Получи документы

Рисунки без карандашей и красок: как песочная терапия помогает справляться с переживаниями

Департамент труда и социальной защиты
Рисунки без карандашей и красок: как песочная терапия помогает справляться с переживаниями

2243370-11 Рисование при помощи песка приобретает все большую популярность в современной практической психологии. Этот метод отличается от других видов арт-терапии своей простотой: работа с песком не требует специальных умений, а созданные образы можно корректировать столько раз, сколько потребуется. Взаимодействие с природными материалами и возможность разрушать и создавать композицию заново также благоприятно влияют на психику. Психолог Реабилитационного центра для инвалидов «Ремесла» (РЦдИ «Ремесла») Екатерина Шарыпова рассказала об истории песочной терапии и о том, как эта практика реализуется в центре.

Публикация «Рисунки без карандашей и красок: как песочная терапия помогает справляться с переживаниями» размещена в разделах

Из истории метода

Первые упоминания о работе с песком как об игре, помогающей развить воображение и справляться с эмоциями, относятся к XX веку и принадлежат детскому психологу Маргарет Ловенфельд. Она вдохновилась книгой «Игры на полу» Герберта Уэллса и полностью перенесла игровой процесс с мелкими фигурками на песок. С годами терапия менялась, поэтому сейчас по сравнению с первоначальными вариантами она отличается гораздо большей динамичностью и широтой использования. Но некоторые качества, которые всегда были присущи этому виду психокоррекции, остались неизменны: к ним относятся увлекательный для детей формат игры, а также возможность для людей всех возрастов задействовать свое воображение.

Необходимые «инструменты»

В песочной терапии используется песок двух видов: кинетический и кварцевый. Кинетический песок хорошо держит форму, считается экологически безопасным, никогда не засыхает и не боится воды. Такой песок прекрасен в работе с детьми и взрослыми, чья центральная нервная система имела нарушения или была повреждена. Особенно такой песок полезен в реабилитации людей после инсультов для восстановления мелкой моторики и чувствительности рук. Второй вид песка — кварцевый, он рассыпчатый, мелкий и приятный на ощупь. На таком песке удобно рисовать, также его часто используют в качестве настила.

Почему выбирают песочную терапию

«Уникальность метода заключается в том, что, играя с фигурами на песке, человек отключает свои защитные механизмы», — поясняет Екатерина.

Метод применяется для работы с людьми всех возрастов. С помощью песочной сказкотерапии развиваются коммуникативные навыки, воображение, умение видеть причинно-следственные связи и делать правильные обобщения. И взрослым, и детям работа с песком помогает уменьшить уровень тревожности, стабилизировать психоэмоциональное состояние, проработать свои страхи и фобии.

«На базе нашего центра мы разработали программы, адаптированные для детей и взрослых с особенностями развития „В руках ребенка куклы оживают“ и „Волшебный мир песка и сказки“, которые позволяют людям разных возрастов научиться лучше понимать свои эмоции, а также развивать мелкую моторику, память и мышление», — рассказывает психолог.

Человеку открывается возможность заглянуть в свое подсознание и по-новому посмотреть на привычные ситуации. Это помогает лучше находить выход из трудных жизненных обстоятельств, решать внутриличностные проблемы и формировать новые позитивные установки. 2243370-11

Противопоказания

При всех значительных плюсах работы с песком существует ряд противопоказаний для занятий, о которых лучше знать заранее: индивидуальная непереносимость, аллергические реакции при взаимодействии с песком и некоторые психиатрические диагнозы, связанные с навязчивыми состояниями, бредовыми идеями и галлюцинациями. При наличии таких диагнозов до начала любой терапии обязательна консультация со специалистом.

Песочная терапия на практике: с психологом и дома

В РЦдИ «Ремесла» психолог использует для работы кварцевый песок, различные мелкие фигурки (например, маленьких человечков, зверей, домики, машинки, а также камушки и ракушки, сенсорную песочницу, обладающую цветовым дном, которое благоприятно влияет на эмоциональное состояние посетителей и является помощником в построении сюжетной линии на песке.

Екатерина поделилась своим опытом проведения сеансов песочной терапии: «Я работала с мальчиком с недоразвитием речи, которому воссоздание сюжетов из русских народных сказок на песке помогло улучшить навыки запоминания, научиться рассказывать о событиях в нужной последовательности, рассуждать и уверенно представлять свою работу». Важно не забывать о технике безопасности: песок и все элементы, участвующие в творческом процессе, должны проходить периодическую санитарную обработку.

Если песочная терапия используется как метод психокоррекции глубинных процессов, контроль специалиста является обязательным. Самое главное в такой терапии — добиться согласованного взаимодействия психолога и консультируемого человека, чтобы работа приносила максимум пользы.

При этом работу с песком можно организовать и дома, если она нужна в первую очередь для развития мелкой моторики, коммуникативных навыков, памяти, мышления, умения ставить цели и достигать их.

Чтобы создать все необходимые условия для творчества, потребуется большой ящик, песок (в домашних условиях лучше использовать кинетический — он функциональнее и лучше подходит с точки зрения санитарно-гигиенических аспектов, а также маленькие фигурки, формочки, совок и камушки.

Важно помнить, что все занятия с детьми должны совершаться под контролем родителей во избежание попадания мелких частиц песка и деталей игрушек в дыхательные пути ребенка.

Справочно

По вопросам комплексной реабилитации в Реабилитационном центре для инвалидов «Ремесла» обращайтесь по адресу: г.  Москва, Зеленоград, корп. 1124 или по телефонам центра: 8 (499) 710-02-36; 8 (499) 710-23-33; 8 (499) 710-02-32.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

Конспект занятия «Чувствительные ладошки». Песочная терапияКонспект занятия «Чувствительные ладошки». Песочная терапия Ход занятия: Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью Педагог: Здравствуйте, дети.

Мастер-класс «Песочная арт-терапия в работе воспитателя» Мастер-класс "Песочная арт-терапия в работе воспитателя"Активно стала использоваться песочная арт-терапия в детском саду. Обучиться ей несложно.

Песочная терапияПесочная терапия Актуальность программы: Специалистами отмечаются следующие изменения в психологическом и эмоциональном состоянии детей занимающихся с песком.

Песочная терапия для детей в средней группеПесочная терапия для детей в средней группе Песочная терапия для детей в средней группе Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей,особенно целесообразно.

Песочная терапия «Педагогическая песочница»Песочная терапия «Педагогическая песочница» Педагоги могут проводить коррекционные и развивающие упражнения в "Педагогической" песочнице с детьми любого возраста. Занятия, проводимые.

Песочная терапия с детьми  (проведение занятий)Песочная терапия с детьми  (проведение занятий) Песочная терапия с детьми - проведение занятий Левченков В. В. Тайна песка в том, что он раскрывает тайны. Песочная игра позволяет окинуть.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Песочная терапия в коррекционной работе с детьмиПесочная терапия в коррекционной работе с детьми Данный способ развивает эмоционально-волевую сферу и способствует качественной коррекции речи. Терапию песком предложил Карл Густав Юнг,.

Песочная терапия во второй младшей группеПесочная терапия во второй младшей группе Песочная терапия во второй младшей группе. Цель: обогащение эмоционального мира ребенка. Задачи: формировать уверенность в себе, познакомить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рисунки без карандашей и красок: как песочная терапия помогает справляться с переживаниями
Опубликовано: 25 мая 2021 в 12:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рисунки без карандашей и красок: как песочная терапия помогает справляться с переживаниями» (включая файлы) размещена пользователем Департамент труда и социальной защиты в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД