МААМ-картинки

Развитие интеллектуальных способностей с помощью экологической игры. Планирование.

Марина Мосягина
Развитие интеллектуальных способностей с помощью экологической игры. Планирование.

Развитие интеллектуальных способностей с помощью экологической игры.

Игра ведущий вид деятельности детей.

А. С. Макаренко.

Одной из самых актуальных проблем современности является взаимодействие человека с природой.

Экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать, как процесс формирования осознанно правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют.

Публикация «Развитие интеллектуальных способностей с помощью экологической игры, Планирование,» размещена в разделах

Экологическая культура дошкольника это – знания о природе и их экологическая направленность, умения, полученные на основе знаний, навыки - использование знаний и умений. Которые формируются в процессе взаимодействия с природой,

в игре, труде.

Дошкольное детство период игры. Дидактическая игра оказывает на ребёнка развивающее воздействие, тренирует мыслительные способности, память, внимание, восприятие, воображение. Воспитывает интерес к приобретению новых знаний, закрепляет. Развивает речь ребёнка, общительность, умения строить взаимоотношения, подчиняться установленным правилам. В игре ребёнок использует свой познавательный опыт и знания, полученные из различных источников, развиваются социальные чувства, волевые качества.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и

-игровым методом обучения детей.

-формой обучения.

-самостоятельной игровой деятельностью.

-средством всестороннего воспитания и развития личности ребенка.

Исходя, из возрастных особенностей детей подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие каждого ребёнка, элементов его экологического сознания, уточняющие и закрепляющие знания о природе.

Мною подобраны игры экологического содержания исходя из тематики недели.

Месяц

Тема

недели

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Сентябрь

«Овощи и фрукты»

Д/ и: «Чудесный мешочек»

«Вершки – корешки»

«Сад, огород»

Д/и «Съедобное - не съедобное»

Октябрь

«Осень»

«Перелётные птицы»

Д/и «Что, где растёт?»

Д/ и: «Летает, плавает, бегает»,

«Птицы, рыбы, звери»

П/и «Гуси-лебеди»

Д/и «Летает- не летает»

Ноябрь

«Хлеб - всему голова»

«Животные осенью»

Д/и «Что, где растёт?»

Д/и «Земля, вода, воздух»

Д/и «Четвёртый лишний»

Н/и «Что лишнее?»

Декабрь

Зима

Д/ и: «Хорошо, плохо»,

«Когда это бывает»

Январь

«Животные севера»

«Животные жарких стран»

Д/ и: «Кто где живёт»,

«Кого чем угостим»

Д/и «Четвёртый лишний»

Февраль

«Зимующие птицы»

Д/и «Назови одним словом»

Д/и «Воздух, земля, вода»

Март

«Весна»

Д/и «Когда это бывает»

«Да – нет»

Апрель

«Весенние воды»

«Перелётные птицы»

П/и «Ручейки, озеро»

Д/и «Назови одним словом»

Д/ и: «Летает, не летает»,

«Летает, плавает, бегает»

Май

«Первоцветы»

«Насекомые» Д/ и: «Что где растёт»,

«Назови три предмета», «Воздух, земля, вода, огонь»

Игра «Вершки-корешки»

Цель: Закрепить знания детей об овощах, месте, где растут.

Игровые действия:

1 вариант. Дети сидят в кругу. Воспитатель называет овощи, дети делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

2 вариант. Воспитатель говорит «вершки», дети называют овощи, у которых съедобны вершки.

Игра «Четвёртый лишний»

Цель: Закрепить знания детей о животных, развитие памяти и мышления.

Ведущий называет цепочку из слов, дети называют лишнее. Например:

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5. пчела, стрекоза, енот, оса.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: Закрепить знания детей о определённой группе предметов.

Дети становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырё х слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово воздух - названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.

Игра «Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

Игра «Воздух, земля, вода»

Цель: Закрепить знания детей о определённой группе предметов.

Игровые действия: Воспитатель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «сорока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т. д.

Возможен и другой вариант игры : воспитатель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океана.

Игра «Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

- Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

Игра «Летает, плавает, бегает»

Цель: Закрепить знания о способе передвижения объекта.

Игровые действия:

1 вариант. Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

2 вариант. Ведущий называет способ передвижения, дети называют объект.

Игра «Кто, где живёт?»

Цель: Закрепить место среды обитания животного, развитие памяти, мышления.

Игровые действия:

1 вариант. У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

2 вариант. Воспитатель называет животное, дети определяют место обитания.

Игра «Кого, чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица, а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный, солнечный день осенью – хорошо или плохо?». «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?». «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?». «Снежная зима – это хорошо или плохо?». «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?». «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?». «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?». «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: Закрепить умение различать и называть фрукты, овощи, выделять их характерные признаки, развитие памяти.

Игровые действия: Не вынимая из мешочка определить на ощупь овощи или фрукты.

Игра «Да - нет»

Цель: Учить мыслить, логично ставить вопросы, делать правильные умозаключения.

Игровые действия:

Выбирается водящий, он отходит в сторону, дети загадывают живой объект (насекомое, рыбу, птицу, животное).Водящий задавая вопросы, на которые дети отвечают да или нет,пытается отгадать загаданное.

Игра «Назови одним словом».

Цель: Закрепить обобщающие понятия: «овощи», «фрукты», «ягоды», «цветы»

Игровые действия:

Дети подбирают обобщающие слова к предложенным примерам:

1. Огурец, помидор, лук, картофель…

2. Колокольчик, лилия, мак …

3. Земляника, малина, смородина…

Игра «Назови три предмета»

Цель: Упражнять в классификации предметов, развитие памяти.

Игровые действия: Ведущий бросает мяч и говорит «цветы», ребёнок называет три любых цветка.

Усложнение «Кто больше назовёт.

Игра «когда это бывает?»

Цель: закрепить представления о сезонных изменениях в природе, развитие внимание, мышление, логику.

Игровые действия: Воспитатель описывает природное явление, дети отвечают, к какому времени года оно относится.

Игра «Что где растёт?»

Цель: Закрепить знание детей о растениях, месте произрастания.

Игровые действия:

1 вариант. Воспитатель называет растения, дети отвечают.

2 вариант. Воспитатель называет место произрастания растения, дети называют растения.

Публикации по теме:

Игры с блоками ДьенешаИгры с блоками Дьенеша Игры с блоками Дьенеша. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности.

Практико-ориентированный проект по экологическому воспитанию «Птицы — наши друзья» Проект «Птицы – наши друзья». Актуальность. Экологическое воспитание по своему содержанию шире, чем природоохранительная работа в детском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие интеллектуальных способностей с помощью экологической игры. Планирование.
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 10:03
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие интеллектуальных способностей с помощью экологической игры. Планирование.» (включая файлы) размещена пользователем Марина Мосягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД