МААМ-картинки

Методические рекомендации «Песочная терапия как средство оптимизации эмоционально-личностной сферы ребёнка»

Максимова Наталья
Методические рекомендации «Песочная терапия как средство оптимизации эмоционально-личностной сферы ребёнка»

Пояснительная записка

Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании…

Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточение

человечности. Если добрые чувства не воспитывать в детстве,

их никогда не воспитать.

(В. А. Сухомлинский.

«Из книги сердце отдаю детям».)

Кардинальные изменения в системе образования предусматривают всестороннее обновление содержания дошкольного образования в соответствии с Федеральными государственными требованиями. В тексте Федеральных государственных требований не употребляется слово «занятие», но это не означает переход на позиции «свободного воспитания» дошкольников. Отказ от учебной модели в детском саду, т. е. от занятий, требует обращения воспитателей включать в образовательную деятельность новые методы, приёмы, инновационные технологии, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, воспитывать и обучать дошкольников так, чтобы они об этом не догадывались. Одной из таких инноваций является песочная терапия.

Публикация «Методические рекомендации „Песочная терапия как средство оптимизации эмоционально-личностной сферы ребёнка“» размещена в разделах

Сегодня одной из актуальных проблем является изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас» - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

Эмоциональную сферу необходимо развивать, сама по себе эмоциальная сфера качественно не развивается. Лев Семенович Выготский писал о феномене «Засушенное сердце», наблюдавшееся у современников и связанном с воспитанием не потеряло актуальности и в наше время. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Становятся забытые важные нравственные категории: добро, любовь, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются чёрствые, бедные душой дети – а затем и взрослые.

Ни для кого не секрет, что лучший «друг» современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимые занятия – просмотр мультиков, компьютерные игры. Современные родители заняты своими проблемами, работой. Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом, и не могут – выразить свои чувства, а если и выражают их, то происходит это в резкой форме. Отсюда и возникают проблемы общения между сверстниками. Но ведь живое человеческое общение по- настоящему обогащает жизнь детей, «раскрашивает» яркими красками их чувствительную сферу.

Из опыта своей работы я заметила, что в садик порой приходят дети эмоционально неуравновешенные – агрессивные, застенчивые, неуверенные в себе, тревожные. Простое наблюдение в группе детского сада позволило обнаружить, что не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни сразу чувствуют себя хозяевами, другие очень скоро оказываются в подчинении у первых, третьи остаются вообще вне игры, сверстники не принимают их, четвертые сами уходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве. Очень часто приходится отвечать на вопросы родителей: что делать, если ребёнок дерётся, боится, неуверен в себе, испытывает страх.

Изучение конфликтов в среде дошкольников показало, что независимо от особенностей такого конфликта ребёнок не в состоянии разрешить его самостоятельно.

Особую актуальность эта проблема имеет в нашем детском саду для детей часто и длительно болеющих и детей с аллергопатологией, где происходит ежегодная сменяемость контингента воспитанников. Круг общения этих детей часто ограничен рамками одной семьи.

Одним из приоритетных направлений работы педагогического коллектива нашего сада является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

«Забота о здоровье» - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадости, бодрости детей, зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» - говорил Василий Сухомлинский.

В своей работе по раскрепощению эмоциональной сферы, лучшему освоению языка эмоций помогла «песочная терапия».

Песочная игротерапия – игровой метод, который позволяет выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ пугающий и травмирующий ребёнка. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Мне понравился этот метод и я решила применить его на практике. Песочной терапией занимаюсь 4 года. Сейчас третий год работаю с детьми раннего возраста. Я заметила, что проблема привыкания младших дошкольников к условиям детского сада в настоящее время тоже стоит особенно остро. Каждый ребёнок по-своему переносит трудности, связанные с поступлением в дошкольное учреждение. Чем младше ребёнок, тем труднее он привыкает к новой обстановке. Малыш не владеет ещё речью настолько, чтобы выразить чётко свои чувства и эмоции. Невыраженные эмоции (особенно негативные) накапливаются и в конце концов прорываются слезами. Ребёнок капризничает, временно нарушается сон, пропадает аппетит, всё это проходит через 2-3 недели, а порой затягивается и месяцами. Поэтому я решила применить метод песочной терапии в работе с детьми на группе раннего возраста для снятия психоэмоционального напряжения детей при поступлении в дошкольное учреждение. Началом работы над опытом стал анализ анкет родителей детей, поступивших в детский сад, наблюдения за деятельностью детей в период адаптации, а также результаты диагностики адаптированности дошкольников. Проведя диагностику, выявила, что родители недостаточно удовлетворены организацией процесса адаптации. Наблюдались низкие результаты адаптированности воспитанников в 2009г., 2010 г., снижение таких параметров как взаимоотношения со взрослыми, с детьми, общий эмоциональный фон поведения. Анализ результатов анкетирования и диагностики показал необходимость разработки и применения наиболее эффективных методов и приемов работы с детьми в период адаптации.

Многолетние наблюдения и опыт работы доказывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным психопрофилактическим средством. В детском саду было решено более активно использовать в адаптационный период метод песочной терапии с целью профилактики психоэмоционального напряжения у детей младшего дошкольного возраста. Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике и психологии ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.

По мнению Всемирной организации здравоохранения, нарушения психического здоровья связаны не только с соматическими заболеваниями, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами, которые непосредственно воздействуют на психику и стимулируются социальными условиями, что подтверждает влияние непосредственного окружения на здоровье ребенка и его эмоциональное благополучие. Как известно, адаптационные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. От адаптационных возможностей организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение». Анализ педагогической, психологической и методической литературы и практический опыт показывает, что воспитателям предлагается решение проблемы адаптации только в виде отдельных рекомендаций общего характера перед поступлением ребенка в детский сад. В настоящее время необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в ДОУ, которая способствовала бы адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками. Возникает потребность в создании и разработке целостного набора средств, приемов и методов, совокупность которых бы способствовала эффективному повышению адаптационных возможностей и содействовала снятию стрессового состояния.

Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии. Песок имеет замечательное свойство «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Взаимодействуя с песком, повышаются адаптивные возможности ребенка, он быстрее и менее болезненно адаптируется к детскому саду. И это естественно, ведь дети 1,5-3 лет особенно нуждаются в песочнице, так как в ней они «проигрывают» свои чувства и эмоции, которые им пока сложно выражать в силу возрастных особенностей. Создавая «песочные страны», ребёнок входит в диалог с окружающим миром, и взрослый получает уникальную возможность увидеть мир глазами ребёнка и научиться взаимодействовать с этим миром. Все это ведет к сокращению сроков психофизической адаптации.

Таким образом, обнаруживается противоречие между необходимостью повышения адаптационных возможностей детей через использование метода песочной терапии и недостаточной проработкой этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения. Поэтому, чтобы сократить сроки адаптации я тоже стала использовать с детьми раннего возраста игры с песком. В период адаптации в песочных играх главным является их успокаивающее, умиротворяющее и расслабляющее действие.

Игры с песком имеют большое значение: для поддержания психического здоровья, для развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому, помогают более легко пройти адаптационный период.

Цель: Развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей и повышение адаптационных возможностей детей раннего дошкольного возраста через использование метода песочной терапии.

Задачи:

1. Изучить взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии.

2. Разнообразить способы песочной игротерапии.

3. Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду.

4. Профилактика и преодоление стрессовых состояний, содействие снижению эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста в адаптационный период, используя игры с песком.

5. Наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данной проблемы.

Концептуальное обоснование

Игра с песком – самая древняя игра маленького человечества. Нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объёмнее, чем Песочная игра.

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Идея песочницы великолепна, поскольку песок является тем удивительным природным материалом, который действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т. д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир и ребёнок полностью погружается в игру.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Техника «песочной терапии возникла в рамках юнгианского аналитического подхода. Примерно в 40-х годах в Швеции появился «тест мира», разработанный Шарлоттой Бюлер, или так называемый «Erica метод», который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В Швейцарии несколько позже в работе с детьми начала использовать «Технику Мира» Маргарет Ловенфельд, взятую из «теста мира». В игровом помещении своего института она установила два цинковых подноса, один наполовину наполненный песком, а другой – водой. Игрушки для игры с песком и водой помещались в коробке. Дети, которые приходили в институт называли коробку «Миром». Поэтому свой игровой метод Ловенфельд назвала «Мировой методикой». Так родилась техника «построения мира» и в 1935 году Маргарет Ловенфельд опубликовала свою книгу «Игра в детство».

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической психотерапии. Быть может, естественная потребность «возиться» с песком и сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею.

Формированием концепции «Песочная терапия» (Sand – play, автором этого метода является юнгианский швейцарский аналитик Дора Калф. Основную идею песочной терапии Дора Калф сформулировала так: «Игра с песком представляет возможность ребёнку избавиться от психологических травм с помощью фантазий…. создание свободного и защищённого пространства», в котором клиент – ребёнок или взрослый – может выражать и исследовать свой мир, превращая свой опыт и свои переживания, часто непонятные или тревожащие, в зримые и осязаемые образы. «Картина на песке может быть понятна как трёхмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается и делается зримым». (Дора Калф, «Sand play», 1980г). Дора Калф умерла в 1990 г. К этому времени её работа получила общее признание во многих странах мира. Так известный американский педагог С. Куломзина отмечает, что «Песочница не только развивает творческий потенциал ребёнка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику руки, но «ненавязчиво, исподволь настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармонический образ мира».

В настоящее время метод игры с песком в равной степени используется в работе и с детьми, и с взрослыми. Данная техника получила широкую известность, и её применение остаётся привлекательным для многих специалистов. В нашей стране песочная терапия» представляет одно из направлений сказкотерапии. Т. Д. Зинкевич. И Т. М. Грабенко разработали дидактические сказки на песке, создали систему песочных игр, направленных на обучение и воспитание, развитие ребёнка в целом. Так Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко считают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, делает детей добрее, учит выражать свои эмоции в безобидной форме. Игры с песком – прекрасное средство для «заботы о душе». Именно так переводится термин «психотерапия».

В процессе работы над темой рассматриваются понятия: адаптация; адаптационные возможности; возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста;

терапия; песочная терапия.

Адаптация - это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Под адаптационными возможностями ребенка мы понимаем саму сущность его существования - процесс развития организма и формирования его здоровья на всех возрастных этапах. От адаптационной возможности организма зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение». Как же формируется у ребенка способность к адаптации. В какой степени это врожденное качество, а что приобретается в процессе развития?

Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое существование и совершенствование в течение ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка в процессе развития формируется и возможность к социальной адаптации, но организм маленького ребенка характеризуется эмоциональной незрелостью, приспособляемость к изменяющимся условиям среды несовершенна. Поэтому очень важна профилактика эмоциональных расстройств, которую необходимо начинать как можно раньше, а в условиях ДОУ - с детьми младшего дошкольного возраста.

Терапия (синоним лечение) — это процесс, желаемой (но не всегда достигаемой) целью которого является облегчение, снятие или устранение симптомов и проявлений того или иного заболевания, патологического состояния или иного нарушения жизнедеятельности, нормализация нарушенных процессов жизнедеятельности и выздоровление, восстановление здоровья. Терапия используется в разных интерпретациях в области медицины, психологии, психиатрии и других сферах связанных с нормализацией жизненных и социальных процессов. Например, существуют следующие виды терапии : акватерапия; ароматерапия; логотерапия; магнитотерапия; цветотерапия; песочная терапия.

Песочная терапия — это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.

Игры с песком – одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому можно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, в наиболее органичной для ребёнка форме передаются знания и жизненный опыт, познаются законы окружающего мира. Взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние ребенка, улучшает самочувствие взрослых и детей. Всё это делает песочную терапию прекрасным средством для развития и саморазвития человека.

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в усовершенствовании организации процесса адаптации, в оптимальном комбинировании различных методов и приемов профилактики психоэмоционального напряжения и в использовании метода песочной терапии в работе с детьми младшего дошкольного возраста с целью повышения их адаптационных возможностей.

Содержание:

К изучению песочной игротерапии в последнее десятилетие стали обращаться многие педагоги, психологи. Выпущены интересные книги-практикумы по работе с песком. Проанализировав литературу «по песочной терапии» свою работу я начала с создания условий, подбором необходимого оборудования, игрушек.

Что нужно для игры в песок.

Что нужно для игры в песок?

А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта,

Чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола

Покрасим голубою краской,

Горсть золотистого песка

Туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленький набор

Возьмём в игру… Подобно Богу,

Мы создадим свой Мир чудес,

Пройдя Познания дорогу.

(Т. Грабенко)

Раздел 1. Работа с детьми дошкольного возраста.

Образовательная деятельность условно делится на блоки:

1. Познавательное развитие «Что это? Как интересно!»

2. Развитие эмоциональной сферы «Мы такие разные!»

3. Формирование социальных навыков: общение, уверенность в себе, самооценка, гуманные чувства: «Мир вокруг нас!»

4. Формирование практической деятельности: «Мы – исследователи!»

Образовательную деятельность организовывается индивидуально и по подгруппам (не более шести человек).

1. Блок. Познавательное развитие «Что это? Как интересно!»

Самым увлекательным для детей является игра-путешествие. В игре я опираюсь на любопытство детей и использую различную атрибутику. При первом путешествии в песочную страну показала песочницу, «пирамиду желаний».«Пирамида желаний»- стеллаж, на ее ярусах расположены игрушки. Предложила детям рассмотреть, подержать фигурки. Познакомила детей с веселым смешным Песочным человечком, который живет в песке. Песочный человечек познакомил с правилами игры в песочнице и приготовил сюрпризы «секреты» в песочнице. А потом дети искали «секреты» на участке по схеме.

Для знакомства детей с различными странами и континентами применяю моделирование: использую макеты различных ландшафтов, дети подбирают животных и растения в соответствии с климатической зоной.

Проблемные ситуации «Проделки Песочной бури», «Кузнечик в пустыне» способствуют активизации гуманных чувств, позволяют анализировать поступки, принимать самостоятельно решения, проявить смекалку и находчивость.

2. Блок. Развитие эмоциональной сферы. «Мы такие разные». Игра «Сундучок эмоций» вызвало интерес и удивление, дети испытали радость. Я использовала карточки и пиктограммы, рисовали пальчиками выражения лиц с различными эмоциями на влажном и сухом песке. Интригующим был эпизод с раскапыванием сундучка эмоций. Ребята дарили эмоции друг другу, превращали негативные эмоции в положительные.

3. Блок. Формирование социальных навыков: «общение, уверенность».

Игра- путешествие «Затерянный город» перенесла детей в древнюю легенду о богатом и прекрасном городе, в котором случилась беда - город исчез. Ребята с интересом рассматривали изготовленную старинную карту. С нетерпением отправились на поиски чудесного города. Остановившись у «несчастного дерева», они помогли ему добрыми словами. Разнообразные вопросы возникли, когда дети увидели в песочнице «кисточки для раскопок». Очень аккуратно ребята принялись за работу. В итоге они создали новый город. В процессе игры «Путешествие к гномам» дети встретились с Колдуном, который хотел разрушить дружбу. Ребята активно участвовали и давали советы, как не ссориться и сохранить друзей.

Добрые чувства и желание помочь вызвала игра «Чудесное спасение», дети отправились на поиски пропавшего в пустыне Эльфа. Дорога пролегала через раскалённый песок (использовалась жёлтая ткань, имитирующая песок). Ребята очень осторожно, на цыпочках двигались по песку, держали друг друга за руки. Итогом игры стала прогулка по «Мосту дружбы».

4. Блок. Формирование практической деятельности: «Мы исследователи».

Чтобы уяснить свойства и признаки песка помогли опыты. В большом лотке через лупу мы рассматривали форму песчинок. Дети утверждали, что она бывает разной (в пустыне песчинки имеют форму ромба). Если долго сыпать песок через воронку в одно место, получается конус, который «плывёт» : движение песка похоже на течение.

Дети сами делали выводы, говорили о разных ощущениях и эмоциях. Они обратили внимание на то, что тяжелый предмет (ключ) оставляет более глубокий след, чем лёгкий (карандаш)

Экспериментальная работа с разнообразными фильтрами, коктейльными трубочками, пульверизаторами даёт представление о сыпучести песка. Этот инвентарь использовала в играх»Бабушкино сито» ,»Брызгалки»,» Мягкие флаконы». Рассказать детям о лёгкости, воздушности сухого песка помогли игры «Песочная метель», «Танцующие песчинки» и манипулирование с лопатками, веерами, осенними листьями.

Интерес вызывают у детей творческие задания. Они стимулируют поиск, исследование, любопытство и любознательность. С детьми мы рисовали на песке тонким предметом, создавали на песке композиции, используя различные игрушки, природный материал.

Результативность опыта.

В результате использования песочной терапии в период адаптации воспитанников к условиям ДОУ мы наблюдали положительные изменения.

У детей:

- значительно повысился общий эмоциональный фон;

- снизился уровень тревожности;

- быстрее происходит восстановление всех нарушенных навыков;

- повышается познавательная и игровая активность, уровень взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Родители:

- проявляют интерес к вопросам воспитания и развития детей;

- активно применяют практические умения и навыки, помогающие ребенку легче адаптироваться к условиям ДОУ;

- повышается психолого-педагогическая культура;

• Педагог получает дополнительные психолого-педагогические знания, умения и навыки для более качественной работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста в период адаптации.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях»Анкета для родителей «Песочная терапия в домашних условиях» 1. Знаете ли вы, что такое песочная терапия? -да; - нет; - затрудняюсь ответить. 2. Какие игровые виды песка вы знаете? - - затрудняюсь.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Песочная терапия во второй младшей группеПесочная терапия во второй младшей группе Песочная терапия во второй младшей группе. Цель: обогащение эмоционального мира ребенка. Задачи: формировать уверенность в себе, познакомить.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Песочная терапия как средство оптимизации эмоционально-личностной сферы ребёнка»
Опубликовано: 8 июня 2020 в 21:26
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методические рекомендации «Песочная терапия как средство оптимизации эмоционально-личностной сферы ребёнка»» (включая файлы) размещена пользователем Максимова Наталья в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД