Лучший педагог года

Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста

Юлия Новикова
Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста

Повышение уровня адаптационных возможностей детей

младшего дошкольного возраста посредством

разработки и внедрения в воспитательно-образовательный

процесс группы комплекса адаптационных игр

С поступлением ребенка 3-4-летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, постоянный контакт с большим количеством сверстников, новые требования к поведению, а значит и другой стиль общения, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного.

Публикация «Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации адаптационных мероприятий может привести к невротическим реакциям, таким как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая агрессия и т. д.

Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

• от особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;

• от наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;

• от состояния здоровья;

• от резкого контраста между обстановкой, в которой ребенок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;

• от разницы в методах воспитания.

Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в детском саду, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Воспитанники нашей группы только начали ходить в детский сад. Для них, и для их родителей это достаточно тяжелый и болезненный период, и наша задача состоит в том, чтобы помочь и детям, и родителям прожить период адаптации как можно легче.

С целью создания эмоционально благоприятной атмосферы в группе, а также формирования у малышей чувства уверенности в окружающем был разработан комплекс адаптационных игр, направленный, в первую очередь, на формирование положительных впечатлений о детском саде, создание атмосферы тепла, доброты, понимания между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса группы.

Комплекс адаптационных игр состоит из трёх блоков.

I блок «Знакомство с окружающим» («Путешествие по группе», «Что там в шкафчике моём?», «Найди игрушку» (знакомство с помещениями детского сада и группы); «День открытых дверей» (знакомство с персоналом детского сада и группы).

Такие игры дают возможность ребёнку не только обследовать незнакомые помещения, побывав в музыкальном и физкультурном залах, кабинетах учителя-логопеда и педагога-психолога, рассмотрев холлы детского сада, украшенные выставками и фотографиями, но и почувствовать, что они уютные, удобные, ярко и эстетично оформленные, а люди, которые встречают малышей в различных помещениях детского сада доброжелательны, любят их, ждут и всегда рады придти на помощь.

II блок «Взаимодействие друг с другом» («Большие и маленькие», «Давайте познакомимся», «Угадай, чей голосок» и т. д.).

Подвижные игры-забавы, хороводы, пальчиковые гимнастики, где дети действуют одновременно и одинаково, соблюдая простые и понятные для них правила, сделают малышей друзьями. Это самый верный путь показать детям, что играть вместе весело и интересно. Здесь малыши удовлетворяют потребности в движении, в общении и в образном поэтическом слове.

Кроме того, организуя совместную, согласованную игру детей, помогая им понять действия и желания другого, взрослый воспитывает потребность и способность к сотрудничеству. Даже самые маленькие дети испытывают интерес друг к другу – легко подражают движениям и действиям партнёра, заражают его положительными эмоциями и хорошим настроением.

III блок «Что умеем сами, мы покажем маме» («Вот я какой!», «Это я!», «Что умеют наши ножки», «Что умеют наши ручки» и т. д.).

Данный блок игр направлен на развитие самопонимания, самоосознания ребёнком своей индивидуальности, снятие эмоционального напряжения. Проведение таких игр в условиях семьи вселяет в ребёнка уверенность в своих силах, в том, что даже без мамы малыш много чего уже умеет делать сам, а ещё большему сможет научиться, придя в детский сад.

Используя в своей воспитательно-образовательной деятельности комплекс адаптационных игр с малышами нужно помнить несколько важных правил:

Добровольность участия в игре. Необходимо добиться того, чтобы ребенок захотел принять участие в предложенной игре. Заставляя, мы можем вызвать в малыше чувство протеста, негативизма, а в этом случае эффекта от игры ожидать не стоит. Напротив, увидев, как играют другие, увлекшись, ребенок сам включается в игру.

Взрослый - непосредственный участник игры. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми он вовлекает детей в игровую деятельность, делает ее важной и значимой для них

Многократное повторение игр является необходимым условием развивающего эффекта. Дети по-разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше выполнять условия, которые создают игры для освоения и применения нового опыта.

Взрослый не должен оценивать действия ребенка: слова типа «неверно, не так» или «молодец, правильно» в данном случае не используются. Нужно дать ребенку возможность проявить, выразить себя, не загонять его в свои, даже самые лучшие, рамки. Ребенок по-своему видит мир, у него есть свой взгляд на вещи, необходимо помочь ему выразить все это!

Использование в деятельности с младшими дошкольниками комплекса адаптационных игр позволило нам достичь первых результатов.

У детей, по результатам диагностики педагога-психолога, повысился общий эмоциональный фон, снизился уровень тревожности, повысилась познавательная и игровая активность.

Период адаптации одинаково непрост как для родителей, так и для малышей. Комплекс адаптационных игр поможет выстроить сотрудничество с малышами и их родителями, привить воспитанникам интерес к играм, стремление к самостоятельности и потребность в доброжелательных отношениях со сверстниками.

А мы педагоги в этот сложный период будем терпеливыми, проявим заботу и внимание к нашим малышам, и тогда у нас обязательно всё получится!

Публикации по теме:

Кружок «Играем вместе» Министерство Образования Пермского края Управление образования Администрации Верещагинского муниципального района Педагогический проект.

Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «Легкое перышко»Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Корыстина М. И. Зам по УВР Пазина Е. Г воспитатель Ощепкова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 марта 2013 в 10:28
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение уровня адаптационных возможностей детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Новикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 июня. День божьих коровок. Консультация «Божья коровка»

Сегодня свой праздник отмечает божья коровка — безобидное и симпатичное насекомое, любимое детьми и взрослыми.

12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.



Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД