Получи документы

Природа как средство эстетического воспитания дошкольников

Наталия Потехина
Природа как средство эстетического воспитания дошкольников

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 74»

ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Подготовила: воспитатель

Старшей группы

Потехина Наталия Сергеевна

Тема: «Природа, как средство эстетического воспитания дошкольников».

Предисловие.

Публикация «Природа как средство эстетического воспитания дошкольников» размещена в разделах

Данная методическая разработка адресована воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Материалы, предлагаемые Вашему вниманию, используются мною в работе. Надеюсь, что и для Вас они будут полезны.

В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т. е. как к средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Я считаю, что данная разработанная система методических приёмов и занятий по развитию у дошкольников эстетического отношения к окружающему миру даёт положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования её в детских дошкольных учреждениях.

Желаю Вам, уважаемые коллеги, творческих успехов в не простом, но очень важном деле эстетического воспитания детей, радости и удовлетворения в труде!

Жить в зелёном мире этом хорошо зимой и летом,

Жизнь летает мотыльком, шустрым бегает зверьком

В облаках кружится птицей, скачет по ветвям куницей.

И прекрасна жизнь вокруг, человек природе – друг!

Введение.

Важным условием духовной жизни человека являются глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве. О влиянии красоты написано и сказано немало. Ещё древние греки полагали, что красота, гармония – это не только эталоны явлений природы или произведений искусства, но и принципы общественной жизни.

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания всё чаще можно прочитать на страницах газет и журналов, услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от этого потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф. М. Достоевского о красоте, «которая спасёт мир». А мир действительно надо спасать. Цивилизация, давшая человечеству много житейских благ, породила проблемы глобального характера: экологические кризисы, кровавые братоубийственные конфликты и т. п. Я считаю, что эстетическое воспитание легче и проще осуществлять тогда, когда всё вокруг человека прекрасно: улицы, по которым он ходит, дома, в которых живёт, школа, в которой учится и т. д.

Д. С. Лихачё в говорил: «человека сначала надо посадить за стол с белоснежной скатертью, а потом говорить ему о прекрасном таинстве искусства». Необходимо, чтобы безликая серая архитектура уступила место уютным и тёплым жилищам, чтобы улицы сияли чистотой и дворы утопали в цветах. Наши дети живут в этом мире, поэтому особые надежды возлагаются на эстетическое воспитание, как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого человека тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое не позволит ему творить зло, так как, зло безобразно. Я считаю, что начинать приобщать человека к прекрасному надо как можно раньше – с дошкольного возраста, причём, воспитывать его не только как созерцателя и слушателя, но и как активного творца красоты. Современный уклад жизни, трудовые, общественные отношения людей, окружающая природа создают предпосылки для эстетического развития ребёнка. Ребёнок с раннего детства открывает и исследует окружающий мир, он тянется к красивому, яркому, испытывает радость общения с природой. Он открывает для себя мир в разнообразных красках и звуках. В. А. Сухомлинский писал: «мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой». Проблема эстетического воспитания вызывает у меня интерес, так как глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве – важное условие духовной жизни человека. Особенностями эстетического восприятия детьми прекрасного, в частности природы, занимались специалисты по дошкольному воспитанию : Л. Шлегер, В. Шмидт, Е. Тихеева, Р. Орлова и другие. В настоящее время высокая социальная значимость темы заставляет иначе взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на актуальность и необходимость составления развивающих занятий по эстетическому воспитанию. Поскольку данная проблема актуальна, я занялась темой эстетического воспитания дошкольников средствами природы.

Актуальность: определяется тем, что для эффективного осуществления работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы необходимо разработать комплекс занятий, направленный на воспитание чувств маленького человека, развитие способности различать оттенки цвета и звука, ощущения единства с природой, На занятиях следует использовать сочетание передачи новой информации с её использованием, закреплением в практической деятельности.

Цель разработки в определении наиболее эффективных путей и методов эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами природы.

Задачи:

Изучить психолого-педагогические основы эстетического воспитания дошкольников

Раскрыть значение природы в эстетическом воспитании дошкольников

Выявить основные пути и методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста средствами природы.

Методы:

Изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме

Наблюдение за деятельностью дошкольников

Опытно-экспериментальная работа, направленная на эстетическое воспитание дошкольников средствами природы

Теоретическая и практическая значимость:данной разработки заключается в том, что разработана система занятий по эстетическому воспитанию, включающая эффективные методические приёмы формирования у детей дошкольного возраста эстетического вкуса, определены последовательность и содержание работы по эстетическому воспитанию средствами природы, что позволяет целенаправленно и продуктивно осуществлять процесс воспитания и даёт возможность широко использовать эту систему в педагогическом процессе.

Содержание проблемы.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет удовольствие и наслаждение, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми.

В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры – одна из важнейших задач. Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и к искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия с детьми способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности. Наиболее удачно, на мой взгляд, отразил цель эстетического воспитания М. М. Рукавицин, который считает: «… конечная цель эстетического воспитания – гармоничная личность, всесторонне развитый человек… образованный, прогрессивный, высоконравственный, обладающий умением трудиться, желанием творить, понимающий красоту жизни и красоту искусства»

Эстетическое воспитание – процесс приобщения ребёнка ко всему прекрасному, формирование возвышенных чувств и поведения. Эстетическое воспитание тесно связано с нравственным, но у него есть своя специфика – это приобщение к искусству. В дошкольном воспитании мы приобщаем детей к прекрасному, но надо понимать, что ребёнок не может до конца понять, где истина прекрасного, а где подделка. Поэтому необходимо знать особенности эстетического воспитания :

Рассказывая о прекрасном, акцентировать внимание на чувствах, а не на содержании.

Эстетическое чувство необходимо связывать с сенсорным развитием, так как, красота всех предметов в единстве формы, цвета, величины, линии и звуков. Следовательно, надо организовывать дидактические игры по сенсорному воспитанию

Ребёнок подражателен, поэтому воспитатель должен давать только положительные примеры для подражания

Для выполнения намеченных задач можно воспользоваться следующими средствами :

Окружающая действительность. Больше внимания уделять положительному настроению ребёнка, развивать желание действовать и развивать воображение

Природа

Занятия музыкой, изобразительной деятельностью, развитием речи

Эстетика быта

В данной разработке я остановлюсь на природе, как средстве эстетического воспитания дошкольников.

Дошкольникам необходимо наблюдать и отмечать красоту лесов, полей, садов, замечать красоту отдельных явлений и объектов природы : тёмные тучи, яркие звёзды, серебристые рыбки, разноцветные камушки в аквариуме; разглядывать узоры мороза на окнах, снежинки, сверкание снега; отмечать и сопоставлять формы цветов и листьев. С этой целью, мы проводим сезонные экскурсии, во время которых учимся воспринимать красоту звуков в природе : шум ветра, шелест листьев, звон капели, пение птиц, замечать, как преображается природа в результате труда человека (посадка деревьев, цветов и т. п.) Дошкольники постепенно начинают проявлять творческую фантазию и самостоятельность, сооружая постройки из снега, составляя букеты цветов, делая поделки из природного материала. Эстетическое воспитание активизирует ребёнка до творческой деятельности по законам красоты. Богатейший эмоциональный опыт даёт детям природа. Почувствовать красоту природы, увидеть в ней поэтическое начало, помогают занятия по развитию речи (рассказ, чтение наизусть, словесные игры). Знания, полученные на прогулках и экскурсиях, дополняются на художественно-речевых занятиях.

Предшествующий опыт живого общения с природой даёт ребёнку возможность легче осмыслить, эмоционально воспринять рассказ, стихотворение, сказку, побуждает выразить своё отношение к ним. Слушая о наблюдаемых явлениях природы, дети сопоставляют действительность и художественный образ, ярче чувствуют красоту природных явлений. Во все времена природа оказывала огромное влияние на человека. Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо.

Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если его не изменяет человек, остаётся практически постоянным. Поэтому, в системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно быть отведено природе. Умение видеть красоту природы – первое условие воспитания мироощущения единства с ней, первое условие воспитания через природу. Вот почему педагогические воздействия требуют постоянного общения с природой. В нашем дошкольном учреждении дети ухаживают за цветами, которые есть в каждой группе и в экологическом центре, наблюдают за рыбками в аквариумах. На территории детского сада учатся видеть деревья, цветы, кустарники: замечать особенности и оттенки листьев, лепестков; наблюдать, как набухают и распускаются почки или начинают желтеть листья; как расцветают цветы и созревают семена. Нужно, чтобы ребёнок выбрал в ближайшем окружении дерево, которое кажется ему самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к другу – навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

В весенний период можно показать детям особенности поведения воробьёв, галок, голубей, научить описывать их оперение, глаза, форму лапок и тела, рассказать об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи. Важно научить детей помогать птицам: устраивать кормушки на окне или на дереве и пусть дети сами подкармливают птиц. У детей поднимается настроение от сделанного доброго дела.

Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и формирование эстетических чувств, она - неисчерпаемый источник эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В процессе наблюдения за явлениями природы, у ребё нка включаются все анализаторы: зрительный, слуховой, осязательный и т. д.

В работе по эстетическому воспитанию средствами природы важно знать возрастные особенности детей. У детей дошкольного возраста наблюдается стремление к самостоятельности и независимости. Они всё хотят открыть и увидеть сами. Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но её направление по отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять гнёзда, стрелять из рогатки по птицам, а другие – разводить рыбок, ухаживать за животными. Поэтому необходимо организовывать деятельность ребёнка, т. е. постараться дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной мотивации и привлечь к определённой цели. Задача педагога состоит в том, чтобы направить в нужное русло появившийся интерес, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный, эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, видеокамерой. Такой вид охоты обогатит эстетический, эмоциональный мир ребёнка, разовьёт в нём наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному. В работе по эстетическому воспитанию детей важно знать и учитывать не только направленность интересов, но и особенности эстетического восприятия : воспринимая явления окружающей действительности, человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами. Эстетическое восприятие – это способность создавать или воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием реальных предметов и художественных произведений. Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В соответствии с возрастом, эстетическое восприятие имеет свои особенности, обусловленные запасом представлений и объёмом жизненного опыта детей.

Дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину увиденного в целом. У них ещё отсутствует способность объединять, синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления. Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но, если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен направлять эстетическое воспитание, чтобы дети не остались глухи и слепы к красоте природы.

Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых чувств, обязательных для каждого человека. Домашние животные – большая помощь в воспитании личных положительных качеств ребёнка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с этими животными. Только тогда сформируются доброта, ответственность, чувство долга. Мы отвечаем за животное, за растение перед природой и обществом, а, следовательно, природа – один из важных факторов эстетического развития личности.

На пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы, я поставила перед собой цель - определить уровень эстетического развития детей старшего дошкольного возраста. Для этого необходимо проанализировать работу, осуществляемую в детском саду, изучить основы эстетического воспитания, выявить основные пути и методы эстетического воспитания дошкольников, раскрыть значение природы в эстетическом воспитании.

На начальном этапе опытно-экспериментальной работы мной были выявлены элементарные образные представления ребё нка об окружающем мире: животными и их средой обитания. Исследование имело целью – определить уровень эстетического развития дошкольников и наметить пути совершенствования работы в этом направлении.

Для определения уровня эстетического развития, детям двух старших групп было предложено два задания. Первое задание опиралось на методику «Нелепицы». При помощи этой методики мной оценивались элементарные образные представления детей об окружающем мире; о живой и неживой природе, о жизни домашних и диких животных. А также определялось умение детей рассуждать логически и грамматически правильно выражать свои мысли. Ребёнок получал картинку, в которой имеется несколько довольно нелепых ситуаций с животными, а также следующую инструкцию: «внимательно рассмотри эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно нарисовано. Если что-то тебе кажется не так, то укажи на это и объясни, почему неправильно. Далее – дай правильный ответ». Время показа картинки и время выполнения задания ограничено тремя минутами.

Система вопросов:

У какого животного есть иголки?

Кто в лесу всю зиму спит?

В какое время года на деревьях распускаются листочки?

Лев – дикое или домашнее животное?

Назови домашних птиц, которые умеют плавать?

Когда собирают урожай с полей и с огородов?

Чем выделяется берёза зимой среди других деревьев?

Для того, чтобы повысить результаты в подготовительной группе, я занимаюсь разработкой комплекса занятий, направленных на совершенствование работы по эстетическому воспитанию дошкольников средствами природы. Большое внимание уделяется экскурсиям, наблюдениям и практической деятельности, а также работе с родителями, т. к. в семьях дошкольников недостаточное внимание уделяется эстетическому воспитанию средствами природы. С родителями мы проводим беседы, консультации, практические занятия, анкетирование, выставки, конкурсы, презентации, Дни открытых дверей и многое другое.

В основе отношения ребёнка к окружающему миру природы должны лежать следующие базовые положения:

Я – часть природы.

Я восхищаюсь природой, которая меня окружает,

Я сострадаю живому и неживому, как живому.

Я умею видеть красивое рядом с собой и любоваться им.

Я оказываю посильную помощь природе.

Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств, а в возрасте 6-7 лет основным из них является зрение. Мир, окружающий ребёнка, разноцветен, Разноцветна и природа. Вот почему мне представляется возможным начать эстетическое воспитание детей средствами природы на основе интереса ребёнка к разноцветной природе.

И увидишь, как от света и от нашей доброты

Лес поёт, ручей смеётся, распускаются цветы.

Для работы по эстетическому воспитанию средствами природы Вашему вниманию предлагается целенаправленная система занятий. Каждое занятие ощущается детьми, как увлекательное путешествие, которое, чем дольше не кончается, тем лучше. В каждое занятие включены разнообразные игры, приёмы, опыты. Большое место уделяется сезонным экскурсиям.

Основной путь эстетического развития ребёнка – это формирование его деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при разработке системы занятий. Эстетическое воспитание должно стать частью любого другого вида воспитания. Оно тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью. Взаимосвязь эстетического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоничному развитию подрастающего поколения.

Планирование занятий.

Сентябрь.

1. Экскурсия в осенний лес «Разноцветная природа»

2. Занятие на тему: «Солнце и волшебная радуга».

3. Экскурсия по городу «Где растут растения»?

4. Занятие на тему: «Многообразие осенних листьев».

Октябрь.

1. Занятие на тему: «Разноцветные плоды растений».

2. Занятие на тему: «Многообразие плодов в природе».

3. Открытое занятие на тему: «Осень - прекрасная пора!»

Ноябрь.

1. Занятие на тему: «Зима в окно стучится».

2. Экскурсия в лес «Природа готовится к зиме».

3. Занятие на тему «Подготовка животных к зиме».

4. Занятие на тему: «Как зимуют домашние животные»?

Декабрь.

1. Занятие на тему: «Разнообразие птиц в природе».

2. Занятие на тему «Птицы зимой».

3. Экскурсия в парк «Птицы и их следы».

4. Занятие на тему: «Красота и разнообразие зимних деревьев».

Январь.

1. Занятие на тему: «Кора и её значение в жизни деревьев».

2. Занятие на тему: «Зелёные растения зимой в природе».

3. Занятие на тему: «Комнатные растения».

4. Экскурсия в зимний лес «В гостях у зимушки – зимы».

Февраль.

1. Открытое занятие: «Здравствуй, гостья – зима!»

2. Занятие на тему: «Обитатели зимнего леса». (1)

3. Занятие на тему: «Обитатели зимнего леса». (2)

4. Занятие на тему: «Обитатели зимнего леса». (3)

Март.

Занятие на тему: «Природа просыпается».

Занятие на тему: «Особенности ночного неба».

Занятие на тему: «Разноцветные облака в разноцветном небе».

Экскурсия в парк «Наблюдение за разноцветным небом».

Апрель.

Занятие на тему: «День Земли»,

Экскурсия в весенний лес «Весна красна».

Занятие на тему: «Природные краски».

Май.

Занятие на тему: «Красота цветущей ветки».

Открытое занятие на свежем воздухе: «Разноцветная жизнь вокруг нас».

Публикации по теме:

Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников»Фотоотчет «Сказка как средство нравственно-эстетического воспитания дошкольников» Фотоотчет: «СКАЗКА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ». Основная цель моей педагогической деятельности –.

Концерт живой музыки как средство эстетического воспитанияКонцерт живой музыки как средство эстетического воспитания Развивать у детей чуткость души, доброту сердца, любовь ко всему прекрасному и музыкальный вкус - одна из главных и трудных задач. В ее.

Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников»Мастер-класс для педагогов дошкольного образования «Природа — главное средство экологического воспитания дошкольников» Мастер-класс для педагогов. Тема: «Природа-главное средство экологического воспитания дошкольников» Цель: развитие творческого потенциала.

Музыкально-дидактические игры для музыкально-эстетического воспитания старших дошкольниковМузыкально-дидактические игры для музыкально-эстетического воспитания старших дошкольников 1. «Слушаем классическую музыку» Цель: Развивать умение детей различать музыкальные произведения. Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих.

Огород как средство экологического воспитания дошкольниковОгород как средство экологического воспитания дошкольников Огород, как средство экологического воспитания дошкольников, позволяет ребёнку не только расширять свои познания в области окружающей.

Фотоотчет «Изобразительная деятельность дошкольников в разных жанрах как средство эстетического развития»Фотоотчет «Изобразительная деятельность дошкольников в разных жанрах как средство эстетического развития» Отчёт музыкального руководителя о проделанной работе по теме «Изобразительная деятельность дошкольников в разных жанрах как средство эстетического.

Патриотический уголок как средство воспитания дошкольниковПатриотический уголок как средство воспитания дошкольников Патриотический уголок, как средство воспитания дошкольников. Автор: Баландина М. В., воспитатель МБДОУ «ЦРР – Детский сад № 224», г. Новокузнецк,.

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов)Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников (консультация для педагогов) Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой.

Сказка как средство экологического воспитания старших дошкольников Аннотация: Данная статья раскрывает роль сказок в экологическом развитии детей старшего дошкольного возраста. Экологическая сказка является.

Тематическое оформление групп как средство эстетического воспитания дошкольниковТематическое оформление групп как средство эстетического воспитания дошкольников Чтобы воспитать в ребёнке чувство прекрасного, чтобы способствовать его эстетическому воспитанию, всем окружающим его взрослым необходимо.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Природа как средство эстетического воспитания дошкольников
Опубликовано: 9 июня 2023 в 10:47
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Природа как средство эстетического воспитания дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Наталия Потехина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД