МААМ-картинки

Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией

Елена Алтухова
Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией

Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией.

Холодные аппликации, массаж кубиками льда – эти лечебные методы объединяет один действующий физический фактор – холод. Применение низких температур в медицинских целях берет свое начало в глубине веков и продолжает оставаться актуальным сегодня.

Криотерапия – это воздействие на ткани организма низкими (менее +5°C) и сверхнизкими (до -160°C) температурами, благодаря чему возникает быстрое охлаждение кожного покрова до +1 °С.

Публикация «Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией» размещена в разделах

В настоящее время дизартрия является широко распространенным нарушением в детском возрасте. К примеру, по данным к. п. н., доцента кафедры специальной педагогики и психологии Вакуленко Л. С. Мурманского государственного педагогического университета, дизартрия имеет место у 40,8% из 240 дошкольников с речевой патологией в возрасте от 4 до 7 лет. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы.

Целью данной статьи является рассмотрение традиционных и нетрадиционных приемов одного из характерных симптомов дизартрии – гиперсаливации, т. е. обильного слюнотечения. Проблема устранения усиленного слюноотделения слишком сложна и не может быть решена только посредством упражнений на логопедических занятиях.

Предварительная работа

Необходимо учить ребенка с сомкнутыми губами подсасывать, глотать слюну с запрокинутой головой и в нормальном положении. Перед выполнением любого артикуляционного упражнения педагог напоминает ребенку, что нужно проглотить слюну, промокнуть внутри рта салфеткой.

Рекомендации.

• Окружающие должны постоянно контролировать положение рта ребёнка и напоминать ему о необходимости держать рот закрытым, когда он не ест и не разговаривает.

• Важно, чтобы у ребёнка сформировалось дифференцированное ощущение сухого и мокрого подбородка.

• На занятиях необходимо через определённые промежутки времени делать паузы и предлагать ребёнку сглатывать слюну.

Основной этап работы

1. Криотерапия.

Прикладывание кусочка льда по контуру губ с учетом 6 точек (см. рис. 1). Продолжительность удерживания льда в каждой точке от 5 секунд до 1 минуты (В. А. Киселева).

Рис. 1. Схема расположения активных точек в области губ.

2. Полоскание полости рта.

Полоскание с использованием лекарственных трав: настоя шиповника, коры дуба, тысячелистника. Предварительно необходимо удостовериться в отсутствии у ребёнка аллергии.

• Поэтапное полоскание горла минеральной водой, жидким киселём, кефиром, густым киселём.

3. Логопедический массаж.

• Проводится точечный массаж в области подчелюстной ямки, указательным пальцем лёгкие вибрирующие движения под подбородком в течение 4-5 секунд (Е. Ф. Архипова).

• Проводится точечный массаж в углублениях под языком, в двух точках одновременно (см. рис. 2). Массаж осуществляется при помощи указательного, среднего пальца или зонда «грабли». Вращательные движения выполняются против часовой стрелки, не более 6-10 секунд. Движения не должны причинять ребёнку дискомфорт.

• Массаж по точкам.

Найти параллельные точки под козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости (правильно найденные точки болезненные). Указательными пальцами делаем круговые движения по точкам в течении 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты – с открытым ртом, 2,5 минуты с закрытым ртом) и 5 минут против часовой стрелки (аналогично) (В. А. Киселева).

• Массаж мягкого нёба.

Поглаживающие и разминающие движения пальцем по средней линии твёрдого и мягкого нёба от верхних резцов до увулы для получения выраженного глоточного рефлекса (В. А. Киселева).

4. Жевание твёрдой пищи.

Инструкция для родителей детей-дизартриков :

• Грызём, жуём, глотаем - морковку.

• Грызём - сухари, баранки, сушки.

5. Статические и динамические мимические и артикуляционные упражнения (Е. М. Косинова).

• Имитация зевания, жевания, глотания с запрокинутой головой. (Жевание и глотание рекомендуется производить с закрытым ртом).

«Птенчики» («Окошечко»). Открыть рот широко и удерживать его в таком положении в течение 3-5 секунд. Закрыть рот. Язык при выполнении упражнения спокойно лежит на дне ротовой полости. Удерживать рот открытым в течение 5-10 секунд.

«Усики». Удерживать губами полоску бумаги, трубочки для коктейля разных диаметров, деревянный или металлический шпатель, пузырьки из-под лекарств разных диаметров.

«Толстячок – худышка». Надувание обеих щёк одновременно. Втягивание щёк в ротовую полость при открытом рте и сомкнутых губах.

«Шарики». Надуть одну щёку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4-5 раз.

«Упражнение йогов» - рот открыт, ребенок вращает языком в преддверии рта, затем логопед предлагает ему сглотнуть слюну.

«Сушить язычок». Язык свернуть трубочкой и всасывать воздух в себя через трубочку.

6. Активизация мышц с использованием мёда или хлебного шарика.

• Положить на кончик языка хлебный шарик (измельчённые витамины, накапать из пипетки 1-2 капли сиропа, с усилием сделать глотательные движения.

• На кончик языка капнуть капельку мёда. Выполнять упражнение «Часики» или делать движения языком вперёд-назад.

7. Дыхательное упражнение «Буря в стакане». В стакан налить воды. Взять трубочку для сока и дуть через неё. Следить, чтобы не надувались щёки.

8. Произнесение гласных: а, э, и на твёрдой атаке (В. А. Киселева).

• а а а; э э э; и и и;

• аэ, аэ, аэ; эа, эа, эа; аи, аи, аи; эи, эи, эи;

• аэи, аэи, аэи.

Основываясь на нашем практическом опыте, при систематической работе саливация исчезает через 3 месяца.

Литература.

1. Архипова Е. Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М., 2007.

2. Блыскина И. В. Логопедический массаж. - СПб., 2004.

3. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. - М., 2005.

4. Киселёва В. А. Диагностика и коррекция стёртой формы дизартрии. - М., 2007.

5. Косинова Е. М. Уроки логопеда. - М., 2003.

Публикации по теме:

Консультация «Преодоление водобоязни у детей» Около года назад в Борисоглебском детском саду №1 появился бассейн. В большинстве случаев дети быстро адаптируются к воде, у них сразу возникает.

Консультация «Приемы закрепления поставленных звуков у детей с дизартрией» Уважаемые родители, помните! Автоматизация (закрепление) поставленных звуков при дизартрии – это сложный и длительный процесс, поэтому.

Барьеры общения у детей с ограниченными возможностями здоровья и их преодоление К сожалению, в жизни многих детей с ограниченными возможностями складывается такая ситуация, когда они, достигнув того или иного возраста,.

Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Министерство образования РС (Я) МР «Хангаласский улус» МБДОУ «Детский сад №2 «Сказка» Доклад на тему «Преодоление застенчивости у.

Формирование интонационной выразительности у детей с дизартрией У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи, а пути преодоления этих расстройств заслуживают пристального внимания,.

Консультация «Гиперсаливация и её преодоление у детей с дизартрией» Гиперсаливация может быть связана с повышенным слюноотделением, но чаще всего она является причиной того, что слюна, которая образуется,.

Консультация для родителей «Преодоление у детей водобоязни»Консультация для родителей «Преодоление у детей водобоязни» По мнению Р. А. Дмитриева заслуженного тренера Белоруссии, тренеры, обучающие начальному плаванию детей и взрослых, нередко сталкиваются.

Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи у детей с дизартрией Из года в год отмечается рост числа детей, имеющих различные расстройства языка и речи у детей. В логопедической литературе они описываются.

Особенности общей и мелкой моторики у детей с дизартрией Речевая функция явлется одной из важнейших психических функций человека. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно.

Рекомендации для родителей «Преодоление страха у детей 4–5 лет» Рекомендации для родителей по теме "Преодоление страха у детей 4 - 5 лет" СТРАХ Страхи появляются вместе с развитием познавательной деятельности,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией
Опубликовано: 14 октября 2018 в 22:21
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Преодоление гиперсаливации у детей с дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Елена Алтухова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД