МААМ-картинки

Развитие личности ребенка

Ирина Барсукова
Развитие личности ребенка

Развитие любых навыков оказывает важное влияние на созревание психики в процессе формирования личности ребенка.

Совершенствование познавательной сферы дошкольника имеет высокую значимость для общего развития ребенка, его дальнейшей школьной и социальной адаптации.

Публикация «Развитие личности ребенка» размещена в разделах

Еще более актуально вмешательство в процесс формирования функций познавательной сферы у детей, чье развитие проходит со сложностями. Это связано с тем, что недостаточное развитие той или иной функции может препятствовать дальнейшему обучению ребенка.

Как известно, речь и мышление — процессы взаимосвязанные, неотделимые друг от друга, следовательно, при нарушениях в речевом развитии становление мышления не происходит на должном уровне, что влечет за собой сложности в становлении различных сфер личности.

Хорошо развитые память и восприятие повышают эффективность обучения ребенка. Таким образом, желательно, чтобы любой познавательный процесс был хорошо развит, так как это может способствовать расширению способностей ребенка.

Закладка фундамента этих качеств происходит в дошкольном детстве, так как именно в это время происходит основное формирование познавательных функций.

Этот этап продолжается с 3 до 6–7 лет, и именно в это время происходит становление всего многообразия свойств и качеств человека.

Происходят важные качественные изменения в его личности, которые вместе с достижениями всего предыдущего жизненного этапа становятся фундаментом дальнейшей жизни. В связи с этим данный период считается одним из наиболее благоприятных для развития всех психических процессов, которое идет как никогда мощно и стремительно. Из совершенно беспомощного существа, каковым является младенец, ребенок превращается в относительно самостоятельного, активного человека, несмотря на пока еще юный возраст.

Основными направлениями психического развития дошкольника являются:

- Формирование основ личности;

- Расширение сфер деятельности;

- Развитие познавательной сферы.

В период дошкольного детства закладываются основы личности.

Прежде всего, ребенок учится осознавать самого себя: он принимает свое имя, пол, возраст, собственное тело. Ребенок постепенно начинает осознавать свою активность, деятельность, происходит закладка системы самооценивания. Дошкольник учится управлять своим поведением, предвидеть результат своей деятельности и производить контроль над своими действиями.

Возраст 5 лет является особо важным периодом для развития произвольности.

Инициатива позволяет планировать и стремиться к «атаке» той или иной задачи, которую ставит перед собой ребенок.

После развития чувства автономности, которое формировалось на предыдущем возрастном этапе, он начинает исследовать свой собственный мир и действовать в нем.

Он наблюдает за действиями взрослых, имитирует их и может заниматься воображаемыми играми в течение нескольких часов.

Кризис развития состоит в том, как удовлетворять собственные желания настолько широко, насколько это возможно без переживания чувства вины.

В этот же период времени появляется нравственная категория — совесть. В поведении ребенок руководствуется своим собственным пониманием того, что хорошо и что плохо. В какие - то периоды он может быть жестоким и бескомпромиссным, если это никак не сдерживается соответствующим родительским руководством. Например, на этой стадии часто появляется ревнивая ярость против вторгающихся в мир ребенка братьев и сестер. Он учится сдерживать ярость и контролировать свои импульсы. На этой стадии ребенок идентифицируется с человеком своего пола, который о нем заботится, и пытается «ухаживать» за людьми противоположного пола.

Особое внимание стоит обращать на тех детей, которые демонстрируют педантизм и послушание, не способны придумывать и составлять задания, которые боятся попробовать что-то новое, кому не хватает чувства решительности и целеустремленности в своей жизни.

Фразы родителей, мешающие успешному проживанию данной стадии:

«Тебе нельзя, ты еще маленький!»;

«Не трогай!», «Не смей!», «Не лезь куда не следует!»;

«У тебя все равно не получится.»;

«Давай лучше я сделаю», «Опять ты напакостил!», «Ай-ай-ай, опять ты. (здесь могут быть разные варианты, но общий смысл: сделал что-то не так, не справился)».

Основная задача данного периода — получить ответ на вопрос, задаваемый ребенком самому себе :

«Как много я могу сделать?» Чем более скромный ответ он сможет дать себе, тем больше вероятность развития такой особенности характера, как лень. Данное свойство «человеческой души» может зародиться именно в этом возрасте; в дальнейшем оно будет мешать ребенку, не давая приступать к тому или иному делу в связи с отсутствием инициативности, упорства, настойчивости.

В течение начальных этапов жизни постепенно расширяется сфера деятельности ребенка. От взаимодействия только с узким кругом близких родных он переходит к общению со сверстниками и взрослыми, не являющимися членами постоянного окружения (например, врач из поликлиники, которого ребенок видит достаточно редко, дальние родственники).

За время дошкольного детства изменяются и усложняются общие навыки: малыш учится играть, рисовать, конструировать, выполнять элементарные трудовые поручения. Вместе с этим происходит и освоение целей и мотивов данных видов деятельности, у ребенка формируются определенные навыки, умения, способности, а также личностные качества.

Ребенку некогда ждать – слишком много нужно постичь до того момента, когда его будут считать – «большим». Однако постижение не дается само собой. Должны быть сформированы инструменты, которые позволяют двигаться вперед. К таким инструментам относятся внимание, память, мышление, воображение, речевые и коммуникативные навыки ребенка.

Нельзя развивать сегодня мышление, завтра память, а послезавтра речь малыша. Все эти процессы взаимосвязаны, один без другого немыслимы, и в то же время замедление одного процесса чревато осложнениями в другом. Скачек, который предстоит сделать ребенку в период дошкольного детства поистине огромен.

К 5 годам перед нами уже сложившаяся личность со своими характерными особенностями, жизненным опытом и установками.

Как же все успеть? Как помочь ребенку преодолеть трудности, создать условия для его роста и развития?

Оказывается, далеко идти не надо, вы сами родители можете помочь своему ребенку развить все эти способности – играя с ним.

В игре происходит развитие всех личностных параметров ребенка. Именно играя, он без особого труда осваивает окружающий мир, пытается найти в нем свое место.

Вот несколько игр и упражнений которые помогут вам построить общение с ребенком. Провести время вместе и с пользой.

Игры для развития внимания

Основная задача игр данного раздела - формирование произвольного внимания, необходимого для развития умения контролировать свои действия и сосредотачиваться.

У ребенка, достигшего хорошего уровня развития произвольного внимания, снижается двигательная расторможенность и утомление.

1. Игра «Фигуры из спичек»

Взрослый выкладывает на столе из спичек, у которых срезаны серные головки, фигуру и предлагает ребенку внимательно рассмотреть ее и запомнить. Затем фигура закрывается, и ребенок воссоздает ее по памяти.

2. Игра «Простые рисунки»

При знакомстве с упражнением взрослый рисует на листе бумаги солнце, волны, горы и просит ребенка обвести их.

В дальнейшем изображения можно усложнить и предложить ребенку не только обвести их, но и дорисовать.

Кроме того, ребенка можно попросить соединить линиями точки, нарисовав таким образом узор, или обвести одну из линий, например, красным цветом, а другую - синим, и т. д.

3. Игра «Разноцветные точки»

На листе неразлинованной бумаги взрослый рисует ряд разноцветных точек, а затем предлагает ребенку соединить между собой точки одного цвета.

Игры в дороге

Представленные ниже упражнения не требуют специально отведенного пространства и времени, а также подготовки игрового материала. Они направлены на развитие произвольного внимания, мышления и ряда других познавательных процессов. Кроме того, они помогут ребенку не заскучать в дороге и снять напряжение, которое вызвано однообразием деятельности.

1. Игра «Рифмовки»

Взрослый произносит слова и просит ребенка придумать к ним рифмы.

Упражнение следует начинать с использования односложных слов, постепенно включая слова, содержащие два и более слогов.

Через некоторое время участники меняются ролями, упражнение возобновляется.

2. Игра «Повторение»

Взрослый произносит ряды цифр, букв или названий предметов и предлагает ребенку их воспроизвести.

Задание можно усложнить, предложив ребенку запомнить и повторить ряд, состоящий из цифр, букв и названий предметов.

3. Игра «Угадай слово»

Взрослый произносит начало слова и предлагает ребенку назвать его целиком.

Задание можно усложнить, назвав ребенку конец слова и предложив ему подобрать его начало.

4. Игра «Правая-Левая»

Ребенок идет рядом со взрослым или впереди него и выполняет команды взрослого, который говорит, с какой ноги начинать шаг.

5. Игра «Что потом?»

Перед началом упражнения взрослый объясняет ребенку, что есть ряд событий и явлений, которые происходят только в определенной последовательности, например: за вторником следует среда и т. д.

Затем взрослый называет одно из явлений, событий, цифр и т. д. и предлагает ребенку назвать следующее за ним, например: зима - весна, май - июнь, дошкольник - школьник, первый - второй, день - вечер, три - четыре и т. д.

6. Игра «Отдохни»

Взрослый говорит ребенку :

- Ноги каждого из нас, если они долго ходят, устают. Нужно дать им немного отдохнуть. Но отдыхать будет не вся нога, а только ее часть. Если я хлопну в ладоши один раз, ты пойдешь на носочках, дав отдохнуть пяточкам, а если два раза - будут отдыхать носочки, а ты пойдешь на пяточках.

Ребенок выполняет задание.

7. Игра «Соедини звуки»

Взрослый произносит слово отдельными звуками, например: «д», «о», «м». Ребенок внимательно слушает, а затем произносит слово целиком.

8. Игра «Нелепицы»

Взрослый произносит небольшие предложения, содержащие фактические или грамматические ошибки, например: «Зимой в саду зацвели яблони»; «Кошка залезла на дерево и от страха стала лаять»; «Петя ел большой зеленый яблоко» и т. п.

Ребенок внимательно слушает, а затем, устранив ошибки, произносит предложение.

9. Игра «Слова наоборот»

Взрослый произносит слово наоборот, например: азок (коза, оник (кино) и т. д. Ребенок внимательно слушает, а затем произносит слово правильно.

Литература

1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М. : Ось-89, 2003.

2. Костромина С. Н., Нагаева Л. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению? - М. : Ось-89, 2004.

3. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребенка. - СПб. : Речь, 2005.

4. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? - М. : Генезис, 1998.

5. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: пер. с англ. / Л. Г. Лэндрес: предисл. А. Я. Варга. М., 1994.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке»Фотоотчет «Развитие спортивных качеств личности ребенка в летний период на прогулке» Лето-пора свершений и открытий! Лето- это радость, длительные прогулки, укрепление сил и здоровья. Вот и мы не теряем времени даром с.

Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет)Конференция клубов молодых семей «Авторитет отца и его влияние на развитие личности ребенка» (фотоотчет) Недавно прошла конференция клубов молодых семей. Среди приглашённых была я и несколько семей из моей группы. Обсуждалась очень актуальная.

Консультация для родителей «Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка» "Ребенок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца" В. А. Сухомлинский.

Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка» Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка" «Ваше собственное поведение-самая решающая вещь.

Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние художественной литературы на формирование личности ребенка младшего дошкольного возраста» Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Детям раннего возраста нравится ритмическая речь, сама музыка слова. Еще не понимая.

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка»Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в развитии личности ребенка» «Роль воспитателя в развитии личности ребёнка" В повседневном общении ребенок учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный.

Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Коррекционная ритмика как средство гармонизации личности ребенка Движения под музыку – это вид музыкальной деятельности, основой которого.

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка» Цель: Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей;.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие личности ребенка
Опубликовано: 25 апреля 2020 в 18:43
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие личности ребенка» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Барсукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД