Лучший педагог года

Роль народной сказки

Светлана Петровна Морозова
Роль народной сказки

Введение

Актуальность. В настоящее время важными условиями формирования гармонически развитого человека являются богатство его внутренней духовно культуры, нравственный потенциал, толерантность в межличностном, межнациональном и социальном общении. Развитие данных качеств невозможно без эффективной системы воспитания и обучения, так как эффективность начального обучения, формирование нужной мотивации во многом зависит от организации учебной и внеурочной деятельности учащихся. Основными задачами начальной школы на современном этапе являются формирование духовной сферы личности учащихся, воспитание их нравственных качеств. Одним из универсальных направлений в развитии личности, обеспечивающей ее рост в соответствии с социальным и психофизическим развитием человека, является духовно-нравственное воспитание. Основы нравственности закладываются в младшем школьном возрасте, приобретая полноценность при дальнейшем самообразовании и саморазвитии личности.

Публикация «Роль народной сказки» размещена в разделах

Многие педагоги отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованию и умственному развитию, и на первый план выдвигали духовно-нравственное формирование.

Проблема духовно-нравственного воспитания достаточно хорошо разработана в педагогике и психологии. Эта проблема находит отражение в фундаментальных работах таких ученых, как Н. В. Архангельского, В. Г. Белинского, М. Болдырева, Я. А. Коменского, Б. Т. Лихачева, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, И. Ф. Харламова и других ученых. В последнее время развернулись широкие исследования, посвященные духовно-нравственному воспитанию М. М. Гей, А. А. Калюжный, Т. Ф. Лысенко и др.

В работах данных ученых прослеживается общая мысль, что в младшем школьном возрасте воспитание духовно-нравственных качеств возможно в процессе изучения фольклорных сказок. Методы применения сказок имеет историю во много веков. В принципе «сказка» впервые упоминается с семнадцатого века. Но до исследований Б. Беттельхейма, К. Юнга, В. Проппа, Р. Гарднера в сказках люди находили только «одну забаву» для низших слоев населения. В последние годы на основании исследований психологов и педагогов была построена современная концепция работы со сказкой, которая помогает и в воспитании духовно-нравственных качеств детей.

Сказка многогранна как сама жизнь. Именно это делает ее эффективным и важным психотерапевтическим и развивающим средством в работе с младшими школьниками. С помощью данного метода идет развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников, происходит повышение самооценки детей, увеличивается словарный запас ребенка, развивается его воображение, образное мышление, воспитании духовно-нравственных качеств. Главные возможности сказки : интеграция личности ребенка, развитие его творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия младшего школьника с социумом, а также обучение, диагностика, коррекция, образное мышление и воспитании духовно-нравственных качеств.

Актуальность исследования обусловлена значимостью исследуемой проблемы, а также низким уровнем нравственной воспитанности и поведения школьников в целом. Из всего вышесказанного вытекает актуальность выпускной квалификационной работы: Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников.

Объект – процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Предмет – приемы изучения фольклорной сказки, направленные на воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников.

На данном этапе развития методики литературного чтения существует противоречия:

- между достаточным теоретическим обоснованием в психолого-педагогической литературе процессов воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников и отсутствием реализации в практике школьного обучения методов воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников в процессе изучения фольклорных сказок.

- между спецификой фольклорных произведений и преобладанием логических методов и приемов их изучения в практике школьного образования.

Проблема: какие методические приемы при изучении фольклорных сказок способствуют воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников.

Цель исследования - на основе теоретического обобщения особенностей воспитания духовно-нравственных качеств младших школьников определить методические условия, обеспечивающие воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения, и провести исследование его воспитания в процессе работы над фольклорной сказкой.

В соответствии с целью исследования поставлены задачи:

- изучить особенности младших школьников в воспитательном и образовательном процессах;

- рассмотреть духовно-нравственное воспитание школьника как педагогическую проблему;

- проанализировать особенности духовно-нравственного воспитания младших школьников посредством народной фольклорной сказки;

- исследовать воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников в процессе изучения фольклорных сказок на практике.

Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе изучения фольклорных сказок будет эффективным, если разработана и внедрена система как предметных, так и внеклассных мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание младших школьников, где применяются различные формы и методы работы и средства; проводится диагностика уровней духовно-нравственной воспитанности младших школьников в соответствии с выбранными критериями.

Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме исследования; психолога - педагогическое исследование; наблюдение за детьми; беседа; анализ исследовательской работы.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы могут быть использованы в начальной школе, в работе педагогов начальной школы, а также кабинета психолога по воспитанию духовно-нравственных качеств детей младшего школьного возраста методами фольклорной сказки.

База исследования: БОУ «Красногорская средняя школа» Полтавского муниципального района Омской области.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.

Глава 1 Теоретические аспекты воспитания духовно-нравственных качеств детей младшего школьного возраста

1.1. Особенности младших школьников в воспитательном и образовательном процессах

Создание ряда условий и средств организации активной деятельности учащихся в школьном образовательном и воспитательном пространстве, который представляет комплекс социально зафиксированных культурных, образовательных, нормативно-правовых и прочих ориентиров, включающих планы, программы и стандарты, в границах которых проектируются и реализуются образовательные процессы, является важным требованием современного образования и воспитания. Данные границы определяются масштабом привлечения социально-культурного окружения в непосредственно образовательно-воспитательную деятельность и, отсюда, масштабом непосредственно профессиональной деятельности учителей.

Педагогическая поддержка школьников начальной школы заключает в себя педагогическое проектирование фольклора, обеспечивающее четкую разработку и реализацию программ разного уровня детей для развития образования, образование современных образовательных институтов, становление профессиональных коллективов разработчиков инновационных проектов и реализаторов данных проектов фольклора, новых структур и образовательных учреждений, которые обеспечивают развитие образования младших школьников. Нужно организовать создание ряда условий и средств организации активной деятельности учащихся в школьном образовательном пространстве, который представляет комплекс социально зафиксированных культурных фольклора, образовательных, воспитательных, нормативно-правовых и прочих ориентиров, включающих планы, программы и стандарты, в границах которых проектируются и реализуются образовательные процессы детей. Данные границы определяются масштабом привлечения социально-культурного окружения фольклора в непосредственно образовательно-воспитательную деятельность и, отсюда, масштабом непосредственно профессиональной деятельности учителей.

Формирование образовательно-воспитательного пространства протекает, начиная от федерального уровня, и до образовательного учреждения, включая структурные подразделения. Школа - это высший уровень педагогической деятельности детей. В образовательном учреждении проявляется творчество педагогов, там происходит совершенствование искусства обучения школьников, их воспитание и развитие. В процессе деятельности педагогов идет создание нового в содержании, а также организации учебно-воспитательного процесса детей и в решении научно-практических проблем обучения и воспитания детей [13, с. 11].

Учебные предметы для учащихся младших классов должны соответствовать особенностям рассматриваемой деятельности фольклора, народных сказок, воспитывая духовно-нравственные качества учеников. Специфика используемых средств воспитания и обучения детей в начальной школе состоит в том, что эти средства обеспечивают для учеников решение не только учебных задач при помощи учебных действий, фольклора, а также воспитание духовно-нравственных качеств школьников.

Педагог Б. П. Никитин писал: «Обучаясь различным предметам, а также общению, младший школьник развивает все исполнительские способности, то есть внимание, умение повторять действия других детей, память, повторять услышанное, либо увиденное ими, воспитывает в себе духовно-нравственные качества. Все данные способности дают возможность ученику поступать в различной деятельности по однажды установленному им правилу. Смысл задач заключается в том, что в ходе их решения ребенок прокладывает новый путь фольклора. В этом процессе проявляют себя особые качества его ума, а именно, наблюдательность, умение анализировать явления, возможность воспитывать в себе духовно-нравственные качества» [11, с. 46].

Использовать в процессе урока и внеурочной деятельности народные сказки, фольклор дают мощный стимул воспитывать в себе духовно-нравственные качества – сказал педагог В. И. Загвязинский [6, с. 91].

Для качественного процесса воспитания и образования детей в начальной школе огромное значение играют занятия со школьниками в кружках, секциях, а также привлечение детей в различные социальные и предметные мероприятия.

Духовно-нравственные качества младших школьников формируются и развиваются в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его миром. На их формирование большое влияние оказывает обучение и воспитание детей, фольклор, вся предметно-пространственная деятельность в школе, включая изучение фольклора, в частности изучение фольклорных сказок.

Младший школьный возраст – это период, когда лучше всего развиваются различные способности человека, воспитываются духовно-нравственные качества. Это период, когда в целом формируется личность человека, а также зарождаются различные навыки детей, таланты и закладывается духовно-нравственная основа ребенка. Воспитание духовно-нравственных качеств младшего школьника протекает с помощью влияния предметно – пространственной среды школы. В данном процессе участвуют множество средств, в частности - фольклорные сказки.

Важнейшее обстоятельство в жизни шестилетнего ребенка – это его поступление в начальную школу. В данный период жизни происходит быстрое биологическое развитие организма ребенка. А это требует огромного напряжения для мобилизации всех резервов школьника. Возрастает скорость формирования нервных процессов ребенка. При этом процессы возбуждения у него преобладают. В свою очередь данный факт определяет характерные особенности детей. У них наблюдается повышенная эмоциональная возбудимость и непоседливость. При этом физическая выносливость, работоспособность ребенка повышается и носит относительный характер. Для младших школьников остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость [12, с. 72].

Начиная обучение в школе, полностью меняется эмоциональная сфера школьника. У учеников младших классов сохраняется характерное и для старших дошкольников свойство активно реагировать на некоторые, важные для них события и ситуации. Ученики начальной школы очень чувствительны к различным воздействиям окружающих их условий жизни, они очень впечатлительны и слишком эмоциональны. Дети воспринимают прежде всего те свойства предметов, которые наиболее бурно вызывают у них эмоциональный отклик. Но при этом, начало обучения в школе порождает у детей новые эмоциональные переживания. Вольность дошкольного возраста детей меняется на подчинение новым правилам школы. В этот возрастной период учителя начальной школы обязаны приложить все усилия для поддержки детей в образовательном школьном процессе, а также воспитывать в них духовно-нравственные качества, в частности при помощи фольклора [15, с. 76].

Педагоги И. М. Никольская и Р. М. Грановская отметили, что поступление в начальную школу - это редкостное событие в жизни младшего школьника. В данный период у детей приходят в противоречие два основных мотива поведения: мотив его желания я - хочу и мотив долженствования детей, мне - надо. Когда мотив желания исходит от ребенка самого, мотив ты – должен, как правило, исходит от взрослых, то есть от педагогов [12, с. 63].

Считается, что в младший школьный возраст не происходит значительных сдвигов в развитии личности ребенка, но именно в данный возрастной период происходит формирование личности ребенка, его воспитание, включая духовно-нравственное. Включение детей в новый вид основной деятельности, а конкретно, в обучение, предъявляющее серьезные требования к школьнику, обязывает ребенка подчинить отныне свою жизнь очень строгой организации, а также регламентации и режиму дня. Данные факторы безусловно оказывают влияние на дальнейшее формирование и закрепление абсолютно новой системы отношений в жизни ребенка, то есть к окружающим его людям, школьному коллективу, к самому учению, к новым обязанностям, что формирует характер школьника, его волю, а также расширяет круг его интересов, воспитывает духовно-нравственные качества [23, с. 29].

Психолог Л. Б. Ительсон в своих трудах писал, что механизмы духовно-нравственного воспитания школьников имеют следующий характер:

1) некий стимул-раздражитель детей (внешний, либо внутренний, либо символический - фольклор);

2) интеграция детей (то есть активизация целостной системы связанных с ним в прошлом времени возбуждений);

3) вычленение, либо дезинтеграция детей. То есть вся цепь возникающих ассоциативных образов подчиняется своему определенному принципу.

У ребенка младший школьный возраст, как правило, характеризуется бурным интеллектуальным развитием. В этом возрасте идет интеллектуализация абсолютно всех психических процессов ребенка, осознание им своих собственных коренных изменений, происходящих в процессе его деятельности. Именно в этот период лучше всего воспитывать в ребенке духовно-нравственные качества.

Мышление детей в данный период характеризуется очень активным поиском различных связей, а также отношений между возможными событиями, предметами, вещами и явлениями. У младших школьников закладываются духовно-нравственные качества. Происходит все это лишь благодаря тому, что в класс6ном коллективе обсуждаются различные пути решения поставленных задач, а также рассматриваются различные варианты их решения, таким образом, младшие школьники учатся обосновывать и доказывать свои сформированные суждения на различные темы. В этом детям помогают народные сказки.

В процессе воспитания духовно-нравственных качеств у младших школьников формируется умение произвольно актуализировать представление о воспринятом явлении или предмете.

Изученный анализ зарубежных и отечественных исследований в данной области показывает, что воспитание духовно-нравственных качеств младших школьников - это очень сложный и затяжной процесс. Психолог Н. Н. Поддъяков в своих трудах писал, что формирование внутреннего плана у младших школьников проходит такие этапы:

1-й этап развития. Дети еще не в состоянии действовать в уме. При этом они способны манипулировать какими-либо предметами в наглядно-действенном плане. Ребенок уже может преобразовывать воспринимаемую им любую ситуацию при помощи практических действий. Этот этап развития заключается в том, что сперва ситуация дается младшему школьнику как бы наглядно. То есть, вначале воспитание духовно-нравственных качеств ребенка идет через развитие увиденного либо услышанного им ранее, через перенос однажды найденных им решений задачи на совершенно новые условия либо ситуации.

2-й этап развития. Теперь в постановку задачи ребенка включается уже речь детей. Такая задача решается школьником лишь во внешнем плане, с помощью манипулирования любыми материальными предметами либо методом проб и ошибок. Возможна какая-либо модификация найденного им ранее решения при переносе на абсолютно новые условия и ситуации.

3-й этап развития. Поставленная задача теперь уже решается в наглядно-образном формате с помощью манипулирования образами-представлениями. От детей требуется четкое осознание всех способов их действий, которые направляются на решение поставленных задач, а также разделение их на практические, то есть осознание метода произведенного требования.

4-й этап развития. На данном этапе развитие сводится самостоятельно производить решение поставленной задачи, а также сознательно следовать за ним. У детей происходит плавный переход от внешнего плана действий к внутреннему.

Делая выводы по данному параграфу, можно сказать, что лучше всего воспитывать духовно-нравственные качества у младших школьников 7-8 лет, так как это самый благоприятный период школьного детства, когда закладывается базис успешного воспитания и обучения ребенка. Помимо этого, у ребенка данного возраста уже должны быть какие-либо элементы воспитания и мышления, помогающие ребенку в формировании правильного отношения к жизни и окружающей его действительности.

Публикации по теме:

Сценарий сказки на новый лад «Вот у нас какая репка выросла большая» по мотивам русской народной сказки «Репка»Сценарий сказки на новый лад «Вот у нас какая репка выросла большая» по мотивам русской народной сказки «Репка» Поют дети (хор): - Во деревне, во большой, где живёт народ честной, Посадил репку дед, что бы выросла в обед! Репка что-то не росла, очень.

Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества.

Консультация для родителей «Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста» Как много хороших и добрых воспоминаний из детства связано у нас именно со сказками, где живут добрые и злые герои. При помощи сказочных.

Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Консультация «Роль сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников» Жили – были… каждый ребенок слышит эти слова с удовольствием, теплотой и надеждой на что – то новое, интересное. Сказки рассказывают мамы,.

Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника»Консультация «Роль сказки в жизни дошкольника» Роль сказки в жизни дошкольника «Сказка - складка, послушать сладко.» В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое.

Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника»Мастер-класс «Роль сказки в сенсорном развитии младшего дошкольника» Работая с детьми в детском саду мы, педагоги-воспитатели, берем на себя очень важную и ответственную роль сборщиков того «багажа» знаний,.

Модификация русской народной сказки «Репка»Модификация русской народной сказки «Репка» Модификация русской народной сказки «Репка» Цель: развивать творческое воображение детей, используя игры-драматизации. Задачи: Развивать.

Проект «В гостях у русской народной сказки» Проект «В гостях у русской народной сказки» (Комбинированная группа для обучающихся общеразвивающей направленности и обучающихся с ЗПР от.

Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей»Родительское собрание «Роль сказки в нравственном воспитании детей» Цель: повышение педагогической компетентности родителей в воспитании нравственных качеств дошкольников путём введения их в культурную традицию.

Роль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возрастаРоль русской народной сказки в воспитании детей дошкольного возраста «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .(В. А. Сухомлинский.) С раннего возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль народной сказки
Опубликовано: 26 февраля 2023 в 18:07
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль народной сказки» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Петровна Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД