание духовно-нравственных качеств старших дошкольников в условиях взаимодействия детского сада и семьи // Вопросы педагогики. – 2020. - №3. – С. 11-19.

3. Скорик Т. В. Реализация права ребенка на качественное дошкольное образование в условиях взаимодействия ДОУ с семьей // Дошкольная педагогика. – 2012. - №5. – С. 58-61.

4. Сокович С. В. Проектная деятельность как форма работы с родителями, испытывающими трудности во взаимоотношениях с детьми. – М. : Юрайт, 2020. – 112 с.

5. Цветкова Т. В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Сфера, 2020. – 96 с.

6. Яфальян А. Ф. Создание образа семьи в условиях освоения традиций // Детский сад : теория и практика. – 2014. - № 12. – С. 66-77.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Фотоотчет по итогам проектной деятельности в рамках патриотического воспитания дошкольников «Помним и гордимся!»Фотоотчет по итогам проектной деятельности в рамках патриотического воспитания дошкольников «Помним и гордимся!» Уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию Фотоотчет по итогам проектной деятельности патриотического воспитания дошкольников:.

Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии»Фотоотчет о конференции «Приобщение дошкольников и школьников к культурно-историческим традициям семейских Бурятии» Добрый день уважаемые коллеги. Современное поколение, мало знает о русской народной культуре. Проблема духовно-нравственного воспитания.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

«Снег». Организация проектной деятельности старших дошкольников Организация проектной деятельности старших дошкольников по теме «Снег». Цель: Развивать устойчивый интерес к познавательно-речевой деятельности,.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический потенциал проектной деятельности в воспитании уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников
Опубликовано: 22 января 2024 в 18:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический потенциал проектной деятельности в воспитании уважительного отношения к семейным традициям у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Иванова Елена Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД