Папки-передвижки

Проект «Сказочный Полхов-Майдан»

Чурина Ирина
Проект «Сказочный Полхов-Майдан»

Проект

«Сказочный Полхов – Майдан».

«Получить в детстве начало эстетического воспитания –

значит на всю жизнь приобрести чувство прекрасного,

умение понимать и ценить произведения искусства,

приобщаться к художественному творчеству».

(Н. А. Ветлугина).

Наименование проекта : Сказочный Полхов-Майдан.

Вид проекта : исследовательский, творческий.

Разработчик проекта : Чурина И. Ю.

Продолжительность проекта : краткосрочный.

Срок реализации: 1 месяц.

Публикация «Проект „Сказочный Полхов-Майдан“» размещена в разделах

Участники проекта : дети всех возрастных групп, воспитатели, родители воспитанников.

Интеграция образовательных областей:

- Познавательное развитие.

- Речевое развитие.

- Художественно-эстетическое развитие.

- Социально-коммуникативное развитие.

Цель: развивать у детей проектно-исследовательскую деятельность, формировать интерес к народным промыслам России на примере Полхов-Майданской росписи, познакомить детей с историей росписи, её колоритом, составляющими элементами, применением техники росписи на деревянных изделиях, традициями русского народа.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с русским народным промыслом «Полхов- Майданская роспись»;

2. дать полное представление об истории этой уникальной отечественной росписи, о ее характерных узорах и приемах;

3. содействовать развитию речи: обогащать и активизировать словарь, повышать его выразительность, развивать навыки речевого общения и совместной деятельности;

4. сформировать навыки самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерной особенности росписи.

Развивающие:

1. развивать сенсорную чувствительность (восприятие цвета, формы, фактуры);

2. развивать мелкую моторику;

3. развивать чувство ритма и композиции;

4. развивать творческие способности дошкольников, навыки действовать коллективно;

5. развивать познавательную активность;

6. развивать активную речь;

7. формировать эстетическое отношение к народному творчеству.

Воспитательные:

1. воспитывать эстетический вкус;

2. воспитывать интерес к изучению народных промыслов, любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев;

3. воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ;

4. воспитывать трудолюбие, умение доводить начатое до конца;

5. воспитывать доброту, терпение, нравственные качества.

Актуальность.

Развитие гармоничной самодостаточной творческой личности сложно представить без участия искусства. При этом роль декоративно-прикладного народного творчества переоценить невозможно. Оно не только оказывает благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает его интеллект, но и рассказывает об истории народа и его традициях.

Маленьким детям еще не доступно понятие о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для этого, вырастив ребенка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через приобщение дошколят к традиционному искусству.

Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит ребенка видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры. Вместе с тем ребенок овладевает такими понятиями, как форма, размер и цвет, а также специфическими художественными навыками. Приобщение к народному искусству на всю жизнь оставляет отпечаток прекрасного в душе человека, учит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Именно это и побудило провести целенаправленную работу по воспитанию детей на материале народного искусства. Приобщение ребенка к родной культуре должно стать неотъемлемой частью воспитания ребенка.

Ведь именно знакомство с народной культурой сможет научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научит любоваться красотой. Настоящий проект направлен на художественно-эстетическое развитие дошкольников и раскрытие их творческого потенциала через ознакомление с Полхов – Майданской росписью.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы - формирование творческой личности.

Механизмы реализации проекта.

Формы работы с дошкольниками:

• беседы о Полхов-Майданской росписи, об особенностях узора, композиции, цветосочетании;

• рассматривание элементов росписи;

• рисование основных элементов Полхов-Майданской росписи в порядке усложнения;

• мастер-классы;

• познавательные рассказы воспитателей;

• просмотр слайдов, презентаций;

• дидактические игры;

• чтение и заучивание стихотворений и загадок о Полхов-Майданской росписи;

• роспись плоскостных силуэтов Полхов-Майданских матрешек, грибочков;

• роспись разделочных досок в стиле Полхов-Майдан;

• конкурсы, викторины;

Взаимодействие с родителями:

• консультации для родителей «Полхов-Майданские «таратушки», «Полхов-Майданская роспись».

Деятельность педагогов:

• подбор литературы о народном промысле " Полхов-Майданская роспись";

• подбор иллюстраций изделий.

Продукты проектной деятельности :

• презентация «Полхов-Майданская роспись».

литературно-художественный материал: стихи о Полхов-Майданской росписи; исторические справки;

• экспозиция в мини-музее «Чудеса народного творчества» : «Полхов-Майданская роспись»;

• выставка детских работ;

• фотоотчет проекта «Полхов-Майданская роспись».

Ресурсное обеспечение проекта :

• информационные ресурсы (научная и педагогическая литература по данной проблеме);

• материально-технические ресурсы (мультимедийное оборудование, дидактические, развивающие пособия, игры, книги, фотографии);

• кадровое (педагоги ДОУ, родители).

Этапы реализации проекта :

Проект осуществляется в несколько этапов:

• Организационно-подготовительный.

• Основной (этап непосредственной реализации).

• Итоговый (результативный, рефлексивный).

Организационно-подготовительный:

- обозначение проблемы и темы проекта, определение цели и основных задач;

- подбор художественной литературы, иллюстраций, наглядных пособий, музыкального сопровождения;

- разработка конспектов занятий, мастер-классов, сценариев бесед, сценария развлечения;

- создание презентации «Полхов-Майданская роспись».

Основной:

- знакомство с историей промысла;

- знакомство с особенностями росписи;

- составление орнаментов;

- занятия для детей: «Роспись бумажных силуэтов матрешек», «Роспись бумажных силуэтов грибочков»;

- мастер-класс для детей: «Роспись разделочной доски».

Итоговый:

- обобщение результатов работы;

- создание композиции «Полхов-Майданская роспись» в мини-музее «Чудеса народного творчества»;

- проведение итогового мероприятия «Сказочный Полхов-Майдан»;

- фотоотчет проекта «Полхов-Майданская роспись».

Ожидаемые результаты.

- Дети активные, любознательные, интересуются возникновением русского народного промысла.

- Выделяют характерные средства выразительности Полхов-Майданской росписи : элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметрию и асимметрию в узоре, этапы росписи и т. п.

- Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки в самостоятельной художественной деятельности.

- Интересуются народными промыслами.

Вывод по проекту.

В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно-прикладному искусству у них появилось желание больше узнать о творчестве русских мастеров.

Знакомство с произведениями народных мастеров, с историей народных промыслов формирует у детей уважение и любовь к Родине, истории своего народа. Благодаря народному искусству, у детей улучшается память и мыслительная деятельность, развивается усидчивость, тренируется внимание.

Осваивая традиционные промыслы, дети в первую очередь научаются самовыражению. Они ведут диалог с миром, рассказывая в творчестве о своих впечатлениях и переживаниях. В развитии личности это играет огромную роль, обучая ребенка правильному общению с окружающим миром, направляя его психическую энергию в созидательное русло. Помимо психологического аспекта, народные промыслы обучают многим чисто прикладным навыкам.

Мероприятия, проводимые в процессе реализации проекта вызывают у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которого является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия со сверстниками.

В целом проект имеет прогрессивный характер и позволяет не только способствовать развитию творческой личности ребенка, но и даёт толчок для развития взаимопонимания и сближения детей с родителями и педагогами.

Литература.

1. Вершинина Н. Горбова. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6.

2. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет. - Волгоград. : Учитель, 2011.

3. Князева О. А., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. : Акцидент, 1997.

4. Проблемы народного искусства: Сб. статей - М. : Изобразительное искусство, 1982.

5. Скоролупова О. А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М. : Скрипторий, 2006.

Публикации по теме:

Полхов-майданская роспись матрешки (подготовительная группа)Полхов-майданская роспись матрешки (подготовительная группа) Цель: Декоративное оформление матрешки с использованием традиционных элементов Полховско-Майданской росписи. Задачи: - Знакомство с традиционным.

Проект «Сказочный мир шахмат»Проект «Сказочный мир шахмат» Актуальность проекта Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся.

Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дощечки по мотивам «Полхов-майданской росписи»Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию «Роспись дощечки по мотивам «Полхов-майданской росписи» Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народным промыслом Полхов- майдан и.

Конспект занятия по рисованию: «Писанки по мотивам росписи Полхов — Майдан»Конспект занятия по рисованию: «Писанки по мотивам росписи Полхов — Майдан» Цель: учить детей расписывать писанки по мотивам росписи Полхов - Майдан, передавая в ярких красках росписи пасхальную радость, простодушное.

Краткосрочный проект «Сказочный песок» Проект «Сказочный песок» В одном мгновении видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка, единой горсти – бесконечность И небо - в чашечке.

Познавательно-творческий проект «Сказочный мир А. С. Пушкина» Проблема: многие дети не знают сказок Пушкина и вообще не слышали о таком поэте. Актуальность: Со сказок начинается любовь ко всей художественной.

Проект «Мир детства — сказочный мир»Проект «Мир детства — сказочный мир» Проект «Мир детства-сказочный мир» Актуальность. Анализ предметно-пространственной среды детского сада на территории показал, что имеется.

Проект «Сказочный мир К. И. Чуковского» в старшей группеПроект «Сказочный мир К. И. Чуковского» в старшей группе Проект «Сказочный мир К. И. Чуковского» в старшей группе Тип проекта: познавательно-творческий, краткосрочный. Сроки реализации проекта:.

Проект «Сказочный огород на окне»Проект «Сказочный огород на окне» В дошкольном возрасте самое время стать первооткрывателем и исследователем огромного мира. Взрослые на этом этапе главные помощники в этом.

Сказочный ужинСказочный ужин Помните рецепт цветов на ужин от Людмилы Мальцевой?Многие сожалели,что уже нет цветов и придется ждать следующего года. Мне повезло-я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Сказочный Полхов-Майдан»
Опубликовано: 4 июля 2023 в 15:23
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Сказочный Полхов-Майдан»» (включая файлы) размещена пользователем Чурина Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД