Ольга Васильченко
Педагогический проект «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
Педагогический проект "Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста».
ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА.
ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА,
НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ.
СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ! СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!
Актуальность:
Публикация «Педагогический проект „Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это - детский фольклор».
Г. С. Виноградов, крупнейший исследователь детского фольклора.
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду. Культура этих отношений прививается с детства, когда ребенок только начинает познавать мир. Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком. Попевки, приговорки, потешки и другие малые фольклорные формы, сказки-первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Овладение навыками правильной речи; изучение малых поэтических фольклорных форм. Воспитание у детей интереса и любви к устному народному творчеству.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки (древнейшая логопедия, прибаутки, песни, потешные и докучные сказки и т. д., не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.
Вид проекта: ролевой - игровой, творческий, долгосрочный.
Участники проекта: всего в проект вовлечены 26 детей младшего дошкольного возраста, музыкальный руководитель и 2 воспитателя.
Цели проекта:
1. Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.
2. Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.
3. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства со сказками и потешками.
Задачи проекта:
1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Показать красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.
3. Создавать необходимую предметно–развивающую среду.
4. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.
Предполагаемый результат.
В результате реализации проекта:
1. Дети познакомятся: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.
2. Будет развиваться художественно-речевая деятельность через обыгрывание произведений детского фольклора.
3. Вырабатывается умение взаимодействия со сверстниками, координировать своё поведение с поведением других, выстраивать межличностные отношения.
4. Научатся постоянному вниманию к сигналам воспитателя.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Физическое развитие.
Разучивание подвижных игр «У медведя во бору», «Как у дедушки Трифона»; физкультминутки «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба»; утренняя гимнастика «Петушок, петушок…», «Ладушки».
Социально-коммуникативное развитие.
Чтение фольклорных потешек, пословиц, закличек: «Ваня, Ваня простота», «Огуречек, огуречек», «Петушок, петушок», «Ладушки», «Уж как я свою коровушку люблю», «Ай лады, лады, лады!», «Дождик», «Водичка, водичка, умой моё личико», «Наши уточки с утра», «Бычок смоляной бочок».
Игровые образовательные ситуации: «Петушок и его семья», «В гостях у Бабушки-Загадушки», «Сказка в гости к нам пришла», «Еле-еле, еле-еле, завертелись крусели», «Курочка-Рябушечка», «Быстро скачет зайка, ты его поймай-ка», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Васькин поясок».
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Педагогический проект Использование](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-214162-1405105549.jpg)
Пальчиковая гимнастика: «Сорока», «Весёлые пальчики», «Коза», «Дождик», «Белочка», «Семья», «Оладушки», «Пальчики».
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Проекты планы фольклора в работе с детьми дошкольного возраста](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-214162-1405104383.jpg)
Просмотр кукольных спектаклей «Заюшкина избушка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», "Курочка Ряба".
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ КАК И ИГРЫ И ДЕЛА](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-214162-1405104935.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ КАКОЙ БЫЛА НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-214162-1405103883.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Проектная деятельность Фольклор](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-214162-1405103427.jpg)
Познавательное развитие.
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Народная культура фольклор народной массы](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-214162-1405105421.jpg)
Беседы: «Кто к нам в гости пришёл?», «Народная игрушка – матрёшка», «Народная игрушка – деревянная игрушка», «Народная игрушка – кукла-самоделка», «Потешный промысел наших предков», «Глиняный человечек».
Беседа с детьми «Что такое сказка?», «Кто придумал эти сказки?».
Проведение настольно-печатных, дидактических, словесных игр («Угадай героя сказки по описанию», «Назови лишнего персонажа сказки», «Чьи это слова?», «Из какой сказки иллюстрация?» и т. д.)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Это детский фольклор](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-214162-1405102257.jpg)
Коммуникативное развитие.
Чтение русских народных сказок, беседы по их содержанию, отгадывание загадок.
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Виноградов крупнейший исследователь детского фольклора](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-214162-1405101310.jpg)
Рассматривание иллюстраций к сказкам в альбоме «Что за прелесть эти сказки».
Художественно-эстетическое развитие. Выставка рисунков и поделок из пластилина на тему сюжетов из русских народных сказок (совместно с родителями).
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Ценность фольклора заключается в том что с его помощью взрослый устанавливает эмоциональный контакт с ребенком в детском саду](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-214162-1405102777.jpg)
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Культура этих отношений прививается с детства когда ребенок только начинает познавать мир](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-214162-1405105476.jpg)
Работа с родителями.
Участие родителей в пополнении экспонатов для мини-музея «Русская народная игрушка».
Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков-иллюстраций к русским народным сказкам.
Консультация для родителей, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку-передвижку «Фольклор в детском саду».
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Поэтому в повседневной жизни мы уделяем большое внимание знакомству с родным языком](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-214162-1405105357.jpg)
Всех куколок я изготовила своими руками.
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Попевки приговорки потешки и другие малые фольклорные формы сказки первые художественные произведения которые слышит ребенок](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-214162-1405106670.jpg)
Консультация для педагогов «Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста»
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Знакомство с ними обогащает его чувства и речь формирует отношение к окружающему миру играет неоценимую роль во всестороннем развитии](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-214162-1405105279.jpg)
В результате работы на данном этапе можно сделать следующие выводы:
1. Увеличение словарного запаса.
2. Повысилась общая звуковая культура речи детей.
3. Улучшается связная речь и воображение.
Фольклорные средства – неиссякаемый источник знаний, умений, навыков русского народа. Работая с литературой по использованию фольклора в обучении детей дошкольного возраста, я непременно решила оформить мини-музей «Русской народной игрушки», так как в процессе знакомства малышей с устным народным творчеством не возможно без наглядного сопровождения.
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Овладение навыками правильной речи изучение малых поэтических фольклорных форм](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-214162-1405106515.jpg)