Лучший педагог года

Психологическая готовность к школе

Светлана Дворник
Психологическая готовность к школе

Структура понятия «Готовность к школе»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ

МОТИВАЦИОННАЯ

выражается в осознании ребенком себя как будущего школьника, в формировании внутренней позиции школьника. Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть, такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность «хочу в школу»;

Публикация «Психологическая готовность к школе» размещена в разделах

- принятие позиции школьника;

- достаточное развитие учебно-познавательных и социальных мотивов;

- отношение к учению (сформированность внутренней позиции школьника – теряется интерес к дошкольным занятиям и видам деятельности и проявляется активность в школьно-учебной деятельности, желание и интерес учиться);

- познавательная мотивация (любопытство ко всему, активность в поиске взаимосвязей в предмете познания, ненасыщаемость в познании)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

(связана с развитием мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы)

- ориентировка ребенка в окружающем мире, запас его знаний, усвоенных в системе;

- знания о своей семье, быте;

- умение высказывать собственные суждения, делать выводы;

-умение воспринимать информацию и задавать по ней вопросы;

- умение принимать цель наблюдения и осуществлять его;

- умение систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений;

- желание узнать новое;

- любознательность;

- развитие образных представлений;

- развитие психических процессов (предпроизвольность мышление, восприятие, воображение, память, внимание);

- развитие сенсорики, речи, мышления;

- сформированность элементарных учебных навыков (умение учиться)

КОММУНИКАТИВНАЯ

(готовность ст. дошкольников к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленная ситуацией школьного обучения, включающая в себя все компоненты структуры общения и сформированность всех элементов процесса общения, контроль своего поведения на основе элементарного анализа обратной связи и степени восприятия партнеров, достаточная для успешного освоения школьной программы)

- умение общаться со взрослыми, сверстниками, войти в детское общество (ребенок утверждается в коллективе сверстников на основе ценностей, которые существуют в этом коллективе);

- умения ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников (занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера)

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ

( Поведенческая цепочка субъекта деятельности:

1. Эмоциональная компонента, выражающая отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;

2. Эмоционально-деятельностная компонента, формирующаяся на основании инициативы и инициирующая собственно деятельность;

3. Деятельностная компонента, проявляющаяся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека)

радость ожидания обучения;

развитие высших чувств и эмоций (нравственных, интеллектуальных, эстетических);

способность соподчинять мотивы, управлять своим поведением;

умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем;

положительное отношение к целям деятельности, принятие их;

стремление преодолевать трудности;

стремление к достижению результата своей деятельности;

самоконтроль поведения и деятельности (умение управлять своим поведением без агрессивности, в возрасте 6 лет вызывает затруднения);

умение понимать и принимать задачу, ее цель, планировать свою деятельность, подбирать средства для достижения цели, преодолевать трудности, достигая результат, оценивать результаты деятельности, принимать помощь взрослых при выполнении задания;

формирование самостоятельности (умение работать самостоятельно без присутствия взрослого, ориентироваться на получение результата, проявлять активный познавательный интерес к новым видам деятельности)

СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ

это осознание ребёнком своих прав и обязанностей, взаимодействия с окружающим миром; готовность ребенка «стать взрослым», принять статус ученика. Новую социальную роль, которая несет в себе определенные обязанности, и требует смены привычной, ни к чему не обязывающей игровой деятельности, на обязательную и оцениваемую учебную.

отношение к школе (выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома,

отношение к учебной деятельности и к учителям (способность не отвлекаться на посторонние темы, задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку; правильно воспринимать ситуации урока, истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль,

отношение к себе и к окружающим (самооценка достаточно правильная и устойчивая, проявление сочувствия, заботы, активное отношение к событиям жизни);

положительное отношение к другим, умение ориентироваться в эмоциональных переживаниях окружающих и своих собственных, согласовывать свои действия с действиями своих сверстников, договариваться в конфликтных ситуациях;

умение организовать себя в учебной деятельности, общаться с другими, придерживаясь при этом необходимых правил поведения;

формирование самостоятельности (стремление и умение ребенка решать задачи деятельности независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия; инициатива, творчество – высшая форма проявления самостоятельности)

Таким образом, основные показатели готовности ребенка к школе связаны прежде всего со:

1. Стремлением ребенка к школьному обучению, интерес к школе.

2. Любознательностью, познавательной активностью, желанием узнать новое.

3. Коммуникативной активностью, умением вступать в общение, обмениваться информацией, вести диалог, понимать нормы общения.

4. Определенным уровнем развития практических умений (то, что обеспечивает детскую самостоятельность).

5. Способностью к творчеству, к произвольному воображению.

6. Положительной самооценкой, определенным уровнем самосознания, социальной уверенностью ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Консультация для родителей старших дошкольников «Психологическая готовность к школе» Очень часто дети представляют школу как сплошной праздник: учительница добрая, все хотят дружить, учиться легко и приятно. Почти никто из.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 1 Поступление в школу – это начало нового этапа в жизни ребенка. От готовности ребенка к этому моменту во многом будет зависеть формирование.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 2 Существует гипотеза: адаптация зависит от уровня психологической готовности ребенка к школе, комфортности его пребывания в учебном заведении,.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 3 Обсуждая проблему готовности к школе, Д. Б. Эльконин на первое место ставил сформированность необходимых предпосылок учебной деятельности.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 4 Н. В. Запорожец (1977г.) отметил, что готовность к обучению к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской.

Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6 Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании.

Консультация «Психологическая готовность детей к школе». Часть 5 Критерии готовности к школе. Критерии определяются как теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.

Консультация «Психологическая готовность ребенка к школе» К концу дошкольного возраста ребенок уже представляет собой в известном смысле личность. Он хорошо осознает свою половую принадлежность,.

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическая готовность к школе
Опубликовано: 26 марта 2022 в 18:26
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическая готовность к школе» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Дворник на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД