Получи документы

Самообразование на тему «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

раисат мухутова
Самообразование на тему «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

«Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»

«Всё хорошее в людях – из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем

сердцем

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала,

Не наукой, а частью души!»

Н. Луконин.

Актуальность темы:

Публикация «Самообразование на тему „Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой“» размещена в разделах

Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство к сожалению воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем. что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. К сожалению мы не задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали в пустую. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно -важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.

Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.

Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.

Цель:

- формирование начал экологической культуры детей;

- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;

- формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;

- развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;

- осознание ребенком себя как части природы;

- привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.

Задачи:

- пополнить педагогическую копилку новой информацией;

- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;

- создание экологически-развивающей среды в ДОУ;

- экологическое просвещение.

Методические рекомендации к работе в средней группе

С детьми старшей группы наблюдения сезонных изменений в природе становятся более

систематическими, взаимосвязанными. Постепенные изменения, которые происходят в природе в

течение одного сезона, дают возможность обратить на это внимание детей и помочь им установить

элементарные причинные связи и зависимости между отдельными явлениями природы, сделать

некоторые выводы и обобщения. В процессе наблюдений у детей развивается более пристальное

внимание к окружающему миру.

На необходимость формирования этой способности с ранних лет указывали многие ученые, педагоги,

методисты. Известный ученый-натуралист Д. Кайгородов писал: «Присматривайтесь к ольхе и

орешнику, сережки которых, заготовленные еще с осени на кончиках веток и легко бросающиеся в

глаза, начинают распускаться раньше других. Обращайте внимание на все солнцеприпечные места:

тут часто вслед за исчезновением последней снежной или ледяной корочки появляются из земли

головки цветочных бутончиков, а также и первые бледно-желтые, на солнце быстро зеленеющие

травки и былинки. А многие ли видели и знают, например, цветы дуба, вяза, ясеня, сосны, ели?

Правда, эти цветы с виду не очень-то казисты, да не вдруг и заметишь их на дереве: но если

рассматривать их близко, в особенности через увеличительное стекло, будет не раз на что

полюбоваться и чему поучиться».

Дети шестого года жизни способны к довольно тонким наблюдениям. Например, гуляя в сосновом

лесу, они замечают, что у сосны почки бывают только на конце ветки. Можно предложить им

сосчитать, сколько почек у сосновой ветки, и они убедятся, что не больше 4—5. Весной почки

раскрываются и появляются молодые побеги, похожие издали на свечки, одна почка на верхушке

выбрасывает побег вверх, а остальные в стороны. Так сосенка растет.

Можно рассмотреть с детьми (лучше через увеличительное стекло) почку лиственного дерева или

кустарника (ивы, клена, сирени, показать им зимнюю «одежду» почки — чешуйки или волосики, а

если ее разрезать, ребята увидят свернутые зеленые листочки и поймут: в почке все готово для того,

чтобы вырос листок, цветок. Когда придет весна, станет тепло, почка раскроется.

Воспитатель старшей группы обращает внимание детей на то, что в течение одного сезона и в живой и

в неживой природе в определенные сроки происходят заметные изменения. Так, например, можно

легко выделить характерные особенности начала и середины зимы. Более наглядно это проявляется в

неживой природе.

На прогулке в начале зимы воспитатель предлагает измерить глубину снежного покрова, посмотреть,

насколько плотно он укрывает землю. Дети замечают, что снег еще неглубокий, из-под него видна

пожелтевшая трава, а кое-где и растения с зелеными листьями.

На прогулке в январе можно снова измерить глубину снега, вспомнить, какой она была в начале зимы,

спросить, почему тогда было видно на земле растения, а сейчас нет. «Их засыпал снег, — отвечают

дети, — тогда снега было мало, сейчас много, снег глубокий». В результате таких наблюдений и

ответов на наводящие вопросы воспитателя ребята сами делают вывод: «В январе больше снега, чем в

начале зимы, он глубокий. Сильнее мороз, толще лед».

Одновременные наблюдения за изменениями в неживой и живой природе помогают пониманию

существующих между ними связей, а попытки выразить это словами способствуют развитию речи

детей.

Во время экскурсии на территорию ДОУ, проведенной в конце осени (начале зимы, воспитатель задает вопрос :

«Почему не видно насекомых?» «Они спрятались», «Они убежали», — отвечают обычно дети. Такие

ответы показывают, что они не знают еще истинной причины исчезновения насекомых и

ограничиваются лишь констатацией самого факта. Конечно, раньше воспитатель уже рассказывал, что

насекомые прячутся с наступлением холодов, но куда, и как они живут в своем укрытии, ребята

представляли смутно. Поэтому, увидев зимнее жилье насекомых собственными глазами, они

удивляются — сыпятся вопросы, высказывания.

Чтобы дети поняли, в каком состоянии находятся насекомые зимой, педагог предлагает осторожно

потрогать гусеницу: движения ее вялы, замедленны. И здесь уже без дополнительных вопросов дети

пытаются объяснить причину такого ее состояния: «Если бы было лето, она быстро бы побежала»;

«Она спит, потому что холодно стало».

Высказывания детей свидетельствуют о понимании ими связи между изменениями в неживой природе

и животном мире: «Холодно зимой, вот гусеница и спряталась в пенек»; «Она, как медведь, спит всю

зиму, потому что холодно» и т. д. Наблюдения и беседа конкретно о гусенице дают возможность

подвести детей к обобщению : «Когда становится холодно, насекомые прячутся в старые пни, коряги,

под кору деревьев и спят всю зиму».

Так же путем непосредственных наблюдений дети знакомятся с сезонными изменениями и в

растительном мире. Например, во время экскурсии на тему «Деревья зимой» они узнают о зимнем

состоянии лиственных и хвойных деревьев, а кроме того, учатся распознавать и сравнивать их по коре,

веткам, семенам. Зимой легко можно показать детям ветки, ствол, а у некоторых деревьев и почки.

Сравнивая деревья, дети устанавливают: «У березки ствол тонкий, белый, с темными пятнами, а у

липы толстый, коричневый»; «Почки у тополя длинные и липкие, а у липы маленькие, как

горошинки»; «Семена у березы похожи на червячков, а у липы, как черненькие ягодки». В процессе

беседы на экскурсии необходимо уточнить словарь детей, так как они часто не знают названий частей

дерева: называют ствол столбом, ножкой, корни — корягами.

После такой экскурсии интересно проходит занятие, на котором сравнивают ветки разных деревьев,

описывают их, а затем пытаются описать и сами деревья, употребляя при этом слова ствол, ветка,

почка, семена. В качестве наглядных пособий можно использовать сделанные детьми заранее рисунки

разных веток.

Приемы, применяемые воспитателем на таком занятии, различны: это и образец описания, и вопросы,

помогающие сравнивать ветки, и дидактическая игра «От какого дерева ветка?» Игру можно провести

по-разному. Например, воспитатель показывает изображение дерева (березы, липы, сосны, а дети

называют его и находят к ним ветки. Можно включить в игру элементы движения: несколько детей

держат картинки с изображением разных деревьев, а остальные — рисунки веток этих деревьев; по

команде воспитателя дети должны собраться вокруг своих «деревьев».

Вопросы педагога помогают ребенку не только сравнить ветки, но и находить для их характеристики

образные слова и выражения: «С чем можно сравнить семена липы?» — спрашивает воспитатель.

Дети отвечают: «Семена липы похожи на засохшие маленькие вишенки»; «У липы почки —

пупырышки». «Посмотрите, — предлагает воспитатель, — как расположены у тополя почки.» — «У

тополя почки длинненькие и идут друг за другом, как лесенка».

Своими вопросами педагог направляет умственную деятельность ребенка на вычленение типичных

признаков, характеризующих в данном случае ветку определенного дерева, на выявление причин ее

изменения. Например, при помощи соответствующих вопросов дети начинают понимать условия

распускания почек, появления листьев и цветов. Все ребята указывают на необходимость тепла; на

вопрос, распустятся ли ветки без воды, отвечают отрицательно; вспоминают, что для роста необходим

и свет. Так, продолжая работу, начатую в средней группе, воспитатель подводит детей к выводу,

который они формулируют самостоятельно : «Чтобы растение росло, цвело, нужен свет, тепло, вода».

Чтобы дети наглядно представляли состояние деревьев в разные сезоны и могли дать возможно более

полную их характеристику, целесообразно рассматривать деревья во все времена года.

Усвоению знаний о природе помогают занятия по рисованию, на которых ребята получают задание

нарисовать ветку дерева, какой она бывает в разное время года, и при этом соблюдать

последовательность изменений.

Экскурсии, целевые прогулки, специальные занятия и беседы, в ходе которых дети обобщают

результаты наблюдений, высказывают суждения, способствуют тому, что они могут уже сами сделать

выводы о некоторых особенностях растительного мира в разные сезоны: «Осенью листья опадают.

Деревья зимой стоят голые»; «Весной почки набухают. Они такие толстенькие. В них сидят листочки

и ждут, когда солнышко пригреет»; «Ель и сосна — хвойные деревья. У них вместо листьев — хвоя.

Иголки — это такие листья. Они никогда не опадают осенью».

В старшей группе необходимо показать детям влияние сезонных изменений и на жизнь живых

существ. Например, больше, чем в средней группе, ребята узнают о сезонной жизни птиц.

Воспитатель помогает им понять причины перелета птиц (они улетают из-за холода и оттого, что

зимой им нечем кормиться) и классификации их по принципу перелетные — зимующие. Нужно

уточнить и знания детей о названиях и внешнем виде птиц.

После ряда наблюдений целесообразно провести беседу о птицах с использованием игровых приемов.

Можно дать ребятам задание назвать и описать по картинкам птиц, сгруппировать зимующих и

перелетных, рассказать об охране птиц. Опираясь на знания, полученные путем наблюдений, дети

хорошо справляются с поставленной задачей.

Различные наблюдения, проведенные в течение зимы, подготавливают детей к восприятию

особенностей, своеобразия весеннего и летнего времени года, дают возможность понять прежде всего

динамику и последовательность происходящих изменений. Тесная связь двух групп явлений: резкие

изменения в неживой природе в начале весны и бурный рост растительности в разгар весны и летом —

вот что должно стать основным при ознакомлении детей старшей группы с природой в эти времена

года.

Постепенно все большее внимание педагог уделяет развитию самостоятельности детей при

наблюдении за природой : умению самим заметить происходящие изменения, понять их причину,

выразить понятое в речи. Этой цели подчинены и вопросы воспитателя, например: «Какое время года

наступает после зимы?»; «Что изменилось в природе; «Чем отличается весна от зимы?» и т. п.

Выяснив, чем отличается наступающее время года от предыдущего, какова причина наступающих

изменений, какова последовательность развития явлений неживой природы и растительного мира,

дети уже могут устанавливать определенные связи: одновременность протекания нескольких явлений,

последовательность изменений, подчинение их общей причине — зависимости от изменений неживой

природы.

Как уже говорилось, для сравнения двух смежных сезонов и выделения их характерных особенностей

целесообразно проводить экскурсии, прогулки на одно и то же место в разную погоду, в разные

времена года, в начале, в середине и в конце сезона. Наблюдения, которые делают дети на экскурсиях

и прогулках, стимулируют развитие их умения сравнивать, выделять причины, следствия и

последовательность изменений. Многократные наблюдения помогают установить определенные

закономерности в сезонных изменениях. Приучая ребят чувствовать и постепенно осознавать

перспективу изменений природы, педагог одновременно ведет работу по развитию у них связной речи,

учит их выражать воспринятое словами. Если необходимо, он подсказывает нужное слово - название

самого явления или его состояния (оттепель, моросит, оседает, зеленеет, цветет).

Вот примеры речи детей.

Таня (раскрывает перспективу весеннего развития растительности) : На деревьях почки набухают.

Некоторые так набухли, что немножечко времени пройдет, и они лопнут. И появятся зелененькие,

молоденькие листочки. Все зазеленеет».

Наташа (о причине таяния снега) : «Наступила весна. Весну делает солнышко. Оно пригревает, и все

тает. Весной становится снег грязный. Он тает и бегут ручьи».

Ознакомление детей с сезонными изменениями в неживой природе и в растительном мире

происходит, главным образом, непосредственным путем, но при знакомстве с жизнью животных это

почти невозможно, и потому широко используются художественная литература, рассказы педагога,

иллюстрации, картины.

Знания детей о жизни зверей в разные времена года ограниченны, случайны, а часто и неправильны.

Так, некоторые ребята не представляют себе, как заяц меняет шерсть, понимают это буквально («одну

снимет, другую наденет»). Многие убеждены, что медведь потому сосет лапу, что там у него мед.

Чтение художественной литературы, беседы вызывают интерес у ребят к различным сторонам жизни

животных. Для расширения знаний детей о жизни зверей зимой, например, педагог может провести в

старшей группе три последовательных занятия: просмотр диафильма «Зима в лесу», рассматривание

картины с изображением зайцев, беседу «Зима в лесу». Рассматривание картины соединяется с

чтением рассказов Л. Н. Толстого «Зайцы», «Русак». Это помогает ребятам составить рассказ по

картине. Беседа «Зима в лесу» обобщает и дополняет их знания о жизни животных зимой.

Для бесед с детьми могут быть использованы отрывки из книг Д. Зуева «Времена года», Д.

Кайгородова «Родная природа», И. Соколова-Микитова «От весны до весны».

Более систематическими в старшей группе становятся наблюдения за сезонным трудом людей, при

этом особо подчеркивается роль человека и его труда в охране и преобразовании природы.

Наблюдения дополняются трудом самих детей, которые уже понимают, зная зависимость жизни

растений от сезонных условий, что трудовые процессы будут различны в разное время года: «В начале

весны снег к деревьям пригребают, чтобы им больше воды досталось»; «Осенью листья собирают и

сжигают, чтобы вредителей уничтожить».

В средней группе усложняется труд детей в огороде, цветнике, саду, он становится и более

разнообразным. Это может быть повторная перекопка гряд (первая делается взрослыми, удобрение

цветника, ягодника, посев семян и высадка рассады однолетних и многолетних растений, прополка

гряд, рыхление земли и т. д.

Труд в природе помогает детям самостоятельно определить, в чем нуждается растение. Высказывания

ребят свидетельствуют о том, что им доступно понимание зависимости состояния растений от условий

окружающей природы, например от погоды: «Если летом долго дождя не бывает, то цветы засыхают»;

«Как полил дождик огурчики, они сразу обрадовались и начали расти».

Для приобретения более глубоких знаний о свойствах живой и живой природы целесообразно

проводить различные опыты, элементарное экспериментирование.

В старшей группе воспитатель может делать с ребятами опыты на замораживание воды, оттаивание

льда.

Во время этих опытов дети как бы заглядывают внутрь происходящих изменений. Вначале они

неправильно отвечают на вопрос о причине изменений состояния воды, путают причину и следствие,

дают случайный ответ, констатируют явление, не выделяя причину и последовательность изменений

(«Почему вода замерзла?»«Потому что теперь лед стал»; «Потому что она вода»). Своими

вопросами: «Что изменилось? Что было сначала, что стало потом? Почему так случилось?» — педагог

стимулирует детей к объяснению. Соединение повседневных наблюдений со специальными опытами

помогает детям практически усвоить причины изменений и самостоятельно сформулировать вывод:

«От тепла снег тает»; «От холода вода замерзает, лед — это замерзшая вода». Таким образом ребята

подводятся к пониманию зависимости состояния воды от температуры.

Постепенно дети начинают замечать и правильно оценивать различные явления природы : «Когда

мороз, то снег сухой и скрипит, а нет мороза — он мокрый»; «Мы утром шли с папой, а снег скрипел

под ногами. Утром всегда бывает холодней, чем днем». Эти высказывания свидетельствуют о

сознательном усвоении и понимании ими определенных закономерностей в природе.

В летнее время интересно проходят опыты, помогающие установить зависимость состояния растения

от количества влаги в почве, от особенности почвы. Воспитатель объясняет, что в жаркую сухую

погоду поливать растения нужно больше, и обращает внимание на то, как быстро вянет, опускает

листья растение, которое забыли полить. А чтобы показать, почему разные почвы поливают по-

разному, можно проделать такой опыт. В три мензурки помещают песчаную, глинистую почву и

чернозем. Дети наглядно убеждаются, какая из этих почв быстрее пропускает влагу, каковы свойства

земли, насыщенной влагой, и сухой, и др.

Живая природа это интересный, сложный и удивительный мир.

Природа является

источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто

запоминаются на всю жизнь.

Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака,

яркое солнце, падающий снег

все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Наша задача воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

Актуальность моей темы заключается в том, чтобы не только познакомить детей с

животным и растительным миром родного края, но и подвести к тому, что природа и ее обитатели

это живая часть мира, которую нужно беречь, любить.

Работа с детьми:

Сентябрь:

Беседы на темы «Приметы осени»,

Чтение стихотворений об осени,

Рассматривание осенних деревьев,

Рассматривание иллюстраций осеннего леса.

Октябрь:

Беседы на темы «Что нас окружает?», «Удивительный лес».

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Д/и «Чей след?», «Чей хвост?».

Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка

«Животные леса»

Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,

И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.

Ноябрь:

Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»

Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о

птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.

Д/и «Птичье лото», «Чей клюв?», «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».

Кормления птиц на прогулке.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Художественно

е творчество: рисование «Птицы нашего посёлка», «Птица,

придуманная мною»;

П/и «Совушка», «Летает

не летает».

Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов

Микитов «Весна в

лесу», В. Бианки «Чей нос лучше?», М. Зверев «Лесные доктора».

Декабрь:

Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу?», «Жизнь птиц зимой»,

«Что такое заповедник?», «Красная книга».

Экспериментирование с водой.

Д/и «Кто, где живет?», «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел?»,

Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»;

аппликация «Синички».

Изготовления и украшение кормушек для птиц.

Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу

Январь:

Беседы на темы «Водоемы родного края».

Составления рассказов о рыбах.

Рассматривание иллюстраций о реке.

Экспериментирование с

водой.

Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба?».

Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки».

Чтение: загадывание загадок о рыбах.

Февраль:

Беседы на темы «Кто такие рыбы?», «Как нужно вести на природе.

Экспериментирование с ветром.

Художественное творчество: аппликация «Морское царство».

Чтение о природе родного края.

Март:

Беседы на темы «Хвойные деревья», «Где растения любят жить?»,

«Путешествие растений».

Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях, растениях занесенных в

красную книгу.

Экскурсия в парк.

Д/и «Чья шишка?», «Чьи листья?», «Найди дерева по семенам»

Художественное творчество: аппликация

«Во поле береза стояла».

Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.

Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов.

Апрель:

Беседы на темы : «Зачем нужно беречь природу, «Зеленая аптека»

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок?».

Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».

Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях.

Май:

Беседы по темам: «Изменения в жизни растений весной», «Первые

весенние цветы»

Рисование подснежника.

Рассматривание иллюстраций на весеннюю тематику

Чтение художественной

литературы о весне.

Работа с родителями:

Сентябрь:

Беседы на темы «Что нас окружает?

Октябрь:

Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе»,

«Сокровища леса».

Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и

родителей) .

Ноябрь:

Домашние задания (

составить кроссворд о природе и нарисовать

ответы) .

Март:

Фотовыставка «природа

наш дом родной».

Май: Выставка фотографий «Наши добрые дела»

Публикации по теме:

Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем Патриотическое воспитание дошкольников является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой»Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного.

Фотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДДФотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДД Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я ознакомила вас с проектом на тему «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного.

Консультация для педагогов «Патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем» Любовь к Родине – не отвлеченное понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры. Толстой А. Н За последнее.

Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа - не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста» Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду.

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях ФГОС» Актуальность выбранной темы В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Самообразование на тему «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 21:21
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Самообразование на тему «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»» (включая файлы) размещена пользователем раисат мухутова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД