МААМ-картинки

Способы формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Таcлима Садыкова
Способы формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования

Садыкова Т. Н.

Sadykova T. N.

г. Челябинск

Chelyabinsk

СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

METHODS OF FORMING AND EVALUATING THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF A PRESCHOOL TEACHER

Аннотация: в статье представлены основные способы (формы методической работы, которые позволяют сформировать профессиональные компетенции педагогических работников дошкольных образовательных организаций.

Публикация «Способы формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования» размещена в разделах

Abstract: the article presents the main methods (forms of methodological work) that allow the formation of professional competencies of teaching staff of preschool educational organizations.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность педагога, профессионально-образовательные компетенции, социально-статусные компетенции, способы формирования профессиональной компетентности, формы методической работы.

Key words: competence, professional competence of a teacher, professional and educational competencies, social and status competencies, ways of forming professional competence, forms of methodological work.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) подчеркивается, что государством должно быть обеспечено равенство возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. При этом дошкольная образовательная организация должна способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагога как условия достижения качества дошкольного образования (п. 3.2.6 ФГОС ДО) [7]. В научных исследованиях проблема профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования рассматривается в работах И. Н. Асаевой, Л. Н. Атмаховой, О. Ю. Дедовой, Г. И. Захаровой, С. Г. Молчанова, Т. А. Сваталовой, О. В. Тихомировой и других.

Мы придерживаемся подхода С. Г. Молчанова, который рассматривает компетентность как комплекс профессионально-образовательных и социально-статусных компетенций педагога. Профессионально-образовательные компетенции обеспечивают передачу содержания образования посредством обучения (как результат – образованность личности, или уровень обученности, социально-статусные – содержания социализации посредством воспитания (как результат – социализованность, или воспитанность личности). В соответствии с этим педагог должен обладать профессионально-образовательными компетенциями для передачи содержания образования (обучения, и социально-статусными для передачи содержания социализации (воспитания) [6].

Проблема профессиональной компетентности педагога дошкольного образования предусматривает изучение способов формирования профессионально-образовательных и социально-статусных компетенций педагогических работников. С связи с этим важно выделить формы и методы методической работы, которые будут способствовать повышению уровня профессиональной компетентности педагогических работников.

И. Н. Асаева предлагает модель поэтапного процесса формирования профессиональной компетентности педагога через систему повышения квалификации. В основе модели поэтапного процесса формирования профессиональной компетентности педагога И. Н. Асаевой лежат такие способы, как проблемные вопросы, задачи, кейсы, педагогические ситуации, требующие применения теоретических представлений, а также способы общения и взаимодействия (дискуссии, обсуждения, дебаты) [1].

Г. И. Захарова в качестве средства формирования профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования предлагает тренинг, который дает возможность для развития практических умений и навыков общения с обучающимися, с родителями, с коллегами – всеми субъектами образовательного процесса, для формирования знаний в различных областях педагогики и психологии, методики обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Тренинг основывается на комплексе упражнений, которые имеют практико-ориентированную направленность [4].

Л. Н. Атмахова считает, что способы формирования профессиональной компетентности определяются методической службой дошкольной образовательной организации и включают в себя большое разнообразие форм и методов методической работы. Методическая служба как самостоятельное структурное подразделение дошкольной образовательной организации ориентирована, в первую очередь, на повышения уровня квалификации педагога посредством таких форм, как педагогический совет, творческая группа, творческая мастерская и другие [2].

О. Ю. Дедова рассматривает психологические условия и механизмы развития профессиональной компетентности педагога в контексте непрерывного образования (дошкольного и начального). Автора выделяет такие формы методикой работы, как семинар, методическая мастерская, ведение «Дневника индивидуальной образовательной траектории», совместное обучение в форме деловой игры, мозгового штурма, дискуссии, круглого стола и других активных форм взаимодействия педагогов ДОО [3].

Т. А. Сваталова раскрывает содержание работы по формированию профессиональной компетентности в рамках программы дополнительного профессионального образования. Основные формы организации обучения педагогов – это лекции, семинары (проблемные, дискуссионные, практико-ориентированные, самостоятельная работа педагогов по итогам освоения учебных модулей программы, выполнение различных творческих работ и заданий, проектов с последующей их презентацией и обсуждением [8].

С. Г. Молчанов предлагает для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников такую форму работы, как социализационное занятие. Данный способ наиболее эффективен в работе по формированию социально-статусных компетенций, профессионально важных качеств педагогов. С. Г. Молчанов выделяет несколько видов занятий в зависимости от контента (содержания): занятия на основе изображений, формирующих представления о социальных компетенциях (images-self-teach); занятия на основе видеоматериалов (video-self-teach); занятия на основе аудиоматериалов (audio-self-teach); занятия на основе индивидуальных и групповых проектов [5].

Методика images-self-teach, video-self-teach, audio-self-teach С. Г. Молчанов определяет как «интенсивное дидактическое воздействие посредством изображений, видео и аудиоматериалов, вызывающее рефлексию и как следствие изменение вектора социальных эмоций, приводящих к увеличению и формированию представлений об общественно значимых компетенциях». Социализационные занятия с педагогами дошкольной образовательной организации могут использоваться как способы формирования представлений о компетенциях, входящих в структуру профессиональной компетентности педагогических работников.

Одной из форм формирования профессиональной компетентности педагогов является проект. В работе педагога дошкольного образования проектная деятельность может быть организована: с целью обучения и воспитания детей дошкольного возраста; с целью организации взаимодействия с родителями; с целью повышения уровня компетентности в самообразовании и методической работе.

Таким образом, в научных исследованиях предлагаются различные подходы к пониманию способов формирования профессиональной компетентности педагогических работников. Предлагаются такие формы и методы, как проблемные вопросы, задачи, кейсы, педагогические ситуации, педагогический совет и творческая группа, творческие мастерские, дневник индивидуальной образовательной траектории, совместное обучение, тренинг, социализационные занятия и проекты, лекции, семинары, выполнение различных творческих работ и заданий.

Список использованных источников

1. Асаева, И. Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации : автореф. дис.. канд. пед. наук : 13.00.07 / И. Н. Асаева ; Ур. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 23 с.

2. Атмахова, Л. Н. Организация деятельности методической службы как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ : автореф. дис.. канд. пед. наук : 13.00.07 / Л. Н. Атмахова ; Ур. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – 23 с.

3. Дедова, О. Ю. Психологические условия и механизмы развития профессиональной компетентности педагога непрерывного образования : дошкольного и начального : автореф. дис.. канд. пс. наук : 19.00.07 / О. Ю. Дедова ; Нижегор. гос. пед. ун-т. – Нижний Новгород, 2012. – 28 с.

4. Захарова, Г. И. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения средством психолого-педагогического тренинга : автореф. дис.. канд. пед. : 13.00.01, 13.00.08 / Г. И. Захарова. – Челябинск, 1999. – 24 с.

5. Молчанов, С. Г. Video-self-teach и другие социализационные занятия с родителями : опыт классификации / С. Г. Молчанов // Детский сад от А до Я. – 2017. – № 5. – С. 6-11.

6. Молчанов, С. Г. Профессионально-педагогическая компетентность современного работника дошкольного образования / С. Г. Молчанов, Т. Н. Садыкова // Детский сад от А до Я : Научно-методический журнал для педагогов и родителей. – 2018. – № 5 (95). – С. 53-58.

7. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс]. –https://base.garant.ru/77677348/

8. Сваталова, Т. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в системе дополнительного профессионального образования : повышения квалификации : автореф. дис.. канд. пед. наук : 13.00.07 / Т. А. Сваталова ; Челяб. гос. пед. ун-т. – Челябинск,

2009. – 26 с.

Публикации по теме:

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Консультация для педагогов «Самообразование педагога — одна из составляющих его профессиональной компетенции» Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразование во всех областях. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали.

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Консультация «О курсовой подготовке и профессиональной переподготовке педагога» Современный педагогический работник дошкольной образовательной организации постоянно совершенствует свои профессиональные качества и компетенции.

Портфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентностиПортфолио воспитателя как средство мониторинга его профессиональной компетентности Портфолио воспитателя, как средство мониторинга его профессиональной компетентности Сегодня в условиях модернизации образования, повышения.

Проблемы формирования компетентности будущих учителей начальной школы Проблема формирования профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов,как элемента гуманизации педагогического образования,.

Спасибо МAAM за мою победу в районном конкурсе «Лучший блог педагога дошкольного образования»! Вот и год незаметно пролетел, с того момента, как я зарегистрировалась и открыла свой профиль на образовательном портале МААМ. ru. Могу себя.

Театрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольниковТеатрализованные игры как средство формирования коммуникативной компетентности старших дошкольников .

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Способы формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования
Опубликовано: 7 января 2023 в 17:32
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Способы формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Таcлима Садыкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД