МААМ-картинки

Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Татьяна Попова
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

«Через красивое – к человечному

такова закономерность воспитания»

В. А. Сухомлинский

1. Условия возникновения и становления используемой технологии

В условиях реализации ФГОС в ДОУ особенно важно уделять внимание гармоничному всестороннему развитию ребенка. Считаю, что мир природы дает максимальные возможности для полноценного развития детей дошкольного возраста. Продуманная, качественная прогулка, организация эффективного экологического обучения развивает мышление, способность видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Под умелым руководством взрослого ребенок обогащает свои знания об окружающем мире, у него формируется правильное отношение к живому, появляется желание созидать, а не разрушать.

Публикация «Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Свою педагогическую деятельность начала с организации работы с воспитанниками младшего дошкольного возраста. С первых дней педагогической практики в основу работы по экологическому воспитанию включала проектную деятельность детей, так как ребенок лучше усваивает любые знания в том случае, когда сам все увидит и прочувствует, и с помощью взрослого придет к результату. В нашем случае результат – всестороннее развитие личности воспитанника.

Ознакомление детей дошкольного возраста в ДОУ рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:

1. Формирование первичных представлений о живой и неживой природе;

2. Воспитание гуманного эмоционального положительного пережитого отношения к окружающему миру;

3. Развитие познавательного интереса к миру природы, любознательности, творческой активности;

Реализация поставленных задач ведет к полноценному развитию личностных качеств ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Свою педагогическую деятельность по экологическому воспитанию детей старалась реализовать наиболее эффективно и продуктивно. Ставила перед собой цель найти наиболее эффективную форму работы в данном направлении в условиях детского сада.

Существуют различные формы работы по экологическому воспитанию : Экскурсии;

• Прогулки;

• Экспериментирование;

• Наблюдение;

Экологические акции;

Проекты;

Но на мой взгляд, технология проектной деятельности является самой эффективной формой работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Изучив технологию проектной деятельности, мною были созданы в группе следующие условия:

Экологический центр (детская и энциклопедическая литература природоведческого и энциклопедического характера, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений)

• Опытный участок на групповой территории

• Сезонный «Зеленый огород»

• НОД в рамках образовательной области «Познание»

На основании проведенной работы по экологическому воспитанию с детьми дошкольного возраста была определена наиболее эффективная форма работы – проектная деятельность.

2. Актуальность технологии :

Среди актуальных и эффективных педагогических технологий является технологи проектной деятельности. Её актуальность подтверждается авторитетным мнением ученых. Шкель В. Ф. утверждает: «технология проектов очень эффективна. Она дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

3. Ведущая педагогическая идея технологии :

Анализируя отечественный и зарубежный опыт в области применения современных активных методов обучения, можно сделать вывод, что уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектной деятельности. Суть ее состоит в организации образовательного процесса, направленного на усвоение у дошкольников знаний и умений, накопление опыта творческой деятельности, проявления эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе участия в проектах.

Ведущая педагогическая идея заключается в формировании основ экологической культуры детей, включающая в себя развитие у них не только конкретных знаний и умений, но и общего понимания природы, меры ответственности за жизнь в конкретном месте и на планете в целом, посредством организации проектной деятельности. Технологи проектной деятельности является методом практического и целенаправленного действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с социальной средой; является педагогической технологией, методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность, обеспечивающей рост личности ребёнка.

5. Новизна технологии :

Новизна данной техологии заключается в том, что обоснованное применение проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста приведёт к активизации механизма детского саморазвития. Внедряя данную технологию, можно получить качественно новые результаты в имеющихся условиях. Обозначены новые пути получения и добывания информации, новый уровень взаимоотношения педагога и ребенка. Предложенный алгоритм организации проектов с учётом возрастной ступени дошкольного детства может быть использован воспитателями ДОО. Интегрирование методов и форм организации экологического образования прослеживается по следующим направлениям: речевое, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие.

6. Описание технологии :

Цель применения технологии повышение уровня сформированности экологической культуры у детей дошкольного возраста через организацию проектной деятельности.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

1. Уточнить сущность, структуру экологической культуры дошкольников.

2. Рассмотреть особенности организации проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении.

3. Выявить, обосновать педагогические условия и создать экологическую предметно – пространственную среду, обеспечивающую реализацию задач экологического образования дошкольников.

4. Провести реализацию экологических проектов для развития умения устанавливать причинно-следственные связи между природными и социальными явлениями и формирования модели экологически грамотного поведения детей в природе.

5. Привлекать родителей к активному участию в экологическом воспитании.

Технология проектной деятельности ориентирована на достижение целей самими детьми, и поэтому она уникальна. Экологический проект - это, прежде всего, решение определенных задач в процессе исследования. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками проведения проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения (любой проект должен вписываться в общее образовательное пространство).

Требование к проекту :

• Наличие проблемы – исследовательской, информационной, практической.

• Планирование действий по разрешению проблемы, иными словами с проектирование самого проекта, в частности, вида продукта и формы презентации.

• Детская самостоятельность (при поддержке педагога) как обязательная составляющая проекта.

• Наличие исследовательского поиска (что знаю? Что хочу узнать? Как узнать) Таким образом, выявлена одна из отличительных черт проектной деятельности – поиск информации.

• Презентация результата проекта, подведение итогов, совместное мероприятием.

Обычно проект состоит из трех основных этапов:

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, социумом. Выбор и подготовка оборудования и материалов. Реализация проекта на данном этапе - вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей. По необходимости педагог оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта.

3-й - заключительный: обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов. Дети активно помогают в подготовке представления итогов проекта, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Проекты, проводимые с детьми, можно классифицировать по следующим основаниям:

1. Доминирующая в проекте деятельность :

• исследовательский проект (например, «Дерево», «Птицы нашего края» и др.);

• практико-ориентированный (например, «Праздник у ворот» и др.);

• творческий (например, «Цветы в вазе», «Сказки наоборот» и др.);

• игровой (например, сюжетно-ролевая игра «Колобок и его друзья» и др.).

2. Предметно-содержательная область:

монопроект (в рамках одной области знаний, одного раздела программы);

• межпредметный (несколько разделов программы, несколько областей знания).

3. Характер контактов:

• среди детей одной группы;

• среди детей нескольких групп;

• среди детей дошкольного образовательного учреждения, района и т. д.

4. Количество участников проекта :

• индивидуальный;

• парный;

• коллективный.

5. Продолжительность проекта :

• краткосрочные (1-2 недели);

• среднесрочный (1-2 недели – 1 месяц);

• долгосрочный (1 месяц – полугодовой и дольше).

• групповой;

Проект, который выполняют дети, должен вызывать у них энтузиазм, увлекать, идти от сердца. Такое начало будет осознаваться необходимостью знаний, и они будут лучше усваиваться. Работая над проектом, дети учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия, принимать решения и нести за них ответственность, учатся мыслить, т. е. развиваться интеллектуально. Стимулирует детскую активность создание условий для расширения познавательных интересов, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Таким образом, из опыта работы можно сформулировать основные теоретические позиции проектного обучения следующим образом:

1. В центре внимания – ребенок.

2. Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ребенка, что повышает его мотивацию к познанию.

3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ребенка на свой уровень развития.

Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Реализация технологии проектной деятельности на практике требует изменения позиции педагога. Из носителя готовых знаний, воспитатель становится организатором образовательной среды, соответствующей интересам, возможностям и потребностям детей, обеспечивающей ситуации взаимодействия с миром людей (сверстниками, общественными организациями и др.). Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это - в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. При организации экологических проектов, педагоги - практики знают, что играя, ребёнок познает взаимосвязи с окружающим миром, легче и охотнее учится новому.

При планировании внедрения экологических проектов в систему образовательной работы с детьми, необходимо соблюдать следующие требования к её использованию:

1. Наличие значимой для детей в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи.

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная деятельность детей.

4. Структурирование содержательной части проекта.

5. Использование исследовательских методов («мозговой штурм», эксперименты, опыты, наблюдения и др.).

Внедряя проектный метод в работу, я разрабатывала проекты для детей 2 младшей, средней, старшей групп. Формы и методы работы подбирала в зависимости от их возрастных особенностей, ориентируясь на зону ближайшего развития ребенка и создание комфортных условий для воспитанников. Дети 3-4 лет выполняют меньший объем работы, обобщают результаты своих исследований, в основном в виде рисунков и коротеньких рассказов. Чем старше дети, тем меньше руководящая роль педагога, тем больше объем исследований, которые, как и формы обобщения материала, становятся более разнообразными. Старший дошкольный возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Говоря о самостоятельной деятельности детей, следует делать поправку на их возраст. Начиная со средней группы, ребятам предоставляется возможность самостоятельно собирать природный материал для поделок на прогулке, под руководством взрослых засушивают листья с деревьев, собирают семена цветов с клумбы, дежурят в уголке природы, проводят опыты и эксперименты, распределяют роли в театрализованной деятельности.

Результативность технологии проектной деятельности воспитанников во многом обусловлена теми внешними условиями, в которых они находятся. Традиционный уголок природы группы сегодня преобразован в своеобразный экологический центр, состоящий из нескольких зон: экспериментальная, в которой размещено оборудование для опытов и экспериментов, а также коллекционный материал доступный детям, зона цветов с размещёнными природными объектами для ухода и длительных наблюдений, мини-огород, календарь природы и выставочная зона для рисунков и поделок детей, книг о родном крае, альбомов с фотографиями и иллюстрациями. Участок детского сада также оборудован в соответствии с концепцией развивающей предметной среды: ландшафтные композиции, огород, метеорологическая площадка, спортивно – игровое пространство. На территории детского сада создана экологическая тропа. Это «экологическое пространство» позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу по сезонам.

Технология проектной деятельности позволяет интегрировать сведения из различных областей знаний для решения одной проблемы и успешно применять их на практике, открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности всех участников образовательного процесса. Специфика технологии заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающей средой (природной и социальной); педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на его собственный опыт. Например, проект по экологической тропе заключался в том, чтобы исследовать все природные объекты, находящиеся там. Таким образом, получилось несколько «Остановок», в каждой из которых дети получают информацию, проводят исследования, делают эксперименты и зарисовки. Проектная деятельность хорошо сочетается с принципом событийности, который предполагает погружение ребенка в определенную тему или проблему. Тематика и содержание проектов, запланированных и реализованных для детей очень разнообразны : и времена года, и витамины, и животные и др. Проекты планировались как краткосрочные, так и долгосрочные, в зависимости от актуальности задач возрастной группы. В нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение.

Технология проектной деятельности – результат сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия согласовывала со всеми участниками проекта. Перед началом проекта «Волшебница вода» автор обозначает проблему проекта : Что такое вода? В ходе эксперимента, когда набранный снег растаял в группе, дети вдруг открыли для себя, что снег «сделан» из воды и поэтому может растаять, да к тому же еще вода грязная. Значит, снег есть нельзя. В ходе проекта с детьми проведён цикл мероприятий по систематизации знаний детей о свойствах воды, ее качествах, обитателях, и охране водных ресурсов. После проведённой работы дети убедились, что без воды не может быть жизни на Земле, что в природе все взаимосвязано.

7. Результативность технологии :

Одним из критериев результативности опыта является высокий уровень сформированности экологической культуры у дошкольников, проявление устойчивого интереса к миру природы, созидательного отношения к живым объектам. Для итоговой диагностики и сравнения результатов автор использовал методику, разработанную на кафедре дошкольной педагогики РГПУ им. А. И. Герцена в исследованиях П. Г. Саморуковой, Л. М. Маневцевой, Т. А. Марковой и др.

По результатам диагностики в диаграмме отражена динамика уровня экологических знаний за три года.

Анализ результатов технологии показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения по всем показателям отношения и поступков к «живому». Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру. Увеличилось число детей, которые считают животных и растения самоценными живыми существами, правильно оценивают последствия действий человека с позиции благополучия живых организмов. Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к объектам и явлениям живой природы, научились сопереживать их состоянию в различных ситуациях, выражать доброжелательность по отношению к непривлекательным представителям животного и растительного мира. У воспитанников проявилось желание позитивно взаимодействовать с живыми существами, учитывая их типичные особенности, самостоятельное взаимодействие приобрело гуманный характер. Полученные в данной технологии результаты позволяют сделать следующий вывод: технология проектной деятельности эффективно влияют на повышение уровня экологической культуры у дошкольников.

8. Заключение

Таким образом, именно организация проектной технологии показала свою результативность в построении модели образовательного процесса по экологическому воспитанию детей, были решены такие задачи как формирование у дошкольников гуманного отношения к окружающему миру; установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогом, родителями и детьми; укрепление дружеских взаимоотношений в детском коллективе; развитие творчества, мышления, воображения, внимания.

9. Литература

1. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : Детство-Пресс, 2003. - 319 с.

2. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М. : Новая школа, 2002.

3. Потапова Т. В. и др. Надежда (программа подготовки детей дошкольного возраста к обучению основам экологии, природопользования и права человека) Пущино, 1998 ОНТИ НЦБИ, 40 с.

4. Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ : практика обучения детей 3-7 лет - Волгоград : Учитель, 2015. - 159 с. – ISBN 978-5-7057-3525-9.

5. Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфёнова Г. М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Санкт – Петербург. Изд. РГПУ им. Герцена. Изд. «Союз» 2001.- 234с.

6. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду: книга для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педагогических университетов и колледжей / Н. А. Рыжова. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2005. – с. 432.

7. Элементарная поисковая деятельность детей. Мир природы и ребенок. Под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. СПб., 1998.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Флешмоб «Три цвета праздника» ко Дню флага России как эффективная форма воспитательной работы с детьми дошкольного возрастаФлешмоб «Три цвета праздника» ко Дню флага России как эффективная форма воспитательной работы с детьми дошкольного возраста Флешмоб "Три цвета праздника" ко Дню флага России,как эффективная форма воспитательной работы с детьми дошкольного возраста. В настоящее.

Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Из опыта работы ДОУ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Помните, как Маленький принц у А де Сент- Экзюпери говорил.

Консультация для воспитателей «Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста» Детская журналистика как эффективная технология речевого развития детей дошкольного возраста В настоящее время существенно повысились требования.

Мастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работыМастер-класс как эффективная форма работы с родителями в условиях ДОУ из опыта работы В соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом Дошкольного Образования одной из основных задач стоящих перед дошкольной.

Технология макетирования как эффективная форма организации образовательного пространства в ДОО. Сценарий мероприятияТехнология макетирования как эффективная форма организации образовательного пространства в ДОО. Сценарий мероприятия Мастер-класс «Технология макетирования как эффективная форма организации образовательного пространства в детском саду» Выходят под музыку.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть) Большое внимание уделяла в создании самых необходимых условий для жизни и воспитания детей. В создании благоприятной атмосферы и внедрении.

Квест-игра как эффективная форма организации работы с детьми старшего дошкольного возраста На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их.

Тико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возрастаТико-конструктор как эффективная инновационная технология работы с детьми дошкольного возраста Работая в детском саду, мы постоянно применяем инновационные игровые технологии. С ТИКО – конструктором «Фантазёр», наши дети познакомились.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
Опубликовано: 25 мая 2023 в 22:03
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Попова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД