Получи документы

Проектная работа на тему «Приобщение дошкольников к труду»

людмила максимова
Проектная работа на тему «Приобщение дошкольников к труду»

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на тему

«Приобщение дошкольников к труду»

Выполнила воспитатель Максимова Людмила Николаевна

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА на тему

«Приобщение дошкольников к труду»

Развитие дошкольного образования на современном этапе дает возможность строить образовательный процесс в условиях вариативности программ, технологий, в том числе и по организации трудовой деятельности детей; оригинального обогащения предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных учреждениях. Разнообразие используемых подходов, своеобразие системы приобщения дошкольников к труду прослеживается на опыте организации трудового воспитания МБДОУ «Детский сад «Малышок» с. Мичуринск»

Публикация «Проектная работа на тему „Приобщение дошкольников к труду“» размещена в разделах

Чтобы вырастить трудолюбивого и ответственного человека, работу по приобщению ребенка к труду необходимо начинать с дошкольного возраста. Необходимо воспитывать положительное отношение к труду, развивать трудовые умения и навыки.

Можно выделить 4 виды трудовой деятельности дошкольника. И каждому из этих видов следует уделять внимание.

1. Самообслуживание. Предполагает умение ухаживать за собой и своими вещами. Чтобы ребенок вырос аккуратным, нужно формировать привычку ухаживать за своим телом и вещами, без напоминания взрослого мыть руки и складывать свои вещи и игрушки. Во время приема пищи приучать правильно пользоваться столовыми приборами и убирать за собой стол после еды. Легким, но в тоже время важным направлением в работе по приобщению к труду является формирование привычки и умения застилать за собой постель после сна. К навыкам самообслуживания можно отнести умение замечать и исправлять беспорядок в своем внешнем виде, например причесаться, застегнуть правильно все пуговицы, завязать шнурки, сложить свою одежду, а грязную отнести в стиральную машину.

2. Хозяйственно-бытовой труд. Предполагает совершенствование навыков сервировки стола, мытья игрушек и принадлежностей, уборки своей комнаты, собирание игрушек, ухаживание за ними. Помогать маме в мытье посуды или уборке помещения. А если имеется младший братик или сестричка помогать ухаживать за ним: одевать, раздевать, кормить.

3. Труд в природе. При формировании умений и навыков трудится в природе следует особое внимание уделять следующим направлениям в этой работе. Это и ухаживание за растениями. Дети в дошкольном возрасте уже могут окучивать растения, поливать, опрыскивать их, протирать листочки. Это и уход за животными. Когда ребята кормят питомцев, мастерят кормушки для птиц, расчесывают кошек и собак. К труду в природе можно отнести умение убирать участок соответственно погодным условиям. Зимой очищать дорожки от снега, осенью убирать листья, летом подметать дорожки, веранду.

4. Ручной труд. Главной задачей здесь является обучение детей пользоваться предметами для ручного труда : ножницы, игла.

Как правило, дошкольникам нравится трудиться. Главное поощрять их и предоставлять поле для действия. А так же направлять их в нужное русло и воспитывать положительное отношение к труду.

Группа МБДОУ «Детский сад «Малышок» с. Мичуринск» организована по разновозрастному принципу, старшие дети выступают своего рода наставниками младших и вновь пришедших детей в вопросах правил поведения, традиций группы и детского сада в целом.

В начале учебного года воспитатели дают поручение старшим детям познакомить вновь пришедших детей с детским садом, объяснить правила поведения и дежурств в столовой и на занятиях. Все это способствует более мягкой адаптации новых детей к особенностям режима в старших группах.

Руководя трудовой деятельностью детей воспитатели в отношении к инициативным, самостоятельным детям повышают требования к качеству выполнения трудовых обязанностей, создают проблемные ситуации для творческого подхода детей к трудовым поручениям. У малоактивных, вновь пришедших детей развивают устойчивый интерес к труду, обучают необходимым трудовым умениям и навыкам, воспитывают целенаправленность действий, раскрывая значимость деятельности для коллектива, ее общественную полезность.

В детском саду есть «зеленая зона», где сосредоточены все растения, аквариум и смоделированы различные природные зоны. Здесь организуется труд в природе с подгруппой детей. Для этого дети приносят из группы и используют соответствующий инструментарий: палочки для рыхления, лейки, опрыскиватели, тряпочки; закрепляют экологические знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим.

В группе созданы условия для свободной трудовой деятельности детей. Педагоги напоминают правила самообслуживания (умывания, одевания, еды и др., в игровой форме организуют хозяйственно-бытовой труд. В распоряжении детей всегда находится природный материал, с которым они могут действовать по желанию, создавая собственные художественные произведения. Особую значимость в организации трудовой деятельности детей имеют наглядные схемы и модели трудового процесса, так называемые «лесенки трудовых действий», которые сопровождают все трудовые процессы в любом виде труда. Ознакомление детей с трудом взрослых происходит на занятиях, экскурсиях (на кухню, прачечную, наблюдениях за трудом медсестры, строителей. Полученные знания воплощаются в сюжетно-ролевых и дидактических играх. Широко используются формы коллективного труда детей и совместного труда со взрослым, когда взрослый подключается к трудовому процессу ребенка в качестве напарника. Эти формы непосредственно отражают принцип субъект-субъектного взаимодействия, лежащий в основе современных подходов к трудовой деятельности дошкольников.

Решению задачи приобщения детей к труду способствует театрализованной деятельности, где в драматизации русских народных сказок дети сначала знакомятся с трудом взрослых, а затем сами обыгрывают трудовые действия.

На занятиях дети в форме увлекательных историй про бизнесмена Мишу включаются в активное усвоение элементарных экономических понятий. Полученные знания закрепляются в сюжетно-ролевых играх, становятся частью занятий по математике и ознакомлению с окружающим. Содержание занятий по экономике подготавливается системой предварительной работы в группе и скоординировано с содержанием занятий других специалистов. Например, создание детьми интересных поделок из природного материала, бумаги или глины на занятиях по изодеятельности или художественно-ручного труда является практическим воплощением представлений детей о ярмарке. Созданные детьми продукты выставляются для «продажи» на организованной «Ярмарке маленьких умельцев».

Предварительно дети получают знания об установлении стоимости товара в зависимости от его качества, использованного при изготовлении материала и затраченного труда.

При ознакомлении с понятием «реклама» детям дается задание совместно с родителями придумать словесную или наглядную рекламу маминых пирожков, связанных бабушкой носков и т. д. Такие занятия позволяют решить главную задачу приобщения детей к труду - формирование нравственных качеств при помощи осознания зависимости между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги - трудолюбие, честность, бережливость.

Как одна из форм организации детской трудовой деятельности используются дежурства старших детей по столовой, для чего в группах вывешивается график дежурств, составляющийся совместно с детьми в соответствии с их предпочтениями в выборе пары. После прогулки дежурные дети без напоминания надевают фартуки и колпаки и идут в столовую сервировать столы для детей своей группы. В процессе приема пищи дежурные следят за тем, чтобы остальные дети ели аккуратно, культурно вели себя за столом и убирали посуду.

Дети старшие активно помогают своему воспитателю, выполняя индивидуальные поручения (сходить на кухню за кипяченой водой или чтобы передать просьбу воспитателю). Такого рода поручения развивают самостоятельность детей, побуждают вспомнить и применить навыки культуры поведения. Старшие дети часто принимают участие в одевании малышей на прогулку.

В группах раннего возраста воспитатели также дают детям элементарные поручения в труде по самообслуживанию («Позови Ваню обедать», «Принеси для себя стульчик», «Уберем за собой краски») для стимулирования оценочных и контрольно-проверочных умений.

В приобретении детьми отчетливых представлений о направленности, содержании и структуре конкретных процессов по самообслуживанию воспитателями активно используются картинки и создаваемые жизненные ситуации для правильного называния процессов умывания, одевания, еды. Короткие стихи и потешки помогают вызвать положительный эмоциональный настрой у малышей и побудить их к активной деятельности.

Для успешного решения задач воспитания дошкольников в труде первостепенное значение имеет создание необходимых условий, организации развивающей среды.

А. С. Макаренко подчеркивал, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Поскольку в детском саду хозяйственно-бытовой труд является наиболее распространенным и доступным для детей, поэтому есть все необходимое: тряпочки, щетки, метелки, совки, фартуки, губки, ведра. Большое значение имеют и хорошо оборудованные уголки ручного труда с разнообразным природным и бросовым материалом (нитки, бисер, семена, кусочки, ткани, проволока). Весь материал и инвентарь размещен на доступных детям по росту полочках.

Совместная трудовая деятельность детей с воспитателем по художественному ручному труду приносит радость и удовлетворение своими результатами, которые имеют общественно-полезную значимость.

Приобщение дошкольников к труду начинается с раннего возраста и, давая положительные результаты, является одной из составляющих процесса подготовки детей к школе.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Фотоотчет «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» В рамках проекта «Русская народная кукла» с педагогами нашего детского сада «Колокольчик» провела деловую игру «Приобщение дошкольников.

Консультация для родителей «Приобщение ребенка к труду дома» Трудовое воспитание детей не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования.

Консультация на тему «Приобщение детей к народным традициям» В настоящее время растёт интерес к осмыслению укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощённых в самобытных.

Приобщение младших дошкольников к малым фольклорным жанрамПриобщение младших дошкольников к малым фольклорным жанрам Добрый день. С презентацией практических достижений профессиональной деятельности выступает воспитатель МБДОУ «Болошневский детский сад».

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Давно уж "заболела" я народной куклой. И всё благодаря вам, дорогие мои маамовцы. Началось всё с Международной миротворческой акции "Гирлянда.

Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре»Проект «Приобщение дошкольников к русской народной культуре» Тип проекта: творчески - игровой. Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019г. - апрель2020г). Участники проекта: • воспитатель.

Проектная работа «Памяти моих прадедов посвящается…» Оглавление: 1. Вводная часть 1.1 Актуальность 1.2 Гипотеза 1.3 Цель и задачи 2. Основная часть 2.1 Объекты исследования 3. Заключение 3.1.

Проектная работа в старшей группе «Масленица»Проектная работа в старшей группе «Масленица» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнушка» муниципального образования «Курильский городской округ».

Проектная работа в старшей группе «Зимнее окно»Проектная работа в старшей группе «Зимнее окно» Проект в старшей группе «Зимнее окно» Автор проекта: Гулиева Арзу Нариман кызы, воспитатель МБДОУ дс№14 «Ручеёк» г. о. Балашиха, Московская.

Рекомендации родителям «Приобщение ребенка к труду» Как приобщить ребенка к труду? Чтобы избежать ошибок в этом вопросе, предлагаю рекомендации. 1. Избегайте слова. Нельзя мотивировать ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная работа на тему «Приобщение дошкольников к труду»
Опубликовано: 9 ноября 2022 в 22:30
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная работа на тему «Приобщение дошкольников к труду»» (включая файлы) размещена пользователем людмила максимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД