Лучший педагог года

Служба медиации в школе — от теории к практике

Берестенникова Елена
Служба медиации в школе — от теории к практике

«Служба медиации в школе – от теории к практике»

МЕДИАЦИЯ – это способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

МЕДИАТОР – третья сторона, участвующая в процессе медиации, посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения, фокусирует стороны на их интересах и способствует поиску взаимовыгодного решения проблемы.

Публикация «Служба медиации в школе — от теории к практике» размещена в разделах

ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ (СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ)– способ разрешения противоречий в образовательном социуме с применением воспитательных, образовательных практик, а также непосредственным применением процедуры медиации. Медиатор – третья сторона, участвующая в процессе медиации, посредник между конфликтующими сторонами, который облегчает процесс общения, фокусирует стороны на их интересах и способствует поиску взаимовыгодного решения проблемы.

ПРОЦЕДУРА МЕДИАЦИИ направлена на диалог и делает обе конфликтующие стороны активными участниками разрешения конфликта. Особым преимуществом медиации является то, что основой данного метода является уважение к личности, добровольное участие и волеизъявление, свобода выработки и принятия решений, возможности защиты и удовлетворения интересов всех сторон при условии предоставления им равных прав.

Медиация альтернативна любому директивному способу разрешения споров, когда конфликтующие стороны лишены возможности влиять на исход спора, а полномочия на принятие решений по спору делегированы третьему лицу. Медиация особенно эффективна в тех случаях, когда необходимо разрешить спор и при этом восстановить или сохранить отношения между людьми

Цели службы медиации в школе

Цели школьной медиации:

создание безопасной среды, благоприятной для развития личности с активной гражданской позицией, умеющей принимать решения и отвечать за свои поступки;

воспитание культуры конструктивного поведения в конфликте, основанной на медиативном мировоззрении, в основе которого лежит признание ценности человеческой жизни, уникальности каждой отдельной личности, принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов (но не в ущерб чужим интересам);

улучшение качества жизни всех участников учебно-воспитательного процесса с помощью медиативного подхода, основывающегося на позитивном общении, уважении, открытости, доброжелательности, взаимном принятии как внутри групп взрослых и детей, так и между этими группами.

«Нормативно-правовое обеспечение»

«Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», принятая Указом Президента РФ №761 01.06.2012 г.

Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 год».

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

ФГОС среднего (полного) общего образования.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

«Принципы медиации»

1. Принцип нейтральности медиатора. Медиатор (посредник) не решает, кто прав, а кто виноват, его задача организовать процесс эффективного обсуждения проблемы. Медиатор беспристрастен по отношению ко всем сторонам конфликта и не заинтересован в каком-то конкретном решении. Именно поэтому он не советует и не принимает решений за стороны, а стимулирует их самих к поиску взаимовыгодного выхода из ситуации.

2. Принцип добровольности. Стороны добровольно принимают участие в процедуре медиации. Все участники переговоров (в том числе медиатор) могут выйти из процесса в любой момент. На медиации все происходит с согласия сторон, включая принятие решения, за реализацию которого они сами несут ответственность.

3. Принцип конфиденциальности. Медиатор не имеет права разглашать информацию, полученную в ходе медиации, без согласия сторон. Часто стороны при содействии медиатора заключают друг с другом соглашение о конфиденциальности, если в этом есть необходимость. Конфиденциальность в медиации помогает сторонам «сохранить лицо» и почувствовать себя защищенными, что очень важно в ситуации конфликта.

4. Принцип равноправия. Каждый из участников имеет равное право высказываться, принимать участие в разработке, обсуждении и принятии конечного решения. Медиатор уделяет каждому равное количество времени и внимания.

«Алгоритм работы»

1. Вступительное слово медиатора. Медиатор:

– объясняет, что такое медиация, ее принципы (особое внимание обращается на принцип конфиденциальности);

– излагает правила поведения участников;

– разъясняет право медиатора проводить кокусы;

– выясняет мнение присутствующих о том, все ли стороны, от которых зависит принятие решения, присутствуют на переговорах;

– предлагает участникам подписать соглашение об участии в медиации.

2. Презентации сторон. Медиатор предлагает сторонам по очереди рассказать, как они видят сложившуюся ситуацию, что чувствуют, и что хотят получить в результате переговоров. Каждой стороне он дает обратную связь в технике «эхо-повтор», структурируя услышанную информацию.

3. Дискуссия по выработке вопросов для переговоров. На этом этапе медиатор предоставляет право всем участникам дать свою оценку происшедшему и выразить те чувства, которые у них возникли. Возможность откровенно и корректно говорить о своих чувствах повышает у сторон доверие к самому процессу медиации. Главная задача на этом этапе – достичь согласованной формулировки проблемы (принимаемой всеми сторонами).

4. Кокус. Если медиатор чувствует, что конфликтующие стороны что-то недоговаривают (или умышленно скрывают, он может объявить о необходимости проведения кокусов – бесед с каждой стороной поочередно. Одна или обе стороны могут сообщить в кокусах сведения, которые, по их мнению, не должны быть известны другой стороне. Поэтому медиатор по окончании кокуса должен обязательно уточнить, что именно из сказанного может быть высказано в присутствии другой стороны при продолжении медиации. На данном этапе (в том числе в кокусах) констатируются интересы участников; при этом медиатор старается выявить точки сближения или прямого пересечения позиций и интересов сторон.

5. Дискуссия по выработке предложений. Стороны вырабатывают решение, устраивающее их. Медиатор проверяет его на реалистичность, обсуждает дальнейшие шаги, 36 если решение не будет исполнено. Успех работы на этом этапе во многом зависит от интеллектуальных возможностей сторон (если хотя бы одна из сторон не способна к рациональному рассуждению, медиация бесполезна). Также на результативность процесса влияет и искусство медиатора, помогающего генерировать конструктивные идеи

6. Подготовка и заключение соглашения. На данном этапе происходит проверка выдвинутых предложений на реальность, окончательное редактирование письменного текста, устраивающего в равной степени все стороны. Затем обсуждаются меры, которые могут быть приняты каждой из сторон в случае нарушения соглашения.

7. Выход из медиации. Медиатор благодарит стороны за конструктивную успешную работу, выражает надежду, что и он оправдал доверие сторон и т. п. Задача этого этапа – получение медиатором через «обратную связь» информации о результатах работы. Стороны оценивают: – насколько они удовлетворены достигнутым соглашением; – насколько они удовлетворены самой процедурой переговоров с участием медиатора; – свое эмоциональное состояние: стало ли им легче после сеанса медиации, упало или, наоборот, возросло психологическое напряжение и т. д.

8. Профилактика постконфликта. На данном этапе осуществляется отслеживание дальнейшего развития ситуации. На этом этапе оценивается реальная результативность медиации (действительно ли стороны стараются исполнять достигнутое соглашение, возможность оказания дальнейшей помощи (провести еще одну медиацию, направить на психологическую консультацию и т. п.).

«Восстановительные программы»

Круг ответственности (Профилактический Круг) — первичная профилактика, когда явного конфликта нет, но есть риск его возникновения в дальнейшем

«Программа примирения» — урегулирование конфликтов между школьниками (учащимися).

«Восстановительная медиация» — урегулирование конфликтов между педагогами и родителями, а также учащимися и педагогами.

«Круг сообщества» — урегулирование групповых конфликтов в классе или внутри группы родителей класса через обращение к нравственным ценностям, достижение договоренности и взаимной ответственности.

«Разбор кейса»

В школе возник конфликт между учителем и двумя учениками. Во время урока две ученицы в классе рассмеялись, когда учитель рассказывал ребятам о блокаде Ленинграда в ВОВ. Учителя возмутило поведение девочек, так как он в это время говорил о том, как голодали дети в тот период. Учитель попросила выйти их из класса, ученицы стали возмущаться, тогда педагог предупредила, что если они не выйдут, то больше она у них не будет вести уроки. Девочки в ответ сказали, что и сами не станут ходить на урок.

Разбор кейса по алгоритму.

Полезные ссылки, источники

http://www.8-926-145-87-01.ru/создать-службу-примирения

Педагог-психолог Е. И. Берестенникова

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Школьная служба медиации: от идеи к действиямШкольная служба медиации: от идеи к действиям Попов Андрей Александрович руководитель школьной службы медиации, медиатор-практик, педагог-психолог Попова Регина Николаевна специалист.

«Военная служба». Сценарий праздника к Дню защитника Отечества Ведущая: Сегодня мы отмечаем важный государственный праздник - День Защитника Отечества. Этот праздник всех военных. Они защищают нашу Родину,.

Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики»Фотоотчет о конференции «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные аспекты теории и практики» 30 ноября-1 декабря в г. Новосибирске состоялась IX Международная конференция «Воспитание и обучение в современном обществе: актуальные.

Мероприятие в подготовительной к школе группе «Что такое пожарная служба?»Мероприятие в подготовительной к школе группе «Что такое пожарная служба?» На кануне Дня пожарной службы в подготовительной к школе группе было проведено интересное и познавательное занятие "Что такое пожарная служба?.

Фотоотчёт «ДПС — детская патрульная служба в старшей группе»Фотоотчёт «ДПС — детская патрульная служба в старшей группе» Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно мы воспитатели.

Классный час «Знакомство со школьной службой медиации» Классный час:«Знакомство со ШКОЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ МЕДИАЦИИ» Организационный момент Вступительное слово Люди всегда старались понять мир и друг.

Мастер-класс по изготовлению макета «Пожарная служба»Мастер-класс по изготовлению макета «Пожарная служба» Назначение: данную работу можно выполнить с детьми при изучении темы "Профессии" и на занятиях по ОБЖ. Задачи: - закрепить навыки работы.

Наглядное дидактическое пособие по пожарной безопасности для воспитанников и их родителей «Служба 01»Наглядное дидактическое пособие по пожарной безопасности для воспитанников и их родителей «Служба 01» Данное пособие служит как наглядность для детей на занятии по ОБЖ,и расположено в свободном доступе для родителей. Каждый желающий может.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Служба медиации в школе — от теории к практике
Опубликовано: 8 ноября 2023 в 18:03
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Служба медиации в школе — от теории к практике» (включая файлы) размещена пользователем Берестенникова Елена на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД