Папки-передвижки

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектно-исследовательской деятельности

Марина Матвеева
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектно-исследовательской деятельности

Процесс воспитания необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы личности, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как восприятие ребенка, получаемые им впечатления очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь. Это необходимо использовать и в воспитании патриотизма.

Публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектно-исследовательской деятельности» размещена в разделах

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку старшего дошкольного возраста определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. (1) В период дошкольного возраста дети способны руководствоваться высокими социальными мотивами и испытывать благородные чувства. От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его будущее развитие.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны. Поэтому задачами педагогов являются:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;

- расширение представлений о родном городе (селе);

- знакомство детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны:

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности : на занятиях, в играх, труде, быту.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки, воспитание чувства сопричастности окружающему, развитие таки качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.

Содержание нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста :

- приобщение детей к культурному наследию, народным праздникам, традициям, народному декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству, к музыкальному фольклору, народным играм;

- знакомство с семьей: история семьи, названия членов семьи, родственников, с понятием «предки», «родословная», «семейные традиции»; с детским садом: его ребятами, взрослыми, играми, игрушками, традициями; со своим городом (селом) : его историей, гербом, традициями, выдающимися горожанами (селянами) прошлого и настоящего, с достопримечательностями;

- проведение целевых наблюдений за состоянием объектов природы в разные сезоны года, организация сезонного земледельческого труда в природе (посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и другое);

- организация творческой, продуктивной, игровой деятельности детей, в которой они проявляют сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года (в связи с приспособлением к новым жизненным условиям, помощь взрослым (ежедневно и по мере необходимости).

Планирование воспитательно-образовательной работы осуществляется по следующим доминирующим целям:

- охрана и укрепление здоровья ребенка;

- формирование чувства сопричастности к родному дому, культурному наследию, природе родного края;

- развитие любознательности;

-формирование желания и умения заботиться о ближних, оказывать помощь окружающим;

- развитие стремлений к познавательной и другим видам деятельности;

- формирование коммуникативных способностей.

Планирование образовательной деятельности соответствует следующим требованиям:

- разные виды детской деятельности логично и естественно связаны друг с другом;

- в занятие включены разные формы организации детей с преобладанием подгрупповых и индивидуальных форм;

- основное содержание образовательной деятельности – воспитание патриотизма – пронизывает все виды непосредственно-образовательной деятельности, в том числе прямо не относящиеся к данному направлению (формирование элементарных математических представлений, конструирование, музыкальные и физкультурные занятия).

Для более эффективной работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста используются следующие необходимые педагогические условия:

- эвристическая среда в детском саду и семье;

- тесное сотрудничество с членами семьи;

- подготовленность педагогов и родителей к решению проблем воспитания патриотизма у детей.

При работе патриотическому воспитанию педагоги могут использовать методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.

Интегрированный метод обучения является в дошкольной педагогике инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Он состоит в том, что серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях по познавательному развитию знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях по развитию речи– с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, на занятиях по художественно-эстетическому развитию - с передачей этих образов в декоративно-прикладном искусстве и творчестве художников – иллюстраторов.

Использование интегрированного метода довольно многообразно:

- полная интеграция (интеграция всех образовательных областей

- частична интеграция

- интеграция в едином проекте, в основе которого лежит проблема.

Проектный метод деятельности в дошкольном учреждении :

- занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д.

- комплексные блочно-тематические занятия;

- интеграция: частичная или полная;

- метод проектов : форма организации образовательного пространства, метод развития творческого познавательного мышления.

Проекты классифицируются :

- по составу участников

- целевой установке

- тематике

- срокам реализации.

В практике современных дошкольных организаций используются следующие виды проектов :

1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты опытов оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по-своему решают поставленные проблемы).

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, создание витражей и др.).

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и др.).

5. Комплексные

6. Межгрупповые/групповые/индивидуальные

Темы проектов : «Любимые игрушки», «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо столетий», «Книжкина неделя», «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года», «Мои друзья», «Мир природы», «У нас нескучно в саду», «Сказки о любви», «Я моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука» и др.

Основные этапы метода проектов :

1. Целеполагание.

2. Разработка проекта

3. Выполнение проекта

4. Подведение итогов.

Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Прежде всего в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире, что связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются познавательные, коммуникативные и регуляторные способности детей. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умения фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Также дошкольники приобретают необходимые социальные навыки, они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не собственными мотивами, сколько установленными нормами. Проектная деятельность влияет на содержание игровой деятельности детей – она становиться более разнообразной, более сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Таким образом, применение метода проектирование в нравственно-патриотическом воспитании детей в дошкольном учреждении актуально и эффективно. Оно дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Особая педагогическая значимость проектного метода в том, что:

-являясь методом практического целенаправленного действия, он открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка;

-это метод, идущий от детских потребностей и интересов;

-проектирование позволяет решать задачи воспитания и развития дошкольников, не перегружая их, создавая у детей положительный эмоциональный настрой, формируя познавательные интересы.

Публикации по теме:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возрастаНравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста «Если у тебя планы на год— посей зерно, Если на десятилетия— посади дерево, Если на века— воспитай детей» Мир ребенка—это его дом, семья,.

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центрНравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический центр Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Нравственно-патриотический.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста при создании генеалогического древаПатриотическое воспитание детей дошкольного возраста при создании генеалогического древа Одно из самых сильных и благородных человеческих чувств – любовь к своей родине. Люди всегда любили родную землю, родную природу, родной.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Роль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль технологий исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста Исследование – это увлекательная деятельность, которая позволяет ребенку намного больше узнать об особенностях окружающего мира, благодаря.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектно-исследовательской деятельности
Опубликовано: 26 сентября 2023 в 19:52
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе проектно-исследовательской деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марина Матвеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД