Папки-передвижки

Процесс работы с детьми ОВЗ в дошкольном учреждении

Айталина Илларионова
Процесс работы с детьми ОВЗ в дошкольном учреждении

Процесс работы с детьми ОВЗ в дошкольном учреждении

В настоящее время увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов.

Дети с ограниченными возможностями – это дети, у которых имеются различные отклонения психо-физического плана.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья, которых препятствует к обучению образовательным программам вне специальных условий сферы обучения и воспитания.

Виды ОВЗ

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов.

Публикация «Процесс работы с детьми ОВЗ в дошкольном учреждении» размещена в разделах

1) Нарушения психических процессов - восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоции.

2) Нарушения в сенсорных функциях - зрение, слух, обоняние и осязание.

3) Нарушения функций - дыхания, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада, поскольку процесс взаимного приспособления очень труден для ребенка, родителей и педагогического состава. Главной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе. Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них раздвинуть общения, игрового пространства.

Дети с ограниченными возможностями имеют право развиваться вместе со сверстниками, начиная самого раннего возраста. Недостаток группового взаимодействия отрицательно влияет на развитие детей-инвалидов. В специализированных учреждениях прививают нормы поведения, воспитатели помогают справиться с гиперактивностью, эмоциональной зажатостью или напряжением. Малыши обучаются вместе со специалистами по индивидуально программе, которая включает развивающие упражнения, игры, физическую нагрузку.

Мы можем выделить следующие направления работы специалистов дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ:

• Социализация в ДОУ

• Сенсорное развитие.

• Моторное развитие.

• Развитие речи и коммуникации.

• Развитие познавательной деятельности.

• Развитие игровой деятельности.

• Формирование бытовых навыков.

• Взаимодействие с родителями.

Рассмотрим некоторые наиболее важные элементы этой деятельности:

Социализация в ДОУ

Дети с ограниченными возможностями должны больше общаться со сверстниками, чтобы они могли приобрести общепринятые нормы поведения, необходимые для дальнейшей жизни.

Главной задачей, которая стоит перед педагогическим коллективом при социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив. Дети с разными возможностями, с нарушениями развития и без них, должны научиться жить и взаимодействовать в единой группе дошкольного учреждения.

Этапы социализации:

- Адаптация ребёнка в ДОУ. Основная задача этого этапа - привить ребенку положительную установку на посещение детского сада и мотивировать его активное включение в коррекционно- развивающий процесс.

- Взаимодействие детей в рамках группы. На этом этапе ребёнок овладевает первоначальными навыками общения, игры, диалога.

В ходе педагогической деятельности одна из главных задач, которую мы воспитатели должны ставить перед собой, - это включение детей с ОВЗ в систему дружеских отношений по средствам игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной деятельности.

Значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции. Нам необходимо уделить внимание на режимные моменты: прием пищи, различные упражнения на релаксацию (дыхательная и артикуляционная гимнастика, гимнастика для глаз, динамические паузы, логоритмические упражнения, игры с водой и песком, самомассаж, сенсорные тропы, ребристые дорожки, звуковые эффекты и музыка).

Сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: цвет, форма, величина, положения в пространстве, запах, вкус и т. п.

Дефицит сенсорного развития зачастую связан с недостаточным количеством стимулов и нарушением восприятия. Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для приема и переработки сенсорной информации и речи. Преодолевается использованием сенсорных игр, расширением практической деятельности.

Моторное развитие

Моторика - это двигательные функции всего организма. Под моторикой понимают движения, которые выполняют определенные задачи, различают крупную и мелкую моторику. Крупная моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества. Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук.

У детей с ОВЗ часто возникают трудности с комплексом двигательных возможностей, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями. Движения детей могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными с отсутствием пластичности. Наблюдается нарушение развитие крупной моторики, координации движений, затруднено сохранение занятой позы, встречается двуручная деятельность. Нарушение мелкой моторики отражается на бытовых навыках, рисовании, письме, лепке, ручном труде и др.

При составлении плана работы с детьми с ОВЗ необходимо уделить внимание моторному развитию. Полезными будут различные упражнения, игры на развитие способностей чувствовать положение тела, положение мышц, даже не используя зрение, которая, в свою очередь, связана с развитием координации и равновесия.

Развитие познавательной деятельности

Познавательная деятельность – это сознательная деятельность, направленная на познание окружающего мира с помощью внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

У детей с ОВЗ часто встречаются недоразвитие способности к восприятию информации. Дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую, внимание неустойчивое и рассеянное. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллекта у детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля. Часто встречаются недостаточность знаний об окружающем мире, недостаточно сформированы пространственные представления.

Целесообразно опираться на закрепление телесных навыков, также эмоций, памяти, восприятия процессов саморегуляции и речи. В планировании работы включаются игры и задания на внимание и память, ориентироваться в пространстве. Одним из эффективных средств развития является дидактические игры, которые способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. В качестве игрового материала могут использоваться: пословицы, поговорки, скороговорки; задачи – шутки; загадки, ребусы; нахождение сходств и отличий между несколькими предметами.

Развитие коммуникации и речи

Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида: нарушение звукопроизношения, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха.

При работе с детьми с ОВЗ следует учитывать, что часто встречаются: ограниченное понимание обращенной речи, речь привязана к ситуации, с одной стороны, и оторвана от деятельности – с другой стороны, наблюдаются аморфные слова и жесты, односложные ответы «да», «нет». Работу по речевому развитию легче осуществлять в совместной деятельности, используя жесты и мимику, экспрессивную речь, привлекая и контролируя внимание ребенка.

Игровая деятельность

В игре у детей развивается крупная и мелкая моторика, правильное звукопроизношение, обогащается словарь, формируется грамматический строй и связная речь, развивается мышление.

Значительная часть детей с ОВЗ не имеют потребности в игре, плохо играют, не общаются. Интерес к игре возникает в процессе обучения. Развивающие игры предшествуют освоению деятельности с предметами.

В процессе взаимодействия со сверстниками у детей с ОВЗ чаще всего наблюдается параллельная игра. В парной игре дети взаимодействуют со сверстниками через предмет, используют партнера как объект, показывая отдельные действия по игре. Часто детям с ОВЗ сложно ощущать себя в коллективе и вовлечь такого ребенка в сюжетно-ролевые игры с другими детьми и в общеколлективные игры приоритетная задача.

Работа по развитию индивидуальных способностей ведется поэтапно: первый этап – индивидуальный, второй – парный, групповой- коллективный.

Развитие навыков. Взаимодействие со сверстниками

У детей с ОВЗ часто неразвиты навыки пользования горшком, самостоятельно есть, одеваться и культуры поведения. Эти навыки можно тренировать как в повседневной жизни, так и в играх и упражнениях. Постепенно забота со стороны взрослых уменьшается, и ребенок овладевает самостоятельным выполнением различных действий.

Социализация детей затруднено. Они очень слабо владеют этическими нормами поведения в общении со сверстниками. Необходимо пробудить интерес в таких детях к окружающим людям, развивать их коммуникативные навыки, пробуждать в них чувство сопереживания к другим людям, развивать самоконтроль в проявлении их эмоций.

Процесс обучения по индивидуальному подходу для детей с ОВЗ имеет некоторые особенности, которые отсутствуют в общеобразовательной программе.

Основными принципами обучения являются:

• мотивирование к обучению и воспитанию;

• психологическая безопасность;

• помощь в приспособлении к окружающим условиям.

Работа с детьми с ОВЗ – очень кропотливая, не всегда заметная, она должна быть постоянной и, в итоге, принесет свои положительные результаты. Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делаем, прежде всего, мы - воспитатели. Это создание психологической теплой атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на обучение, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь сверстников, обрести право на счастливое, полноценное детство.

При составлении индивидуальной работы с детьми с ОВЗ мы отталкивались от результатов «Диагностики педагогического процесса в группе дошкольной образовательной организации. В нашей группе присутствуют дети с нарушениями речи, задержкой психического развития. Кроме индивидуальных особенностей можно выявить и общие черты трудностей – это отставание социальной сферы и эмоционального развития. Все дети с ОВЗ занимаются по общеобразовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы и по адаптированным программам у специалистов. Индивидуальная работа с такими детьми проводится в режимные моменты, во время свободной деятельности детей, а также в составе групповых занятий в течение всей недели. Содержание работы строится по всем пяти образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и социально-коммуникативное развитие. Работа выстраивается при тесном сотрудничестве со всеми специалистами: педагогом-психологом, логопедом, дефектологом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре. При прочем равном внимании ко всем областям воспитателям особенно пристальное внимание приходится уделять познавательной сфере и социально-коммуникативной. Дети с ОВЗ часто имеют проблемы с речевым развитием, поэтому общение со сверстниками у них часто затруднено как на коммуникативном уровне, так и эмоциональном. Необходима тщательная работа по развитию положительных эмоций, а также овладению умения делать их понятными сверстникам, и затем выстраиванию эмоционально положительно окрашенного взаимодействия с другими ребятами. Реализация этой важной задачи возможна чаще всего при непосредственном общении и игровом взаимодействии детей с ОВЗ с другими ребятами.

Взаимодействие специалистов и родителей

Работа с семьей - особое направление в системе сопровождения детей с ОВЗ, так как семья – это первые помощники в процессе социализации ребенка. Родители могут помочь ребенку с ОВЗ включиться в жизнь.

При работе с семьей необходимо формировать доверительное сотрудничество с педагогами, поскольку не всегда родитель адекватно оценивает состояние своего ребенка.

Важно определить план работы специалистов с семьей:

1. Привлечение родителей к сотрудничеству и участию в организованных мероприятиях (совместные досуги, праздники, занятия).

2. Формирование психологической и педагогической грамотности: рекомендации печатных материалов по развитию конструктивного взаимодействия с «особым» ребенком: подборка игр и упражнений.

Формы работы с родителями: беседы, консультации, обучение родителей совместным с детьми играм и упражнениям, участие в культурно-массовых мероприятиях и групповых праздниках. Подобные формы работы позволяют обратить внимание на успехи в социализации детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учрежденииФотоотчёт «Окна Победы» в дошкольном учреждении Фотоотчёт " Окна Победы" в дошкольном учреждении. Завтра, первого мая, стартует всероссийская акция «Окна Победы», которая проходит в.

Характеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учрежденииХарактеристика особенности построения образовательного процесса в дошкольном учреждении В нашем районе есть терем-теремок, вокруг него проходит много дорог : «Там пешеходы ходят разные, соблюдая правила важные». А начиналось.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении» Педагогический совет «Трудовое воспитание в дошкольном учреждении». Цель: систематизация работы педагогического коллектива по трудовому.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Секреты оформления окон к праздникам в дошкольном учрежденииСекреты оформления окон к праздникам в дошкольном учреждении Воспитатель всегда ищет новые, нестандартные подходы, средства и методы, чтобы заинтересовать ребёнка, расширить границы его возможностей,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Процесс работы с детьми ОВЗ в дошкольном учреждении
Опубликовано: 23 января 2022 в 05:30
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Процесс работы с детьми ОВЗ в дошкольном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Айталина Илларионова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД