МААМ-картинки

Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Колокольные звоны»

Лихачёва Татьяна
Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Колокольные звоны»

Занятие «Колокольные звоны».

Цель:

формировать представление о церквях и храмах, колокольных звонах.

Задачи:

• знакомить с особенностями архитектуры церквей и храмов, историей их возникновения;

• учить различать средства музыкальной выразительности, передающие образ колокольных звонов, различать разное настроение музыки: весёлое, праздничное, задумчивое, грустное, тревожное, скорбное;

Публикация «Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников „Колокольные звоны“» размещена в разделах

• продолжать учить внимательно рассматривать картины, слушать музыкальные произведения, понимать их содержание, выделять средства художественной выразительности;

• учить изображать в рисунке впечатления, полученные на занятии, самостоятельно выбирая средства изображения;

• закреплять навыки игры на детских музыкальных инструментах;

• развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства, нравственно-эстетические чувства детей через восприятие музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства;

• воспитывать устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные и литературные произведения, произведения живописи, чувство патриотизма в процессе восприятия музыкальных произведений о Родине, русской природе.

Предварительная работа: экскурсия в храм, сюжетное рисование, рассматривание произведений изобразительного искусства, слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах и фортепиано.

Материалы: иллюстрации с изображениями церквей; картины: «Купола и ласточки» (К. Юон, «Соборная площадь в Московском Кремле» (Ф. Алексеев, аудиозапись колокольного звона; музыкальные произведения: «Звонили звоны» (Г. Свиридов, «Колокольный звон» (Э. Григ, «Кампанелла» (Н. Паганини, «На тройке» (П. Чайковский, «Колокола» (С. Рахманинов, «Богатырские ворота» (М. Мусоргский, «Кошкин дом» (И. Игнатьев); иллюстративный материал к музыкальным произведениям.

***

Дети входят под музыку «Колокольный звон» Э. Грига.

Воспитатель по изодеятельности. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о церквях и храмах. (Обращает внимание на панно с фотографиями церквей). Издавна на Руси в память о великом событии принято было возводить храм. Церковь строилась на самом высоком и просторном месте. Это настоящее произведение искусства. К строительству привлекались архитекторы, которые задумывали, как построить церковь, скульпторы возводили статуи и колонны, художники, расписывающие церкви внутри и снаружи, писали иконы. Давайте внимательнее рассмотрим эти красивые здания. Какой необыкновенной формы крыши. Они называются купола, а еще их можно назвать луковки. Купола покрыты золотом и лазурью. А какой интересной и приятной формы окна! Эти здания украшены колоннами, налепными узорами.

Мастера выплетали

Узоры из каменных кружев,

Выводили столбы

И работой своею горды,

Купол золотом жгли,

Кровлю крыли лазурью снаружи.

И уже потянулись

Стрельчатые башенки кверху,

Переходы, балкончики,

Луковки да купола…

Ребята, много лет в России церкви и храмы разрушались. Но теперь настали времена, когда эти произведения искусства восстанавливают и возводят новые строения. Даже в нашем городе они строятся. Вы были на экскурсии и видели, какая красивая церковь у нас строится. Каждый храм и каждая церковь являются историческим и культурным памятником, который охраняется государством.

Ребята, это высокое, величавое здание называется собором. Это главная церковь в городе. А рядом стоит высокая колокольня с колоколами. Звучащая колокольня собора становилась гигантским музыкальным инструментом, который слышал весь город. Колокола своим звоном призывают людей для молитв, возвещают о начале богослужения. Русь всегда славилась колокольными звонами. Колокола сопровождали человека всю жизнь – и в радости, и в горе. Они звучали на всех праздниках, свадьбах. Во время народного гуляния в их веселый перезвон часто вплетались плясовые ритмы. Приветственные колокола торжественно встречали дорогих гостей. А поминальный, прощальный звон колоколов возвещал о печальных траурных событиях. Они так и называются: будничный, свадебный, встречный, красный, праздничный. На колокольный звон шёл к людям заблудившийся путник. Люди верили, что колокольный звон способен отгонять «нечистую силу», вылечивать от разных болезней, отводить грозу.

Музыкальный руководитель. Колокольный звон – это древнее искусство, мастерство. Давайте послушаем, как они звучат.

Включает аудиозапись «Софийские звоны».

А вот как изображает звуки маленького колокольчика итальянский композитор Никколо Паганини в своей знаменитой «Кампанелле». В переводе с итальянского «Кампанелла» означает «колокольчик». Послушайте, как он звучит.

Дети прослушивают аудиозапись.

Какой у него звук?

Дети. Звонкий, чистый, сверкающий.

Музыкальный руководитель. Паганини был великим скрипачом и заставил свою скрипку петь таким же звуком, чистым и звонким. Посмотрите, какое настроение передается в музыке. Обратите внимание, что в музыке звучит настоящий колокольчик.

Дети прослушивают запись.

Музыка звонкая, сверкающая, веселая. В «Кампанелле» слышен быстрый, нежный звон маленького колокольчика – музыка игривая, танцевальная, звучит светло. В каком регистре?

Дети. В высоком.

Музыкальный руководитель. Правильно, создаётся ощущение, что звук улетает высоко в заоблачные дали. А вот ещё одно музыкальное произведение, в котором композитор изображает звучание маленьких колокольчиков, на Руси их называют бубенцы или бубенчики. П. Чайковский написал пьесу «На тройке». Перед пьесой композитор поместил стихотворение Н. Некрасова:

Не гляди же с тоской на дорогу

И за тройкой во след не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда заглуши.

Раньше зимой катались на тройке. Как хорошо было прокатиться на санях, запряженных тройкой лошадей. Под дугой привязан колокольчик – веселей, и не собьёшься с пути в пургу. Летишь, а вокруг мелькают заснеженные просторы полей, на солнце сверкают снежинки, вдыхаешь свежий морозный воздух. Как красиво вокруг! Давайте мы с вами вместе позвеним бубенчиками под веселую музыку пьесы.

Звучит аудиозапись.

Послушайте, как композитор передает звон колокольчиков – в высоком регистре быстро-быстро исполняются звуки, как переливы бубенцов. А теперь послушайте музыку совсем другого характера. Композитор Сергей Васильевич Рахманинов написал целую поэму для оркестра, хора и солистов, которую так и назвал «Колокола». В поэме четыре части, повествующие о человеческой жизни: человек рождается, растет и, прожив свою полную радостей и невзгод жизнь, умирает. Вот тогда же и слышен похоронный звон. Грустный, тихий, скорбный, медленный звон, прерываемый молчанием, остановками, сообщает о прощании с близкими людьми.

Звучит аудиозапись четвертой части.

В старину колокола не только созывали людей в храмы, но и сообщали о пожарах, нашествиях врагов, предупреждали об опасностях. Такой колокольный звон, тревожный, раскатистый, называется набатом. А теперь давайте вспомним, в какой сказке начинается пожар и звонят в набат колокола. Кто написал эту сказку?

Дети. Это «Кошкин дом» С. Я. Маршака.

Ребенок играет пьесу. Дети отвечают.

Давайте вспомним слова русской народной потешки «Дон-дон…». На эти слова композитор В. Кирюшин написал песню «Дон-дон». Мелодия её очень простая, давайте её споём.

Дети поют песню.

Молодцы, а теперь споём тревожно, взволнованно под сопровождение и сами будем звонить в колокола, как настоящие звонари.

Дети выполняют.

Вот сколько разных настроений можно передать с помощью колокольного звона.

Воспитатель по изодеятельности. Ребята, мы сегодня много говорили о церквях, колокольном звоне. А как вы думаете, для чего люди ходят в церковь?

Дети отвечают.

Люди ходят в церковь не просто помолиться, а подумать о самом себе, своих хороших и плохих поступках, пожелать добра и здоровья своим самым родным и близким. Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие?

Дети. Да!

Воспитатель по изодеятельности. А теперь я вам предлагаю пойти вместе со мной в изостудию и нарисовать, что вам больше всего понравилось и запомнилось.

Публикации по теме:

«Колокольные звоны!» Фоторепортаж«Колокольные звоны!» Фоторепортаж 14 мая в нашем посёлке произошло радостное событие, звонница местного храма пополнилась тремя новыми колоколами. Благодаря безвозмездной.

Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Клоуны развлекают детей»Дидактическая игра по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Клоуны развлекают детей» Хочу выразить большую благодарность за идею создания клоунов из поролоновых губок Татьяне Титовой. На основе этой идеи я создала свою.

Конспект занятия «Колокольные звоны России» Цель: Развивать интерес к историческому и культурному прошлому русского народа, России, воспитывать чувства гордости за свою Родину. Программные.

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы»Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию детей в старшей группе «Мастерская зимы» Цель: Развитие образного.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Хотим настоящими стать Мастерами» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «К Матушке-Гжели спешим мы опять» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Секреты Гжельской Розы» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Сюрприз для Матушки  Гжели!»Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Сюрприз для Матушки  Гжели!» Конспект НОД по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно – эстетическому творчеству и духовно-нравственному развитию.

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию. Использование нетрадиционных техник рисования в старшей группе. Тема: «Поздняя осень»Цель: познакомить детей с кляксографией, вызвать интерес.

НОД по духовно-нравственному и художественно-эстетическому развитию старших дошкольников «Матушка Гжель в гости пришла!» Серия конспектов НОД (с интеграцией образовательных областей и использованием ИКТ) по приобщению детей старшего дошкольного возраста к художественно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Колокольные звоны»
Опубликовано: 20 марта 2021 в 19:31
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Разработка интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Колокольные звоны»» (включая файлы) размещена пользователем Лихачёва Татьяна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД