Папки-передвижки

Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольника

Елена Заболотова
Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольника

Муниципальное автономное образовательное учреждение Детский сад «Ромашка"

Консультация для педагогов

Тема: «Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольника»

Воспитатель: Заболотова Е. Х.

2023г.

г. Советский

Консультация для педагогов.

Тема «Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольника»

Кухня народов Югры

Публикация «Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольника» размещена в разделах

Основная пища ханты и манси – рыба и мясо. Главная роль отводится мясу дикого оленя. Его вялили, коптили. Рыбу ели сырой, соленой, вяленой.

Из внутренностей рыбы вытапливали жир, он шел в пищу в чистом виде или смешанный с толчеными ягодами черемухи. На нем жарили лепешки и приготовляли из него «варку», для чего проваривали в нем истолченную сухую рыбу. Такую «варку» всегда брали в дорогу или на охоту. Зимой рыбу ели мороженой. Головки рыбы, иногда и всю мелкую рыбу сушили и толкли в муку, из которой варили болтушку. Вынутые пузыри сушили и делали из них клей.

Боровую и водоплавающую дичь ели в вареном виде или вялили и коптили. Употребляли в пищу также яйца диких птиц.

Из дикорастущих растений ханты и манси потребляли ягоды (чернику, черную смородину, бруснику, черемуху, которые ели сырыми; собирали растения: «медвежью дудку», дикий лук и различные клубни.

Весной собирали и пили березовый сок, кроме этого напитками служили отвар чаги и другие растительные отвары. Грибы не ели, считая их нечистым порождением.

Печеный хлеб стали широко употреблять народами ханты и манси лишь в недавнее время, несмотря на то, что он был, видимо, им известен давно. Еще в 18 в. Ханты и манси изредка в обмен на пушнину и рыбу брали у русских печеный хлеб. Мука, особенно ржаная, значительно раньше печеного хлеба вошла в употребление у этих народов. Бедняки из нее делали болтушку, забалтывая муку в кипящей воде. Более зажиточные пекли из нее на золе и камнях лепешки.

Соль употребляли при приготовлении пищи, при заготовке продуктов в прок. Общеупотребительно было жевание древесной смолы, преимущественно лиственничной, которая считалась средством для предупреждения цинги.

Одежда, обувь

Одежду и обувь раньше ханты шили из рыбьих кож. Она прочна и непромокаема. Сдирали кожу с налима или стерляди и обрабатывали остатками ухи, печенью животных, счищали скребками, мяли руками.

Нитки изготавливали из сухожилий оленя, лося или крапивы. Из крапивных нитей ткали полотно, из шерстяных шили пояса либо делали носки.

Одежда из оленьих шкур

Сахи – это двойная женская шуба, у которой подкладка всегда из меха, а верх либо из оленьей шкуры ворсом наружу, либо из ткани яркого сукна.

Глухая малица – носят мужчины. Это защитная спереди шуба, а к шейному вырезу пришивается меховая шапка. Обувь из шкур оленя.

Характерные особенности современной национальной одежды и обуви. Покрой одежды, сама одежда и обувь ханты удивительно приспособлены для суровых северных условий. Она легкая, мягкая прилегает к телу, теплая и удобная.

Женская одежда и обувь

Верхняя одежда. Вместо нательного белья женщины носят нижнее платье с длинными рукавами. Шьют из цветной ткани. На груди разрез по середине. Вокруг него нашивали полоски из однотонной ткани либо пуговицы с бисером. Так же обшивали рукава.

Летом носят платья из более легких тканей, чем зимой. Ложась спать, женщины платья не снимают. На платье женщины надевают халат (сак). Он распашной и шьется из ярких однотонных тканей, чаще всего халаты и платья носят без поясов.

Праздничная женская одежда и обувь. Отличается от повседневной большей яркостью, нарядным исполнением. Подол праздничного зимнего халата украшен мехом. На ноги зимой надевают теплую обувь из камуса оленя или других животных (лося). Летом носят красивую праздничную обувь, изготовляемую из тонкой кожи типа замши, украшают краской из лиственничной коры.

На грудь женщины надевают нагрудные украшения из бус, бисера и колец, монет. В праздничные дни женщины надевают множество колец, обычно из белого металла и меди. Голову покрывают большими яркими платками с кистями.

Мансийская обувь. Очень удобная и легкая. Это высокие сапоги или низкие туфли. Зимние сапоги шьют и оленьих камусов мехом наружу, выше колен. Как и одежду, их красиво украшают меховой мозаикой и полосками цветного сукна, вставленного в швы.

Отличаются мужские и женские сапоги покроем, мужские и женские сапоги сшиты из «ровдуги». Перед тем, как надеть такие сапоги, кладут стельки из сухой травы. Эту траву женщины заготавливают на всю зиму. Летние сапоги разрисовывали соком березы или отваром из коры лиственницы. Узоры все те же геометрические, похожие на оленьи рога или ветви деревьев.

Женские красивые туфли «няры», сшитые из кожи, украшаются бисером или аппликацией из ткани. Их носят с длинными шерстяными носками из цветной собачей шерсти.

Мужская одежда и обувь

Одежда не отличается большой красочностью, нарядностью, как женская. Покрой халата мало отличается от покроя женского. Подол обшивается полоской ткани другой однотонной расцветкой либо совсем не отделывается. Халат обязательно подпоясывается поясом. Зимняя мужская одежда – малица.

Промысловая мужская одежда и обувь. Эта одежда и обувь для охоты, рыболовства несколько отличается от повседневной. Для рыбной ловли шили бродни наподобие сапог, но без каблуков, с длинными кожаными голенищами (эту обувь заимствовали у русских).

Одежда для охоты. Удобная темная обувь, нижний халат-шуба из оленьего меха, пояса, патронташ.

Уход за одеждой и обувью:

Бережное отношение. Одежду носили десятилетиями, передавали из поколения в поколение.

Верхнюю меховую одежду и обувь не заносят теплое помещение.

Хранят в мешках, подвешивают в лабазах.

Детскую одежду и обувь изготавливают любовно и красочно.

-На каких зверей и птиц охотятся ханты и манси?

- Что вы узнали об охотничьем снаряжении?

- Кто и как помогает охотнику?

Игры, игрушки детей Югры

В более ранние времена игрушками были косточки из головы средней щуки, косточки-бабки из костей птиц, самодельные безликие куклы-акань, выструганные игрушки и др. часто дети играли пойманными зверьками (белки, бурундуки). В играх дети подражали взрослым, их деятельности: охоте, рыболовству. С 9-12 лет уже помогали взрослым.

С раннего возраста родители старались занять своих детей какой-нибудь яркой игрушкой. Для девочек шили из ненужных отрезков разных тканей кукол, и они играли, подражая матери и старшим сестрам: кормили, качали на руках, укладывали в постель и убаюкивали, напевая колыбельную. Из лоскутков материи мастерили для своих кукол постель, одежду.

Кроме кукол, игрушками девочек были разноцветные осколки разбитой посуды, устаревшая и уже не нужная в хозяйстве посуда: деревянные ложки, чашки, блюдца, чайники и др. С таких игр начиналось постепенное становление помощницы матери, приобщение к семейным хозяйственным делам.

У мальчиков игры были связаны с оленями или лошадьми, упряжью. Коробка из- под спичек после того, как к ней прикручивали с обеих сторон оглобли из березового прутика, становились санями. Футляр от спичечной коробки изображали оленя, лошадь. В сани грузили разные игрушки, и обоз отправлялся по полу жилища в далекий путь до неведомого города.

В младшем возрасте к игре в лошадок прибавлялась еще одна игра : бабки.

Собирали косточки ног оленя, сушили – это и были бабки. Затем играли.

Публикации по теме:

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста» В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической.

Лепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детейЛепка из глины как средство развития творческих и художественных способностей детей Дети и творчество – это самовыражение. В своей творческой работе дети стремятся передать свое настроение, всё то, что видит сам ребенок,.

Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики»Отчёт по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию с использованием музейной педагогики» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче ДОУ «Приобщение детей к историческому наследию, используя музейную педагогику, как.

Посещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). ВидеоПосещение музея «Русь избяная» (приобщение детей к своему прошлому наследию). Видео Посещение музея "Русь избяная"(приобщение детей к своему прошлому и наследию). Музей в жизни ребенка играет большое значение, он вызывает.

Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5–7 лет «Музыкальная Гусеница»Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5–7 лет «Музыкальная Гусеница» Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5-7 лет «Музыкальная Гусеница» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Пособие для развития творческих способностей детей 4–5 лет «Музыкальное путешествие пчёлки»Пособие для развития творческих способностей детей 4–5 лет «Музыкальное путешествие пчёлки» Пособие для развития творческих способностей детей 4-5 лет «Музыкальное путешествие пчёлки» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольника
Опубликовано: 16 октября 2023 в 10:00
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к этнокультурному наследию как одна из форм развития творческих способностей дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Елена Заболотова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД