МААМ-картинки

Проблема развития ценностно-мотивационного компонента профессиональной мобильности педагогов ДОО

Алена Часовских
Проблема развития ценностно-мотивационного компонента профессиональной мобильности педагогов ДОО

А. А. Еременко

г. Белгород

Проблема развития ценностно-мотивационного компонента профессиональной мобильности педагогов дошкольной образовательной организации. Актуальность и необходимость решения

В статье обоснована актуальность проблемы развития ценностно-мотивационного компонента профессиональной мобильности педагога дошкольной образовательной организации. Как один из главных компонентов, который образует интерес к повышению квалификации, саморазвитию, к овладению новыми технологиями дошкольного образования, к освоению обновлённой профессиональной деятельности в изменяющихся условиях, возникших под влиянием государственной политики в области образования или научно-технического прогресса, к перемещениям в профессиональной сфере – повышению профессионализма, освоению смежных профессий.

Публикация «Проблема развития ценностно-мотивационного компонента профессиональной мобильности педагогов ДОО» размещена в разделах

Мобильность, профессиональная мобильность, ценностно-мотивационный компонент профессиональной мобильности.

Изменения, происходящие в образовании, обуславливают приведение качества образования в соответствие с потребностями социального развития общества, а усиление динамики социальных процессов требует, чтобы педагоги дошкольных образовательных организаций были готовы к деятельности в постоянно изменяющихся условиях, как социальных, так и профессиональных. Именно такие педагоги могут успешно самореализоваться в профессии, и чувствовать себя в современном обществе комфортно, быть востребованными на рынке труда.

Исследование профессиональной мобильности педагогов, выступающей в качестве одного из необходимых условий модернизации современного образования, обуславливает необходимость уточнения понятия. Впервые термин «мобильность» (от лат. … — подвижный, способный к быстрому передвижению, действию) появился в 1927 году с выходом в печать работы «Social Mobility» П. А. Сорокина[13].

Многие исследователи (Ю. В. Арутюнян[2], Л. В. Вершинина[4], Ю. И. Калиновский[10], П. А. Сорокин[13] и др., рассматривают мобильность, как социально-профессиональную, так как она выражается в готовности человека к перемене мест жизни, труда в профессиональной деятельности, изменению социального статуса, стремлению к достижению удовлетворения возрастающих материальных и духовных потребностей [2; 4; 10; 13].

Стабильно растущий интерес к феномену мобильности вполне закономерен и оправдан, поскольку современное общество нуждается в специалистах, готовых к качественному осуществлению педагогической деятельности в постоянно изменяющихся условиях — социальных, экономических, профессиональных и т. д. Только мобильные специалисты смогут успешно реализовать модернизацию современного общества, а также обеспечить его стабильное развитие и интеграцию в мировое образовательное пространство. Другими словами, исследование проблемы профессиональной мобильности педагогов, в частности педагогов дошкольного образования, является не просто данью очередной моде, а объективной необходимостью [8]..

В начале 21 века к исследованию феномена мобильности подключились педагоги. Ю. К. Калиновский [10] доказывает взаимозависимость образования и мобильности : чем образованнее человек, тем он мобильнее. Е. Л. Шарова, рассматривая мобильность как интегральное свойство личности, описывает две ее стороны — социальную профессиональную. На ее взгляд, именно социально-профессиональная мобильность активно влияет на расширение жизненных возможностей человека. Исследователь подчеркивает, что социально-профессиональная мобильность тесно связана с профессионально значимыми качествами, такими как компетентность и профессионализм.

Изученный теоретический материал по проблеме исследования, позволил нам выделить основные подходы к сущности профессиональной мобильности педагогов ДОО, которые представлены в таблице 1.1

Таблица 1.1

Основные подходы к сущности профессиональной мобильности педагога дошкольной образовательной организации

Ф. И. О. автора Структура профессиональной мобильности

Л. А. Амирова Экзистенциальная ориентация личности, которая при организации соответствующего образовательного процесса профессионального образования может трансформироваться в интегративное качество личности, которое в условиях профессиональной деятельности проявляется в виде потенциальной и актуальной мобильности личности [1, с. 55]

Л. В. Горюнова Свойство, направленное на преобразование себя и окружающей среды в соответствии с тенденциями развития, поэтому оно предполагает опережающий и непрерывный характер самого образования [5, с. 22]

Б. М. Игошев Динамическое качество личности, обеспечивающее успешность ее адаптации к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, способность осваивать инновации в образовании, готовность к

самосовершенствованию, саморазвитию и реализации себя в педагогической деятельности и профессиональном сообществе [9 с. 6]

И. В. Никулина Интегративное свойство личности, представляющее динамическое состояние индивида, осознающего необходимость непрерывного самообразования и умеющего с его помощью поддерживать свой профессионально-творческий социальный потенциал, способного гибко адаптироваться к изменению содержания и условий деятельности и владеющего навыками самоанализа [11, с. 9]

С. В. Нужнова Интегративное качество личности, объединяющее в себе: сформированную внутреннюю потребность в профессиональной мобильности, способности и знаниевую основу профессиональной мобильности, а также самосознание личностью своей профессиональной мобильности, сформированное на основе рефлексии, готовности к профессиональной мобильности [12.]

Анализируя различные точки зрения к сущности «профессиональной мобильности педагога ДОО, можно сделать вывод, что профессиональную мобильность исследователи рассматривают как качество или свойство личности (Л. В. Вершинина[4], Л. В. Горюнова[5], Б. М. Игошев[9], И. В. Никулина[11], СВ. Нужнова [12] и др.) или как процесс (Л. А. Амирова[1], что говорит о том, что человек может быть мобильным, если он обладает определёнными личностными и профессиональными качествами, но его мобильность может проявляться только в деятельности, поэтому специалисту необходимы не только профессиональные знания и умения, но и рефлексивные способности для анализа проблем в своей профессиональной деятельности и поиска путей их преодоления.

В современной отечественной философской науке изучению проблемы ценностных оснований самоопределения личности уделено значительное внимание. Основываясь на подход И. В. Никулиной[11] к структуре профессиональной мобильности педагога дошкольной образовательной организации, мы выделяем ценностно-мотивационный, личностный, деятельностный и когнитивный компоненты. Рассмотрим понятие, содержание, особенности и условия развития ценностно - мотивационого компонента, как одного из ведущих компонентов профессиональной мобильности педагогов ДОО.

Содержание ценностно-мотивационного компонента образует интерес к повышению квалификации, саморазвитию, к овладению новыми технологиями дошкольного образования, к освоению обновлённой профессиональной деятельности в изменяющихся условиях, возникших под

влиянием государственной политики в области образования или научно-технического прогресса, к перемещениям в профессиональной сфере - повышению профессионализма, освоению смежных профессий.

Мотивационно-ценностный компонент выражается в интересе и склонностях к профессионально-педагогической деятельности, в потребности в профессионально-педагогической самореализации и достижениях, в установке на профессионально-педагогическое совершенствование, в ценностной ориентации на профессионально-педагогическую деятельность.

Описание картины влияния структурных компонентов на формирование профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных организаций было бы неполным без важной составляющей профессиональной мобильности – ценностно-мотивационного компонента. Влияние ценностного компонента на формирование профессиональной мобильности представлено в исследованиях В. А. Сластенина [14], И. Э. Унта [7], И. С. Якиманской [5] и др.

Значимыми идеями Б. Г. Ананьева[3] в контексте анализа ценностно-мотивационного компонента профессиональной мобильности педагога ДОО, для нас являются следующие:

• с одной стороны, основой для формирования ценностных ориентации является сформированная система личностных свойств, наиболее важными из них являются те свойства, которые связаны с активностью, направленностью на внешние объекты действительности. Эти личностные свойства обуславливают поведение, направленное на освоение, переживание и воспроизводство ценностей жизни и культуры;

• с другой стороны, все сферы мотивации и ценностей детерминированы общественным становлением личности, то есть совокупностью определённых позиций, ролей и функций, которые формируются путём присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения

Таким образом, ценностно-мотивационый компонент раскрывается в двух измерениях: непосредственным толчком к профессиональной мобильности чаще всего становится осознание личностью того факта, что усвоенные знания и достигнутые высоты в его профессиональной области, перестают обеспечивать достижение успеха и удовлетворять и это может выступать мотивацией к профессиональной мобильности, изучение новых аспектов смежных профессий в соответствии с требованиями новых условий или новой профессиональной среды. [3]

Ценностно-мотивационный компонент побуждает к развитию профессиональных потребностей, направленных на овладение профессиональными знаниями, умениями, навыками для успеха в профессиональной деятельности. Начальным моментом профессиональной мобильности является осознанная потребность в профессиональном росте.

Интерес и потребности, ценности, которые могут их удовлетворить, служат побудителями профессионального саморазвития. Мотивы могут быть различны. К возникновению профессионального интереса к смежным профессиям или должностям ведет увлеченность изучением нового профессионально важного материала, желание повысить уровень профессиональной подготовки, стремление к самообразованию.

На данном этапе развития образования феномен профессиональной мобильности педагогов рассматривается в основном в отношении к педагогам общего, профессионального и высшего образования, в то время как проблемой развития ценностно-мотивационного компонента профессиональной мобильности педагогов дошкольного образования не посвятили достаточно внимания. Вместе с тем, изменения, происходящие в системе дошкольного образования, обуславливают необходимость разработки содержания понятия «профессиональная мобильность педагога дошкольного образования», определения ее структуры, а также изучения условий, необходимых для развития ценностно-мотивационного компонента профессиональной мобильности именно у педагогов дошкольного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

2. Арутюнян Ю. В. Этносоциология : учебное пособие для вузов / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, A.A. Сусоколов. М. : Аспект Пресс, 1999. -271 с.

3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – Л. : Изд-во ЛГУ, 1968. – 338 с.

4. Вершинина Л. В. Формирование социально-профессиональной мобильности студентов пединститута : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л. В. Вершинина. Л., 1987. - 17 с.

5. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : дис.. докт. пед. наук: 13.00.08 / Л. В. Горюнова. Ростов н/Д, 2006. - 427 с.

6. Горюнова Л. В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста / Л. В. Горюнова. Ростов н/ Д : Изд-во Ростовского ун-та, 2005. - 148 с.

7. Дъяченко, М. И. Психологический словарь-справочник / М. И. Дья- ченко, Л. А. Кандыбович. – М. : Харвест, 2004. - 576 с.

8. Зеер, Э. Ф. Профессиональная мобильность — интегральное качество субъекта инновационной деятельности / Э. Ф. Зеер, С. А. Морозова, Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 5. — С. 90–97.

9.

10. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона : дис.. докт. пед. наук / Ю. И. Калиновский. СПб, 2001. - 470 с.

11. Никулина И. В. Формирование профессионально-педагогической мобильности преподавателя высшей школы : дис.. канд. пед. наук: 13.00.08 / И. В. Никулина. Самара, 2005. - 207 с.

12. Нужнова C.B. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе Электронный ресурс. / C.B. Нужнова. Режим доступа: https://www.rusnauka.com/Pedagog/185.html. -Загл. с экрана

13. Сорокина Л. А. Профессиональная мобильность рабочих предприятия как объект управления : дис.. канд. экон. наук: 08.00.05 / Л. А. Сорокина. -Новосибирск, 2002. 174 с.

14. Сластёнин В. А. Педагогика : инновационная деятельность / В. А. Сластёнин. М. : Магистр, 1997. - 224 с.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерная зависимость — социальная проблема 21 века» Компьютер — незаменимая составляющая нашей жизни, но при этом мы не всегда отдаем себе отчёт в том, что очень часто мы буквально зависим.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации на основе произведения Нины Павловой «Земляничка» Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми третьего года жизни на основе произведения Нины Павловой «Земляничка».

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема»Консультация «Здоровье педагога — деликатная и многоаспектная проблема» Уважаемые педагоги! Очень быстро пролетело лето – время отпусков, путешествий, отдыха. И опять впереди длинный, напряженный учебный год.

Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО»Мастер-класс для педагогов «Кубанские народные игры как средство реализации регионального компонента в ДОО» Ход мероприятия: В зале звучат кубанские песни. Оформлена выставка нетрадиционного оборудования к кубанским играм. В шахматном порядке расставлены.

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

Создание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУСоздание ансамбля педагогов как средство развития творческих способностей педагогов и повышения имиджа ДОУ Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто, как детский сад, а как организация, которая оказывает образовательные.

Консультация «Проблема выбора»Консультация «Проблема выбора» гр. «Светлячок», Кормильцева И. А. Существует определенное мнение у родителей на предмет вопроса выбора у ребенка и его решения. Привожу.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема развития ценностно-мотивационного компонента профессиональной мобильности педагогов ДОО
Опубликовано: 25 октября 2020 в 13:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема развития ценностно-мотивационного компонента профессиональной мобильности педагогов ДОО» (включая файлы) размещена пользователем Алена Часовских в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД