Папки-передвижки

Рабочая программа кружка по лепке

Олеся Делиу
Рабочая программа кружка по лепке

Пояснительная записка.

Пластика – одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности ребенка. Работа с глиной в разных техниках расширяет круг возможностей детей, развивает пространственное воображение, конструкторские способности. Открытие в себе индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.

Актуальность данной программы состоит в обращении к народной культуре, попытке через прикосновение к народным ремеслам, традициям, создать микроклимат добра и взаимопонимания, воспитывать бережное отношение к труду и творчеству других людей. Очень важным моментом является и развитие руки, её тактильных ощущений поверхностной фактуры.

Публикация «Рабочая программа кружка по лепке» размещена в разделах

Программа рассчитана на детей среднего и старшего дошкольного возраста с 4 лет. Курс обучения планируется на 3 года, включая в себя теорию и практику.

Целеполагание.

Цель программы :

формирование художественно – творческой активности личности через создание творческих работ на основе приемов и методов лепки.

Задачи программы :

•Формирование знаний, умений и навыков работы с глиной;

•Раскрытие чувства гармонии, художественного вкуса;

•Раскрытие индивидуальных способностей ребенка;

•Воспитание наблюдательности, усидчивости, ответственности.

Задачи обучения.

Образовательная:

научить особенностям работы с глиной

дать необходимые знания, умения для творческого воспроизведения задуманного образа

научить применять способы объемной лепки из глины

знакомить с народными традициями народного искусства по лепке из глины

Развивающая:

развивать особенности оценки выполненной работы, интуицию

развивать творческие способности и задатки

развивать умение наблюдать, выделять главное

Воспитательная:

воспитывать художественный вкус, интерес и уважение к традиционной культуре.

Принципы построения работы :

От простого к сложному.

Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

Научность.

Доступность.

Системность знаний.

Воспитывающая и развивающая направленность.

Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Продолжительность занятий кружка рассчитана на 3 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня:

4-5 лет – 20 минут

5-7 лет – 30 минут

Форма проведения:

Проведение экспериментальной деятельности с глиной;

Продуктивная деятельность - лепка из глины; роспись готовых глиняных игрушек;

Индивидуальная работа;

Знакомство с русским прикладным искусством;

Самостоятельная лепка детей по замыслу;

Методические приё мы:

Наглядный, словесный, практический;

Экспериментирование;

Чтение художественной литературы;

Продуктивная деятельность.

Планируемые результаты реализации программы у детей.

Дети знают свойства глины ;

Умеют аккуратно лепить, используя различные приёмы лепки;

Могут передавать образ предметов, игрушек;

Раскрашивают вылепленные изделия в соответствии с традициями росписи народной глиняной игрушки;

Имеют представление о народной глиняной игрушке, характерных приёмах лепки, росписи, символике традиционного орнамента.

Взаимодействие с семьёй.

Знакомство с рабочей программой кружка;

Проведение мастер-классов по лепке из глины для родителей;

Консультации для родителей;

Организация совместного досуга.

Организация предметно-пространственной развивающей среды.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1. Материально – техническая база (глина, краски, основной и вспомогательный инструмент).

2. Дидактическое обеспечение (наглядные пособия, фотоматериалы, работы детей).

3. Методическое обеспечение (методическая и техническая литература; специальная литература по прикладному искусству).

МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ

1. Глина, гуашь, краски, кисти.

2. Стеки.

3. Досточки.

4. Клей ПВА.

Планирование.

Планирование работы кружка «Глиняные игрушки» в средней группе.

Дата проведения Тема, содержание работы Задачи

Октябрь, 1 неделя. «Волшебная глина».

Знакомство с материалом, его свойствами, особенностями работы над изделием. Демонстрация готовых изделий. Познакомить детей с глиной, её свойствами;

Уточнить отличия от работы с пластилином;

Познакомить с основными этапами работы над глиняной игрушкой.

Октябрь, 2 неделя. «Колобок на пенёчке». Знакомство с оборудованием (стеки, доски для лепки, влажные тряпочки, стаканчики с водой). Лепка колобка из глины. Учить скатывать шар из глины, использовать приём сплющивания («пенёк»);

Учить совершенствовать готовое изделие (сглаживать трещинки, корректировать форму с помощью стеки).

Октябрь, 3 неделя Раскрашивание готовых изделий. Учить раскрашивать объёмные фигуры, не оставляя незакрашенных участков;

Учить использовать различные приёмы работы с кистью ;

Учить поэтапно наносить слои краски.

Октябрь, 4 неделя. Дымковская игрушка. Знакомство с характерными особенностями дымковской игрушки. Формировать у детей простейшие представления о традиционной народной глиняной игрушке;

Познакомить с основными принципами и элементами росписи (симметрия, повторяемость элементов узора, использование типичных элементов: круг, точка, прямая и волнистая линия, клетка и др.)

Ноябрь, 1 неделя «Уточка». Лепка из глины. Учить лепить уточку из целого куска глины путём оттягивания частей;

Продолжать учить совершенствовать готовое изделие (сглаживать трещинки, устранять вмятины, использовать стеку для нанесения насечек, узоров).

Ноябрь, 2неделя Раскрашивание готовых изделий. Совершенствовать умение раскрашивать объёмные фигуры;

Развивать чувство симметрии (идентичность узоров с правой и левой сторон);

Учить использовать основные элементы росписи для создания своего индивидуального рисунка).

Ноябрь, 3 неделя «Колокольчик». Лепка из глины. Учить лепить колокольчик из целого куска глины, используя приём вдавливания (полая форма);

Приучать соблюдать равномерную толщину стенок готового изделия;

Учить соединять детали изделия, используя приём «примазывания».

Ноябрь, 4 неделя Раскрашивание готовых изделий. Продолжать учить раскрашивать объёмные фигуры;

Развивать чувство ритма (одинаковое расстояние между элементами узора);

Показать приёмы работы кистью для получения линий разной толщины (кончиком кисти, всем ворсом).

Декабрь, 1 неделя «Рыбка». Лепка из глины. Учить лепить рыбку из целого куска глины путём вытягивания частей (хвостик, плавничок, ротик);

Продолжать учить использовать стеку для нанесения дополнительных узоров на готовом изделии.

Декабрь, 2 неделя Раскрашивание готовых изделий. Закреплять представления об основных элементах дымковской росписи;

Приучать самостоятельно отбирать элементы узора для создания индивидуального рисунка.

Декабрь, 3 неделя «Печенье». Лепка из глины. Учить лепить «печенье» путём сплющивания объёмного куска глины и удаления лишней глины с помощью стеки для получения квадрата или прямоугольника;

Развивать чувство формы, пропорциональности;

Приучать работать самостоятельно, совершенствовать готовое изделие.

Декабрь, 4 неделя Раскрашивание готовых изделий. Познакомить с различными вариантами расположения элементов узора («от центра», по всему полю);

Закреплять представления о характерных элементах дымковской росписи.

Январь, 1 неделя Искусство мастеров гжели. Рассматривание готовых изделий. Познакомить детей с гжелью как с одним из самых известных народных промыслов;

Формировать элементарные представления о традициях гжели (изготовление, характерные цвета и оттенки, узоры);

Воспитывать умение видеть красоту, изящество в изделиях народных мастеров.

Январь, 2 неделя «Мисочка». Лепка из глины. Учить лепить мисочку простым способом, используя приём вдавливания;

Формировать у детей элементарные представления об истории возникновения посуды из глины, достоинствах глиняной посуды;

Приучать соблюдать равномерную толщину стенок при лепке полой формы.

Январь, 3 неделя Раскрашивание готовых изделий Учить раскрашивать готовое изделие «под гжель», используя характерные цвета и оттенки;

Учить смешивать цвета для получения нужных оттенков, оптимально сочетать полученные цвета и оттенки для создания яркого, красочного рисунка;

Учить рисовать цветок в стиле мастеров гжели на основе круга.

Февраль, 1 неделя «Вазочка для мамы». Лепка из глины. Учить лепить вазочку путём накладывания жгутиков глины и последующего сглаживания мест стыка;

Учить соблюдать равномерную толщину стенок всего изделия;

Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Февраль, 2 неделя Раскрашивание готовых изделий по мотивам росписи под гжель. Продолжать учить расписывать готовое изделие по мотивам гжельской росписи;

Воспитывать эстетический вкус, приучать избегать обилия деталей при росписи.

Февраль, 3 неделя «Кулон для мамы». Лепка из глины. Учить детей лепить кулон овальной формы путём сплющивания овоидной формы;

Учить использовать налепы как прием украшения;

Вызвать желание доставить радость мамам своим подарком.

Февраль, 4 неделя Раскрашивание готовых изделий по мотивам росписи под гжель. Продолжать учить расписывать готовое изделие по мотивам гжельской росписи;

Продолжать учить приёмам работы с кистью;

Показать возможности градации оттенков от светлых к тёмным и наоборот.

Март, 1 неделя «Изразец». Лепка из глины. Познакомить детей с понятием «изразец»;

Учить лепить изразец квадратной или прямоугольной формы;

Продолжать учить использовать приёмы украшения готового изделия - налепы и насечки.

Март, 2 неделя Раскрашивание готовых изделий. Учить раскрашивать готовое изделие, обыгрывая налепы, насечки на готовом изделии;

Учить самостоятельно подбирать и смешивать цвета для получения нужных оттенков (гжельская роспись);

Развивать эстетический вкус.

Март, 3 неделя «Снегурочка». Лепка из глины. Учить лепить фигурку снегурочки на основе полого конуса;

Вызвать желание создать образ по мотивам известного литературного произведения (сказка «Снегурочка»);

Показать варианты соединения деталей.

Март, 4 неделя Раскрашивание готовых изделий. Учить раскрашивать фигурку снегурочки, используя кисточки разных размеров;

Побуждать самостоятельно отбирать известные элементы узоров для украшения шубки снегурочки;

Приучать поэтапно накладывать слои краски (фон, элементы узора).

Апрель, 1 неделя Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка из глины «Петушок». Познакомить с филимоновской игрушкой, уточнить характерные особенности филимоновской росписи (основные цвета и основные элементы росписи, особенности при лепке фигурок- вытянутые шеи у людей, животных);

Учить лепить петушка из целого куска глины путём вытягивания частей.

Апрель, 2 неделя Раскрашивание готовых изделий по мотивам филимоновской росписи. Учить раскрашивать петушка в традициях филимоновской росписи;

Развивать чувство цвета, ритма.

Апрель, 3 неделя «Пасхальное яйцо». Лепка из глины. Познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи;

Закреплять умение лепить овоид из целого куска глины;

Продолжать учить добиваться ровной, гладкой поверхности готового изделия.

Апрель, 4 неделя Раскрашивание готовых изделий. Учить раскрашивать готовое изделие, самостоятельно отбирая элементы росписи на основе имеющихся знаний;

Развивать творчество, фантазию, воображение.

Май, 1 неделя «Глиняные забавки». Лепка из глины по замыслу. Учить детей лепить по замыслу готовое изделие, самостоятельно отбирая приёмы лепки (из целого куска, соединением частей);

Вызвать желание слепить игрушку на основе имеющихся знаний и собственных представлений.

Май, 2 неделя Раскрашивание готовых изделий. Учить раскрашивать готовое изделие, добиваться яркости, чистоты линий;

Развивать творчество, фантазию, воображение, эстетический вкус.

Планирование работы кружка «Глиняные игрушки» в старшей группе.

№ Содержание Задачи

Сентябрь 1-2 неделя Лепка и роспись дымковской уточки -учить лепить дымковскую уточку, использовать различные приёмы декорирования глиняной игрушки (налепы, насечки, проколы)

-учить расписывать уточку в дымковском стиле, подбирать традиционный орнамент и цветовую гамму

Сентябрь

3-4 неделя Лепка и роспись дымковской коровки по мотивам дымковской игрушки -учить лепить дымковскую коровку;

-закреплять общие приёмы лепки фигурок животных, характерные для дымковской игрушки; продолжать формировать у детей представления о семантике основных элементов росписи и о символике цвета в народной культуре

Октябрь 5-6 неделя Лепка и роспись барана по мотивам дымковской игрушки -учить лепить фигуры животных в народном стиле

-продолжать знакомить детей с традиционными узорами дымковской росписи

-продолжать формировать у детей представления о семантике основных элементов росписи и о символике цвета в народной культуре

Октябрь 7-8 неделя Панно из глины «Сказочный город» по мотивам дымковской росписи -познакомить детей с понятием «панно»

-учить работать в технике барельефной лепки, использовать различные приёмы (налепы, насечки)

-знакомить детей с некоторыми архитектурными терминами (башенка, купол, колонна, арка, шпиль, терем и др.)

-способствовать развитию чувства цвета, формы, учить избегать избыточности деталей в росписи, добиваться гармоничности цветовых сочетаний

Ноябрь 9-10 неделя Лепка фигурки барышни по мотивам филимоновской росписи -формировать представление о характерных особенностях филимоновских женских фигурок из глины (в сравнении с дымковской традицией)

-учить лепить и расписывать фигурку барышни в традициях филимоновской глиняной свистульки

-формировать представление об особенностях филимоновской росписи по глине (основные цвета, узоры)

Ноябрь 11-12 неделя Лепка и роспись филимоновской коровы -формировать представление об отличительных чертах фигурок животных, птиц в филимоновской игрушке

-учить детей сопоставлять реальный образ животного с его художественным воплощением (условность фигуры в народной традиции)

-закреплять умение расписывать игрушку в традициях филимоновской росписи

Декабрь 13-14 неделя Лепка и роспись по мотивам филимоновской игрушки «Лиса с курицей» -закреплять представление об отличительных чертах фигурок животных, птиц в филимоновской игрушке (вытянутые шеи фигурок)

-учить лепить и расписывать фигурку лисы в традициях филимоновской росписи

-развивать чувство ритма (чередование цветовых полос в росписи)

Декабрь 15-16 неделя Панно по мотивам филимоновской росписи -продолжать знакомство с понятием «панно»

-учить оформлять панно в форме круга и расписывать готовую форму в традициях филимоновской росписи (основные цвета, характерные узоры)

-продолжать формировать представление о символическом значении элементов росписи в народной культуре

Январь 17-18 неделя Лепка и роспись рыбки по мотивам гжели -познакомить детей с понятием «керамика»

-познакомить детей с процессом изготовления изделий гжельской керамики (отличия от изготовления глиняных игрушек в дымковской и филимоновской традиции)

-познакомить детей с отличительными особенностями гжели (основные цвета, растительные узоры как основной элемент росписи)

-учить лепить и расписывать рыбку по мотивам гжельской керамики

Январь 19-20 неделя Лепка и роспись матрёшки по мотивам гжельской росписи -познакомить детей с историей происхождения матрёшки

-учить сочетать различные стили, техники для получения нового образа (гжель+матрёшка)

-учить лепить фигуру матрёшки из целого куска глины

-учить расписывать матрёшку по мотивам гжельской керамики

-развивать чувство симметрии (симметрия фигурки)

Февраль 21-22 неделя Лепка и роспись «Чайная пара» по мотивам гжельской росписи -учить лепить чашку и блюдце из глины;

-развивать чувство формы, симметрии, пропорции;

-закреплять умение рисовать узоры по мотивам гжельской росписи

Февраль 23-24 неделя Лепка и роспись кувшинчика по мотивам гжели -учить лепить кувшинчик путём соединения частей (дно, бока, горловина, ручка по желанию)

-развивать чувство симметрии

- учить рисовать цветы в традициях гжельской росписи (пошагово)

-познакомить детей с полезными свойствами керамики (о посуде)

Март 25-26 неделя Лепка «Конфетница» по мотивам гжельской росписи -учить лепить конфетницу, совершенствовать приёмы лепки (сплющивание, оттягивание, заглаживание и др.);

-развивать художественный вкус (учить избегать перенасыщенности узора деталями, добиваться гармоничности цветовых сочетаний)

Март

27-28 неделя Лепка и роспись фигурки медведя по мотивам каргопольской глиняной игрушки -познакомить детей с традициями каргопольской глиняной игрушки;

-выявить отличительные особенности каргопольской игрушки от дымковской и филимоновской;

-учить лепить и раписывать медведя по мотивам каргопольской игрушки

Апрель 29-30 неделя Лепка «Коза в юбке» по мотивам каргопольской народной игрушки -учить лепить фигурку козы из целого куска глины;

-учить расписывать готовую фигурку в традициях каргопольской глиняной игрушки)

Апрель 31-32 неделя Лепка «Каргопольская птичница» -учить лепить фигурку птичницы в традициях каргопольской глиняной игрушки;

-учить расписывать фигурку птичницы, используя характерные для каргопольской росписи элементы орнамента

Май

33-34 неделя «Глиняные забавки». Лепка из глины по замыслу. -учить детей лепить по замыслу готовое изделие, самостоятельно отбирая приёмы лепки (из целого куска, соединением частей);

-вызвать желание слепить игрушку на основе имеющихся знаний и собственных представлений.

Учить раскрашивать готовое изделие, добиваться яркости, чистоты линий;

-развивать творчество, фантазию, воображение, эстетический вкус.

Планирование работы кружка «Глиняные игрушки» в подготовительной группе.

№ Содержание Задачи

1-2 Лепка и роспись барана по мотивам дымковской игрушки -учить лепить фигуры животных в народном стиле

-продолжать знакомить детей с традиционными узорами дымковской росписи

-продолжать формировать у детей представления о семантике основных элементов росписи и о символике цвета в народной культуре

3-4 Лепка и роспись дымковского индюка -учить лепить дымковского индюка, использовать различные приёмы декорирования глиняной игрушки (налепы, насечки, проколы)

-учить расписывать индюка в дымковском стиле, подбирать традиционный орнамент и цветовую гамму

5-8 Лепка композиции по мотивам дымковской «няньки» -познакомить детей с понятием «композиция»

-закреплять умение лепить традиционную фигурку дымковской барышни на основе юбки-колокола

-учить декорировать основу с помощью различных приёмов (налепы, насечки)

-продолжать учить традиционным элементам дымковской росписи

9-11 Панно из глины «Сказочный город» по мотивам дымковской росписи -познакомить детей с понятием «панно»

-учить работать в технике барельефной лепки, использовать различные приёмы (налепы, насечки)

-знакомить детей с некоторыми архитектурными терминами (башенка, купол, колонна, арка, шпиль, терем и др.)

-способствовать развитию чувства цвета, формы, учить избегать избыточности деталей в росписи, добиваться гармоничности цветовых сочетаний

12-13 Лепка фигурки птичницы по мотивам филимоновской росписи -формировать представление о характерных особенностях филимоновских женских фигурок из глины (в сравнении с дымковской традицией)

-учить лепить и расписывать фигурку птичницы в традициях филимоновской глиняной свистульки

-формировать представление об особенностях филимоновской росписи по глине (основные цвета, узоры)

14-15 Лепка и роспись по мотивам филимоновской игрушки «Лиса с курицей» -формировать представление об отличительных чертах фигурок животных, птиц в филимоновской игрушке (вытянутые шеи фигурок)

-учить лепить и расписывать фигурку лисы в традициях филимоновской росписи

-развивать чувство ритма (чередование цветовых полос в росписи)

16-17 Лепка и роспись филимоновской коровы -закреплять представление об отличительных чертах фигурок животных, птиц в филимоновской игрушке

-учить детей сопоставлять реальный образ животного с его художественным воплощением (условность фигуры в народной традиции)

-закреплять умение расписывать игрушку в традициях филимоновской росписи

18-19 Панно «Петух» по мотивам филимоновской росписи -продолжать знакомство с понятием «панно»

-учить оформлять панно в форме круга и расписывать готовую форму в традициях филимоновской росписи (основные цвета, характерные узоры)

-продолжать формировать представление о символическом значении элементов росписи в народной культуре

20-21 Лепка и роспись рыбки по мотивам гжели -познакомить детей с понятием «керамика»

-познакомить детей с процессом изготовления изделий гжельской керамики (отличия от изготовления глиняных игрушек в дымковской и филимоновской традиции)

-познакомить детей с отличительными особенностями гжели (основные цвета, растительные узоры как основной элемент росписи)

-учить лепить и расписывать рыбку по мотивам гжельской керамики

22-23 Лепка и роспись матрёшки по мотивам гжельской росписи -познакомить детей с историей происхождения матрёшки

-учить сочетать различные стили, техники для получения нового образа (гжель+матрёшка)

-учить лепить фигуру матрёшки из целого куска глины

-учить расписывать матрёшку по мотивам гжельской керамики

-развивать чувство симметрии (симметрия фигурки)

24-25 Лепка и роспись кувшинчика по мотивам гжели -учить лепить кувшинчик путём соединения частей (дно, бока, горловина, ручка по желанию)

-развивать чувство симметрии

- учить рисовать цветы в традициях гжельской росписи (пошагово)

-познакомить детей с полезными свойствами керамики (о посуде)

26-27 Панно «Русские узоры» по мотивам гжельской росписи -учить делать панно овальной формы из целого куска, украшать с помощью различных приёмов (налепы, насечки, прорисовывание узора стекой)

-продолжать учить рисовать растительный орнамент в традициях гжельской росписи

-развивать художественный вкус (учить избегать перенасыщенности узора деталями, добиваться гармоничности цветовых сочетаний)

28-29 Лепка и роспись фигурки медведя по мотивам каргопольской глиняной игрушки -познакомить детей с традициями каргопольской глиняной игрушки

-учить лепить и раписывать медведя по мотивам каргопольской игрушки

30-32 Лепка и роспись всадника по мотивам каргопольской глиняной игрушки -учить лепить фигурку всадника путём соединения различных частей

-учить соблюдать пропорции частей тела животного и человека во время лепки (размеры)

-учить расписывать готовую фигурку в традициях каргопольской глиняной игрушки)

График проведения занятий.

Среда- 17.00- 17.30 (1-3 неделя)

Четверг -17.00- 17.30 (2-4 неделя).

Мероприятия.

Выставки детских работ.

Публикации по теме:

Программа кружка «Хлебосол» по лепке из соленого теста Пояснительная записка: Культура, быт, искусство являются могучим источником умственного развития ребенка, средством гуманного, нравственного.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы «Волшебные пальчики» Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для второй младшей группы "Волшебные пальчики" Пояснительная записка Рисование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа кружка по лепке
Опубликовано: 20 марта 2024 в 00:55
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа кружка по лепке» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Делиу в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД