Лучший педагог года

Беседа «Кузнечное ремесло» в рамках тематической недели «Ремёсла Кубани»

Светлана Чернышова
Беседа «Кузнечное ремесло» в рамках тематической недели «Ремёсла Кубани»

Тематическая неделя «Народные промыслы Кубани»

Познавательное развитие

Беседа №2 «Кузнечное ремесло»

Программные задачи: Познакомить детей с кузнечным делом. Развивать любознательность детей. Подвести к пониманию важности кузнечного дела в истории казачества. Воспитывать уважение к людям труда.

Ход:

Публикация «Беседа „Кузнечное ремесло“ в рамках тематической недели „Ремёсла Кубани“» размещена в разделах

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с кузнечным ремеслом. Народная мудрость гласит: «Кузнец – всем ремеслам отец». Одним из самых любимых занятий казаков было кузнечное дело. На протяжении многих веков кузнецы были главными среди ремесленников и являлись универсальными мастерами. Они пользовались особым уважением и почётом в городах и станицах Кубани. О кузнецах слагались легенды.

Послушайте легенду о кузнеце Вакуле :

Жил да был на Кубани добрый парень. И полюбилась ему красавица дивчина по имени Поляна. Поляна не принимала ухаживания ни одного из парней, но к кузнице иногда приезжала на лихом скакуне, чтобы послушать песни, в которых Вакула восхвалял возлюбленную, её красоту.

Однажды пришла на Кубань беда : напал на неё враг. Прибавилось Вакуле работы: понадобилось много мечей и кинжалов. А одна беда – не приходит – разлилась река Кубань. Началось наводнение. Торопится Вакула, спешит доковать мечи, а вода подходит всё ближе и ближе. И тогда примчалась на коне Поляна. Подняла над головой жаровню с огнём. И Вакула успел закончить работу. Закончив работу, Вакула выковал Поляне розу. Так от их любви родилась музыка металла. (Рассказал Г. И. Силидин главный художник Краснодара).

На Кубани каждый шестой казак был профессиональным кузнецом. Умение ковать своих коней, брички, оружие и, прежде всего, всякую домашнюю утварь, считалось таким же естественным, как возделывать землю. Этому нужно долго учиться и любить свою работу.

Место, где работал кузнец, называлась кузница. Металл – один из самых прочных материалов, поэтому делать из него разные предметы непросто. Для того, чтобы придать металлу нужную форму, его нужно разогреть. Помещали его в специальную печь, где огонь раздували и поддерживали горение с помощью кузнечных мехов. Затем, когда металл становился жидким, его заливали в специальную форму – отливку, слегка остуживали и помещали на наковальню. Далее принимался за дело кузнец – бил молотом по металлу – выковывал нужный предмет.

Был у кузнеца и помощник – подмастерье. Когда раздавался над Кубанью ритмичный перестук молотков, радовались люди: будут у них бороны с плугами для земледелия, мечи с пиками для обороны от врагов и ажурные узорчатые кружева из металла для украшения жилища.

Заслуживает упоминания и мастерство художественной ковки. На Кубани она так и называлась - «ковань». Это тонкая высокохудожественная обработка металла применялась при ковке решёток, козырьков, оград, ворот. Для украшения ковали цветы, листья, фигурки зверей.

Кубанская ковань, украшающая архитектурные памятники исторического центра Краснодара, является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. В Краснодаре сохранились названия улиц – Кузнечная, Новокузнечная.

Современные кузнецы сохраняют старые традиции, возрождают забытые дедовские способы ковки, развивают кузнечное ремесло на современной кубанской земле.

Тематическая неделя «Народные промыслы Кубани»

Познавательное развитие

Беседа №3 «Резчик по дереву, бондарь»

Цель: познакомить детей с народными ремеслам Кубани – резчик по дереву, бондарь.

Задачи: развивать интерес к народному прикладному искусству.

прививать детям любовь к родному краю;

воспитывать уважение к культурным и национальным традициям.

Ход:

Воспитатель: На Кубани с давних пор люди занимались ремёслами.

Помолись, потрудись,

Только знай не ленись:

Без нужды проживёшь,

Да добра наживёшь.

Сегодня мне хотелось бы рассказать вам о древней профессии – резчик по дереву. Назовите мне деревянные изделия.

Дети: ложка, хлебница, доска для хлеба.

Воспитатель: Мебель, гребешки, игрушки….

История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала. Древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту — практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.

В Краснодарском крае резьба по дереву была распространенным видом народного декоративно - прикладного искусства. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью. Самым любимым и необходимым предметом была деревянная ложка, вырезавшаяся из дерева при помощи ложкореза (железного крючка с деревянной ручкой). Распространена здесь была и резьба по дереву, ее можно было встретить на различных предметах быта: рубели, ткацком станке, в убранстве домов (крылечки, подзоры, наличники, ставни, разделочные доски). Резчики выполняли работу с душой, стараясь сохранить в доме кусочек природы. От предметов обихода резчики постепенно перешли к изготовлению различных произведений искусства. Стали изготавливать игрушки для детей – фигурки различных животных, музыкальные инструменты – дудки и свистульки, а также деревянные скульптуры

В лесогорной полосе Кубани преобладали промыслы, связанные с обработкой дерева: бондарное дело. Бондарь – профессия и одновременно старинное ремесло по производству крупной деревянной тары, бочек, кадушек. Для того чтобы заниматься таким ремеслом, нужна немалая физическая сила и большое мастерство. Именно поэтому за всю историю не было ни одной женщины-бондаря. Изготовление бочек доверяли только настоящим мастерам, так как только они смогут создать изделие высокого качества. А оно очень ценится. С тех пор как люди придумали заготавливать продукты на длительный срок хранения, хорошие бочки стали необходимостью в быту. Существуют профессии, которые постепенно исчезают. Деревянные бочки вытесняют пластиковые ёмкости. Однако профессия бондаря по прежнему существует.

Тематическая неделя «Народные промыслы Кубани»

Познавательное развитие

Беседа №4 «Ткачество, вышивка»

Цель: познакомить со старыми ремёслами казачек : ткачеством, вышивкой. Воспитывать желание познавать и возрождать традиции кубанского народа.

Ход:

Воспитатель: У всех, у вас есть одежда. А где вы её берёте?

Дети: В магазине.

Воспитатель: Было время, когда одежду хозяйки шили себе и своей семье сами. Длинными зимними вечерами, казачки занимались рукоделием (шили, вышивали, вязали, ткали полотно, плели различные нужные предметы. Наиболее древним было узорное ткачество. В некоторых хатах и сейчас можно увидеть нарядные узорные полотенца, которыми казачки издавна украшали стены, «красный угол», иконы, портреты. Узорчатыми полотенцами в старину невеста одаривала жениха на свадьбе, на таком же богатом полотенце подносили хлеб-соль почётным гостям. Нарядными были скатерти, которыми покрывали праздничный стол. Ткаными узорами оформляли одежду: юбки, передники, рукава рубах. В узорном ткачестве преобладал геометрический орнамент (ромбы, квадраты, кресты). Красный цвет был особенно любимым. Почему?

Дети:

Воспитатель: Красный - значит красивый. Все эти вещи ткали казачки на деревянных самодельных станках. Искусству узорного ткачества обучали девочек с детства. Навыки передавались из поколения в поколение. Не забыто это ремесло и сейчас. Ткани, ковры и коврики делают на фабрике машины. А ценятся больше вещи, сделанные руками. Они передают тепло рук и сердец людей, которые возрождают прошлое, никогда не забытое. И, по-прежнему, передают своё умение из поколения в поколение. В казачьей семье девочки приучались к ткачеству и прядению с 7 – 9 лет. До совершеннолетия они успевали приготовить для себя приданое из нескольких десятков метров полотна: рушники, настольник, рубахи. Часто бывало, что натканного в девичестве полотна хватало потом на шитье всей намалой семьи и на долгие годы – до старости. Сырьем для ткацкого ремесла служили в основном конопля и овечья шерсть. Неумение ткать считалось большим недостатком у женщин, такую в жены казаки не брали. Поэтому ткацкие станки, прялки, гребни для изготовления нитей, буки - бочки для отбеливания холста были в каждой казачьей хате. Позже с развитием промыслов в ряде станиц холст ткали, не только для своих семей, но и специально для продажи.

Воспитатель: Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть не только ткачеством, но и вышивкой. У зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома.

Вышивка – наиболее развитый вид народного искусства, который был повсеместно распространен среди населения Кубани. К наиболее традиционным техникам, часто встречающимся на Кубани, можно отнести вышивку крестом (красным, черным, счетную гладь.

Орнаменты Кубанской вышивки, как правило, делят на такие виды:

Прямой линией обозначали поверхность земли.

Волнистой горизонтальной – воду.

Волнистой вертикальной – дождь.

Скрещивающимися линиями - огонь и молнию.

Круг, квадрат, ромб - Солнце и Луну.

Женская фигура символизировала образ матери-земли.

Олень, конь приносили счастье, веселье, благополучие.

Птица – символ счастья, богатства и радости.

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил.

Тематическая неделя «Народные промыслы Кубани»

Познавательное развитие

Беседа №5 «Лозоплетение»

Цели: Познакомить детей с ремеслом - лозоплетением, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда.

Задачи:

1. Познакомить с несколькими видами кубанских ремёсел.

2. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к малой Родине и ее культуре.

3. Развивать познавательный интерес.

Ход:

Воспитатель: В быту казаки часто использовали плетёные изделия. Из какого материала они плели изделия?

Дети: Ветки деревьев.

Воспитатель: Плели из камыша, тальника (ива, тростника.

Плетение, как ремесло имеет долгую историю и возникло оно раньше, чем метало - и деревообработка. Оно уходит своими корнями к эпохе неолита, или каменного века, в этот период в разных частях света человек начал изготавливать циновки, сосуды, корзины и орудия для рыболовства и охоты.

С помощью плетения строились стены домов. По одной из версий плетение явилось прародителем ткачества. Люди начали плести из доступных природных материалов ещё, когда у них не было оборудования и инструментов для создания более сложных предметов для жизни и хозяйства.

На Кубани из лозы первоначально плели корзины, верши, мерёжи и другие снасти для рыболовства. Плели из камыша, тальника, тростника.

Какие плетёные изделия вы знаете?

Дети: Корзины, посуда.

Воспитатель: Мастерили столы, стулья, делали корзины, лукошки, кузова,

изготавливали плетень, даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы.

На Кубань это ремесло было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Плетением можно заниматься, используя различные материалы, в том числе и не обязательно природные. Всё же, самый популярный материал для плетения - ивовый прут. Ива - это быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В старину источником сырья служили естественные заросли ивы. Теперь же её выращивают и на плантациях, используя специально выведенные сорта. В наше время научились, выращивая лозу, получать определенную гибкость, толщину и окраску прута. Промысел лозоплетения актуален и сейчас. Плетёные изделия модны и практичны. Они экологически чисты. Как и прежде, есть спрос на плетёную мебель. Люди охотно пользуются корзинами, плетёными хлебницами, вазами и другими бытовыми вещами.

Воспитатель: Как вы думаете, что и из чего ещё могли плести на Кубани?

Дети:

Воспитатель: А какие головные уборы можно носить летом?

Дети: Панамки, бейсболки.

Воспитатель: А ещё соломенные шляпы. Из соломы плели шляпы с большими полями (брыль). На Кубани плетением из соломы занимались в основном мужчины. В качестве материала использовали рожь, она более гибкая и прочная. В знойное лето шляпа укрывала от солнца во время сенокоса.

Воспитатель: Ещё один промысел – это плетение из талаша (листьев початков кукурузы). Кубанские казачки при уборке и заготовке кукурузы обратили внимание на особенности листьев, окружающих кукурузный початок - кукурузные рубашки или талаш. Он имеет разные цвета и оттенки: от светло-коричневого до молочного, при увлажнении он очень податлив, легко связывается, сплетается в косички, легко прошивается нитью. Таким образом, наряду с лозоплетением, на Кубани появился новый вид ремесла плетение из талаша. Из талаша плели бечевки, коврики, подставки под чугуны, корзины, кошелки, короба для хранения сухих продуктов и белья. Из них плели кошельки, корзинки, из соломы - большие шляпы. Плели из камыша, тростника – колыбели для детей, столы, стулья. К сожалению, некогда распространенное на Кубани ремесло, оказалось незаслуженно забытым.

.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о творческой деятельности детей подготовительной группы в рамках тематической недели «Весна»Фотоотчёт о творческой деятельности детей подготовительной группы в рамках тематической недели «Весна» Фото отчёт о творческой деятельности детей подготовительной группы в рамках тематической недели "Весна" К нам весна шагает К нам весна.

Фотоотчет о работе книжной мастерской в рамках тематической недели «Дядя Стёпа и все-все-все»Фотоотчет о работе книжной мастерской в рамках тематической недели «Дядя Стёпа и все-все-все» В рамках тематических недель, посвященных творчеству того или иного писателя, а также в рамках Недели детской книги, которая проходит.

Фотоотчет «Творческие работы детей в рамках тематической недели «Дядя Стёпа и все-все-все»Фотоотчет «Творческие работы детей в рамках тематической недели «Дядя Стёпа и все-все-все» Уважаемые коллеги! В рамках тематической недели "Дядя Стёпа и все-все-все", посвященной 105-летию со дня рождения С. В. Михалкова мы с ребятками.

Фотоотчет «Творческие рассказы детей в рамках тематической недели «Домашние питомцы»Фотоотчет «Творческие рассказы детей в рамках тематической недели «Домашние питомцы» В нашей группе в конце ноября проходила тематическая неделя "Домашние питомцы". Сегодня представляю вашему вниманию фотоотчет об итоговом.

Фотоотчёт о работе в рамках тематической недели «Наша Армия»Фотоотчёт о работе в рамках тематической недели «Наша Армия» С 12-22 февраля в группе прошла тематическая неделя «Наша Армия». В течении этого времени мы проводили различные мероприятия: беседовали.

Фотоотчёт «Знакомство с Муравьём Корнеем в рамках тематической недели «Насекомые»Фотоотчёт «Знакомство с Муравьём Корнеем в рамках тематической недели «Насекомые» День третий» В течении недели,каждый день,ребята из нашей группы,знакомились с новыми насекомыми. В третий день это был -муравей Корней.

Проект «Творческая мастерская» в рамках тематической недели «Птицы»Проект «Творческая мастерская» в рамках тематической недели «Птицы» Сегодня в рамках тематической недели «Птицы» делали в творческой мастерской сразу две поделки: в одной старшей группе – поделка «Совушка,.

Прогулка в рамках тематической недели «Урожай собирай»Прогулка в рамках тематической недели «Урожай собирай» Наблюдение за пшеницей на экологической тропе. Продолжить знакомить детей с особенностями пшеницы; с природными особенностями родного края.

Фотоотчет «Развлечение для детей в рамках тематической недели «Останови огонь!»Фотоотчет «Развлечение для детей в рамках тематической недели «Останови огонь!» Всем добрый день. Хочу поделиться с вами разработкой развлекательного мероприятия для детей, посвященного неделе пожарной безопасности. Это.

Сценарий развлечения в рамках тематической недели «Моя малая Родина — с. Большая Казинка»Сценарий развлечения в рамках тематической недели «Моя малая Родина — с. Большая Казинка» Развлечение в рамках тематической недели «Моя малая родина –с. Большая Казинка» Цель: закреплять знания детей о малой родине с. Большая Казинка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Беседа «Кузнечное ремесло» в рамках тематической недели «Ремёсла Кубани»
Опубликовано: 2 сентября 2020 в 20:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Беседа «Кузнечное ремесло» в рамках тематической недели «Ремёсла Кубани»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Чернышова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД