Лучший педагог года

Проблемы семьи ребенка с речевыми отклонениями

Анастасия Игоревна
Проблемы семьи ребенка с речевыми отклонениями

1. Материально-бытовые, финансовые, жилищные;

2. Обучения и реабилитации;

3. Медицинского и социально-бытового обслуживания;

4. Низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей, необходимых для правильного воспитания ребенка с речевыми отклонениями;

5. Личностные особенности родителей, которые выражаются в неприятии ребенка и его проблем;

6. Невозможность родителей преодолеть стереотипы общества, навязывающие определенную модель отношения к детям с нарушениями, что приводит к замыканию родителей на собственных проблемах;

Публикация «Проблемы семьи ребенка с речевыми отклонениями» размещена в разделах

7. Сложности внутри семьи, которые связаны с непониманием родителями роли отца и матери, несовместимость нравственных позиций родителей, неорганизованный быт, состояние собственного здоровья, загруженность на работе.

Методика «Стратегии семейного воспитания» С. С. Степанова

в модификации И. И. Махониной

Очень часто педагоги на родительском собрании просят провести экспресс – диагностику стиля родительского воспитания. Многие тесты требуют длительной обработки. В работе с родителями необходима быстрая обратная связь. Я модифицировала тест С. С. Степанова, расставив варианты ответов в соотвествующем порядке. Тест «Стратегии семейного воспитания» С. С. Степанова стал более удобен в проведении и обработке. Ответив на вопросы теста, родители сами могут определить свой стиль воспитания, подсчитав какие типы ответов у них преобладают.

Инструкция: С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

Б. Преимущественно воспитанием.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

В. Абсолютно с этим согласен (дети воспитывают своих родителей).

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

Б. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

В. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

Б. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц, чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

В. Если попросит, можно и дать.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

Б. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

Б. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

В. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

8. Дочь (сын)-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее (его?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

В. Расстроюсь

Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка и интерпретация результатов Стиль поведения:

Посчитайте выбранные Вами варианты ответов. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если больше ответов А, то у Вас преобладает авторитарный стиль родительского поведения.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем. Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Авторитетный стиль (в терминологии других авторов — «демократический», «сотрудничество») – преобладают ответы типа Б. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Либеральный стиль (в терминологии других авторов — «попустительский», «снисходительный», «гипоопека») - преобладают ответы типа В. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Индифферентный стиль - преобладают ответы типа Г. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Пути решения этих проблем :

1. Беседа

2. Тренинг

3. Литература

Публикации по теме:

Итоговое родительское собрание в средней группе «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании ребенка»Итоговое родительское собрание в средней группе «Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании ребенка» Итоговое родительское собрание в средней группе "Взаимодействие семьи и детского сада в воспитании ребенка". 1. Вступительное слово.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна»Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много — дружба одна» Конспект занятия для детей подготовительной группы с речевыми нарушениями «Народов много дружба одна» Возраст детей - 6-7 лет Цель: Познакомить.

Консультация для родителей «Телевидение в жизни семьи и ребенка» Телевидение в жизни семьи и ребенка. Телевизор в гостиной, телевизор на кухне, телевизор в спальне… современные дети превратились в телеманов.

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка» Обычаи жизни в семье,отношения между взрослыми,вся обстановка влияет на детей. Воспитание-это ежечастное и ежеминутное занятие,в котором.

Консультация для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка» Доброго всем настроения, уважаемые коллеги! Поскольку одним из приоритетных направлений моей деятельности является развитие эмоциональной.

Консультация «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка»Консультация «Влияние семьи на развитие ребенка» Значение семьи в жизни ребенка очень большое: семья выступает, как институт социализации ребенка. В связи с этим родителям необходимо правильно.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка»Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Родительское собрание в нетрадиционной форме «Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка» Цели: • раскрыть перед родителями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблемы семьи ребенка с речевыми отклонениями
Опубликовано: 22 августа 2023 в 19:41
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблемы семьи ребенка с речевыми отклонениями» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Игоревна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД