Получи документы

Сценарий культурно-досуговой деятельности «Русские посиделки» для детей старшего возраста

Лаврова Марина Евгеньевна
Сценарий культурно-досуговой деятельности «Русские посиделки» для детей старшего возраста

Цель: создание условий для закрепления представлений детей дошкольного возраста об особенностях русской народной культуры; вовлечение родителей воспитательно-образовательный процесс.

Задачи:

Образовательные задачи:

- формировать мотивацию у детей к познанию народной культуры;

- обобщить представления детей о русской народной культуре, русских народных традициях;

Развивающие:

- привлекать детей к подготовке и проведению культурно-досугового мероприятия;

Публикация «Сценарий культурно-досуговой деятельности „Русские посиделки“ для детей старшего возраста» размещена в разделах

- развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память;

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, уважение к народной культуре, традициям и обычаям русского народа;

- поддерживать интерес у детей дошкольного возраста к совместной досуговой деятельности со взрослыми и сверстниками.

Материалы и оборудование:

мультимедийный ряд: презентация «Русский народный костюм» (женский и мужской, «Русский народный женский головной убор»;

литературный ряд: сказка «Сарафан в гостях у рубахи»;

музыкальный ряд: аудио запись «Русская плясовая», «Русская народная», «Калинка»;

дополнительный материал: информационно-коммуникационные средства: проектор, мультимедийный экран, ноутбук; сундук, 2 куклы, 2 комплекта русской народной одежды, комплект русской народной одежды (сарафан, рубаха, пояс, лапти, сапоги, валенки, кокошник, канат, платок, музыкальные инструменты – деревянные ложки.

Планируемый результат: Создан положительный эмоциональный настрой детей и родителей; дети проявляют интерес к совместной досуговой деятельности, активно участвуют в ее проведении; дети имеют представление об особенностях русской народной культуры, традициях и обычаях русского народа; дети проявляют коммуникативную культуру; родители вовлечены в воспитательно-образовательный процесс.

Ход мероприятия

(Звучит русская народная мелодия. Под музыку входят дети)

Ребенок 1: Начинаем, начинаем!

Всех на праздник приглашаем!

И девчонок, и мальчишек,

И тихонь, и шалунишек!

Ведущий:

Здравствуйте, гости дорогие.

Очень рады, что пришли, для нас времечко нашли!

На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

Ведущий: Наша встреча посвящена некоторым особенностям русской народной культуры, которая является источником творчества и вдохновения. Изучив русскую народную культуру, можно узнать многое о традициях и обычаях нашего народа.

Сегодня мы с вами поиграем, потанцуем, споем частушки и поводим хороводы. Вспомним как наши предки проводили свое свободное время.

Ребенок 2: В старину собирались люди в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, говорили шутки-прибаутки.

Ведущий: Ребята, кто из вас знает шутки-прибаутки?

Ребенок 3: Я медведя поймал!

Так веди сюда!

Не идет!

Так сам иди!

Да он меня не пускает!

Ребенок 4: Ты пирог съел?

Нет, не я!

А вкусный был?

Очень!

Ведущий: Давайте поговорим о том, какую одежду носили на Руси.

Презентация мужского русского народного костюма

Ребенок 5: На Руси мужчины носили порты и рубаху. Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.

Ребенок 6: Самой распространенной обувью были лапти и сапоги. Сапоги считались праздничной обувью и шили их из кожи.

А повседневной обувью были лапти. Лапти - обувь очень удобная. Плели их из лыка разных деревьев и даже из соломы и веревок. Изнашивались лапти за 3-4 дня, поэтому их надо было очень много.

Презентация женского русского народного костюма

Ведущий: А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.

Ребенок 7: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

Ведущий: Сейчас я предлагаю детям и гостям подойти к столам и поиграть в игру «Одень кукол».

Игра «Одень куклу в русский народный костюм»

(Из предложенной одежды необходимо выбрать элементы русского народного костюма и одеть кукол)

Ведущий:

Веселимся мы, играем,

И нисколько не скучаем.

Ждет вас новая игра –

«Золотые ворота»!

Игра «Золотые ворота

(Выбирают двух игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Остальные игроки встают цепочкой, держась за руки и проходят под «воротами». При этом напевают:

Золотые ворота пропускают не всегда.

Первый раз - прощается, второй раз - запрещается,

А на третий раз - не пропустим вас!

На последних словах «ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Цепочку при этом разрывать нельзя. Пойманные, образуют новые «ворота».

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают)

Ведущий:

Ох! Ребята, что за диво,

Как чудесно и красиво!

На телеге проезжали

И сундук вдруг потеряли.

Эй! Заглянем в сундучок,

И узнаем, что есть что…

Разгадывание загадок.

(Дети и родители разгадывают загадки и находят необходимые предметы, разложенные в сундуке)

Каждый день поутру

Надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовётся (Сарафан) Что же это за одежда:

С четырьмя отверстиями.

В одно входишь,

А в три выходишь. (Рубаха) Днём обручем,

Ночью змеёй. (Пояс)

Он украшает голову,

На цветок похож.

Весь расшит узорами,

Уж очень он хорош.

(Кокошник)

Головной убор крестьянки

Выбирали себе сами:

И работать, и гулять -

Что же нужно повязать?

Собирали в узелок

Из материи. (Платок)

Что за головной убор

Мужчины носят с давних пор?

С курткой, пиджаком, рубашкой

Любят надевать. (Фуражку)

Сижу верхом,

Не знаю на ком.

Знакомца встречу –

Соскочу, привечу.

(Шапка)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди,

И плели из лыка,

А чтоб с ножки не спадали,

Их верёвкой привязали. (Лапти) Из липы свито

Два арапа, родные брата,

Ростом по колено,

Везде с нами гуляют

И нас защищают. (Сапоги)

Треплют, катают,

А зиму таскают. (Валенки)

Ведущий: Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.

Драматизация сказки «Сарафан в гостях у рубахи»

(Звучит русская народная мелодия)

Ведущий (Рассказчик) : Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.

Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.

Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.

Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?

Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а, чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.

Ведущий:

А вы, добры молодцы, что призадумались? Призадумались, закручинились?

Вижу, вижу, что и вам поиграть захотелось.

И для вас у меня есть игра-забава, где силушку богатырскую надо показать.

Игра- забава «Перетягивание каната»

(Участники делятся на 2 команды, при перетягивании каната, переход одной команды через условную линию обозначает проигрыш)

Ведущий:

А сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц.

Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучаешься.

Выходите, ладушки – красавицы. Покажите свое мастерство.

Ребенок 10:

Эй, берите ложки,

Эй, берите дудки,

Эй, берите колотушки,

Эй, берите бубенцы,

Будем, будем играть

И всех потешать!

Исполнение на «народных» инструментах - деревянных ложках «Калинку»

Ведущий: А теперь вспомним, в каких головных уборах ходили женщины?

Презентация головного женского убора

Ребенок 1: Кокошник - русский народный головной убор, это праздничный головной убор, его украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, а богатые – драгоценными камнями.

Ведущий: Русь с давних пор славилась своими платками. Раньше девушки, собираясь на посиделки, накидывали на плечи платки, пели песни и водили хороводы.

Ребенок 2: Оренбургский пуховый платок или шаль используется в повседневной носке, он очень теплый и мягкий.

Ребенок 3: Это паутинка и палантин. Они белые. Их надевают на праздники.

Ребенок 4: Павловский платок может быть шерстяным и полушерстяным, украшен гирляндами и букетами цветов.

Ведущий: На Руси платки не только носили, с ними еще играли. Приглашаю всех поиграть в игру «Платочек».

Подвижная игра «Платок»

(Звучит аудиозапись «Русская плясовая»)

(Участники встают в круг, закрывают глаза – «спят». Ребёнок с платком идё т за кругом и проговаривает:

Прячу, прячу я платок под калиновый кусток,

А кто зореньку проспит, тот за мною побежит.

Тот, у кого за спиной оказывается платок, бежит за водящим, пытаясь коснуться убегающего платком. Если водящий успел встать на свободное место, то-ребёнок с платком становится водящим)

Ведущий:

Мы веселились и плясали, очень весело играли!

Вот так веселился народ в старину.

А наше развлеченье подошло к концу.

А мы к столу всех приглашаем

Пирогами угощаем!

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте.

Под музыку начинается чаепитие

Публикации по теме:

Планирование культурно-досуговой деятельности. Развлечения. Часть 2 Планирование культурно - досуговой деятельности. Развлечения. Часть 2. 18. «Рождество Христово». Литературно – музыкальная композиция.

Планирование культурно-досуговой деятельности. Развлечения. Часть 1 "Планирование культурно - досуговой деятельности". Развлечения. ЧАСТЬ 1. 1. «День знаний». Развлечение в старше – подготовительной группе.

Конспект досуговой деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по произведениям С. Я. Маршака» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое».

Организация развлечений как форма культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возрастаОрганизация развлечений как форма культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укреплении их здоровья. Задача педагогов нашего детского сада – организовать времяпровождения.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средней группе. Часть 1 Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период в средней группе. Часть 1. Тема недели. «Солнце, воздух и вода – наши.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средней группе. Часть 2 Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средней группе. Часть 2Тема недели. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в старшей группе Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период в старшей группе Тема. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». «ДЕНЬ.

Планирование культурно — досуговой деятельности на летний период во второй младшей группе Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период во второй младшей группе Тема. "ЛЕТО КРАСНОЕ - ПРЕКРАСНОЕ!"Развлечение.

Планирование культурно-досуговой деятельности. Праздники Планирование культурно - досуговой деятельности. Праздники. 1. «Осенние чудеса». Праздник Осени в группе раннего возраста. 13.10.17 Цель.

Развлечение в рамках познавательно-творческого проекта для детей старшего дошкольного возраста «Русские посиделки»Развлечение в рамках познавательно-творческого проекта для детей старшего дошкольного возраста «Русские посиделки» Познавательно-творческий проект для детей старшего возраста «Русские посиделки» Цель: Приобщить детей старшего дошкольного возраста к истокам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий культурно-досуговой деятельности «Русские посиделки» для детей старшего возраста
Опубликовано: 2 июня 2022 в 16:12
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий культурно-досуговой деятельности «Русские посиделки» для детей старшего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Лаврова Марина Евгеньевна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД