МААМ-картинки

Развитие самооценки учащихся со сложной структурой дефекта (10 фото)

Инга Степанова
Развитие самооценки учащихся со сложной структурой дефекта

Традиционная «пятибалльная» система не используется при оценивании успехов детей со сложными и множественными нарушениями здоровья.

Вообще для таких детей:

• Оценка является малоинформативной (нельзя судить о действительном уровне знаний) и нельзя определить, что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребёнка;

• Оценка часто имеет травмирующий характер, потому что «отметочная» система оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, а с другой стороны, на родителей, которые, в свою очередь, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка.

Публикация «Развитие самооценки учащихся со сложной структурой дефекта» размещена в разделах

Безотметочное обучение – это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.

Таким образом, безотметочное обучение – это система контроля и самоконтроля учебных достижений не только младших школьников, но и детей обучающихся по специальным индивидуальным программам развития (СИПР), которая отражает результат процесса обучения, включает уровень усвоения учеником знаний по предметам и уровень его развития.

Конечная цель любого безотметочного обучения – формирование контрольно – оценочной самостоятельности школьников, закладывающей основы самостоятельности школьников, основы умения учиться.

Новая система оценивания должна развивать у детей с ОВЗ умение:

1) проверять и контролировать себя,

2) оценивать свою деятельность,

3)устанавливать ошибки и находить пути их устранения.

В такой системе обучения приоритетной становится самооценка как результат оценочной деятельности ученика.

Метапредметные результаты освоения любой образовательной программы включают в себя универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные, обеспечивающие формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Учебная деятельность имеет свою структуру. Д. Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:

1) Учебная задача - это то, что ученик должен был освоить.

2) Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его усвоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает.

3) Действие контроля - это указание на то правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу.

4) Действие оценки - определение того достиг ли ученик результата или нет.

А. В. Захарова определяет самооценку «как оценку человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности».

Функции самооценки

Обучающая функция - заключается в том, что ученик, оценивая свою работу, еще раз повторяет пройденную тему, выполняет упражнения, производит сравнения с эталоном.

Стимулирующая функция - стимул побуждает ученика в совершенствовании самооценки знаний, умений, навыков по своей воле, охотно.

Мотивационная функция – обеспечивает приучение к систематической работе, к продуктивному труду, выработку волевых усилий.

Воспитывающая и развивающая функции – связаны с формированием адекватной самооценки. В результате этого процесса одни учащиеся избавляются от излишней самоуверенности, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности, третьи осознают, что оценку своих возможностей произвели правильно.

Аналитическая функция - связана с рефлексией учащегося, самоанализом учащегося, выявлением пробелов в изученном материале.

Самооценивание – один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя.

Главная задача учителя – научить учеников самостоятельно оценивать свой труд, так как формирование самооценки, а именно адекватной - залог успешности ученика.

Каждый школьник должен пройти все этапы оценочной деятельности, для того, чтобы осознать: что нужно оценивать, как оценивать, зачем оценивать, какие формы оценок существуют.

Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся в выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными и / или локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Особые образовательные потребности детей с ТМНР требуют создания для них специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Реализация программы происходит поэтапно, по мере расширения возможностей обучающегося.

И задача учителя научить такого ребенка самооцениванию по мере выполнения любого учебного задания. Научить ученика все время сверяет результат и действия с эталоном, и это постепенно входит у него в привычку.

Алгоритм формирования самооценки для ребенка с ОВЗ

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании?

2 шаг. Что получилось? (сравниваем с эталоном)

3 шаг. Справился полностью правильно или с ошибкой?

4 шаг. Справился самостоятельно или с помощью?

5 шаг. Чему научился?

6 шаг. Успешно выполнили задание? Оцени.

Подготовка к урокам, на которых будет формироваться умение самооценки:

1шаг Учитель выбирает уроки, на которых можно ограничить предметный материал до минимума (принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценки

2шаг При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценки легко выполнимое задание по изученному материалу и ученика, психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.

3шаг На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди 2-3 ученикам класса.

Итоги работы: При формировании самооценки у детей своего класса, которые не говорят или говорят плохо, использовала разнообразный игровой и дидактический материал.

Договаривалась с ними о самооценке выполненных заданий следующим образом (в зависимости от новизны и личного интереса детей к играм и занятиям):

Сделал очень хорошо – берет пазлы или конструктор;

Сделал хорошо – лото или кубики;

Сделал с ошибкой или не полностью – берет картинки или счетные палочки.

Например, 1 класс, задание по математике выполняли на листочках: закрасить прямоугольники красным цветом и ягодки разложить в тарелочки. Раскрасить тарелочку с 4 ягодками.

Развитие самооценки учащихся со сложной структурой дефекта

Ученик оценивал свою работу, исходя из условия, выбирал себе следующее занятие: здесь может быть и завышение самооценки и заниженная самооценка, которую мы вместе разбирали.

Фото №1 Традиционная пятибалльная система не используется при оценивании успехов детей со сложными и множественными нарушениями здоровья

Вероника выбрала себе пазлы, а Никита -лото.

Фото №2 Публикация Развитие самооценки учащихся со сложной структурой дефекта размещена в разделах Самооценка детей развитие уверенности Школа

Эдик выбрал себе кубики,а Ярослав стал работать с конструктором.

Делая с ребятами практические творческие работы по окружающему природному миру, охотно использовали их для проведения самооценки выполненных заданий.

Тема «Деревья». При изучении данной темы делали аппликацию «Яблоня». На доске появились две яблоньки и яблочки на магнитиках.

Если сделал работу очень хорошо, то можно сорвать все яблочки, но если была помощь, или сделал с ошибкой, то взять все ты не можешь, можешь взять только часть. Подумай и попробуй правильно оценить свою работу.

Фото №3 Конечная цель любого безотметочного обучения формирование контрольно оценочной самостоятельности школьников закладывающей основы самостоятельности школьников основы умения учиться

Вероника оценивает свою работу по ИЗО.

Фото №4 Новая система оценивания должна развивать у детей с ОВЗ умение проверять и контролировать себя оценивать свою деятельность устанавливать ошибки и находить пути их устранения

Никита оценивает свою работу по предмету "Математические представления"

После проведения ряда уроков по "Окружающему социальному миру" на доске появился зимний город с детскими снежными горками.

Фото №5 В такой системе обучения приоритетной становится

Какие детские зимние забавы? Ребята любят кататься на санках.

Фото №6 Самооценка детей развитие уверенности самооценка как результат оценочной деятельности ученика

Сделали на магнитах санки, подписали.

Условие: сделал очень хорошо задание по предмету –едешь с самой большой горки, сделал хорошо- едешь со средней горки, ну а если не очень получилось задание –то с маленькой.

Фото №7 Учебная деятельность имеет свою структуру

На самой маленькой горке стоят санки Вероники, Никита ставит санки на среднюю горку.

Фото №8 Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов Учебная задача это то что ученик должен был освоить

А Ярослав - на самую высокую. Так они оценили свои работы.

Фото №9 Учебное действие это изменения учебного материала необходимые для его усвоения учеником это то что ученик должен сделать чтобы обнаружить свойства того предмета который он изучает

"Прокатились!"

Так в течение двух лет мы учимся оценивать свои успехи и неудачи при изучении различных предметов.

В ходе такой работы одни учащиеся избавились от излишней самоуверенности и плаксивости (Эдик, другие – начинают понимать свои недостатки, трудности (Вероника, Никита, третьи осознают, что оценку своих возможностей производят правильно (Ярослав, Лиза).

Учитель: Степанова Инга Петровна.

Публикации по теме:

Родительское собрание «Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников» Цели: познакомить родителей с приемами формирования у ребенка адекватной самооценки; способствовать проявлению заботы о психическом здоровье.

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов«Значение самооценки в жизни ребенка». Консультация для родителей и педагогов Каким будет человек – уверенным в себе или нет, активным или пассивным – это во многом зависит от семейного воспитания, и прежде всего.

Центры интересного дела как стимул детской активности и положительной самооценкиЦентры интересного дела как стимул детской активности и положительной самооценки Уважаемые коллеги, хочу представить Вам текст выступления на региональной научно-практической конференции (в августе этого года, в которой.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки»Консультация «Формирование уверенного поведения и повышения самооценки» Консультация «Формирование уверенного поведения, повышение самооценки» Детская оценка и самооценка формируется только при общении ребенка.

Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка Устная речь является не просто описанием, повествованием и рассуждением,.

Тест для самооценки затруднений в общении с родителями Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию тест, касающиеся практики общения с родителями в дошкольном учреждении и который используется.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие самооценки учащихся со сложной структурой дефекта
Опубликовано: 28 февраля 2021 в 09:31
+142Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие самооценки учащихся со сложной структурой дефекта» (включая файлы) размещена пользователем Инга Степанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 июня. День божьих коровок. Консультация «Божья коровка»

Сегодня свой праздник отмечает божья коровка — безобидное и симпатичное насекомое, любимое детьми и взрослыми.

12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.



Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД