МААМ-картинки

Урок русского языка в начальной школе «Род имён существительных»

Алла Михайловна Смагина
Урок русского языка в начальной школе «Род имён существительных»

Технологическая карта урока русского языка по теме : «Род имён существительных» УМК «Школа России»

Предмет: Русский язык

Тема урока : Род имени существительного

Тип урока : открытие новых знаний

Цель урока : Сформировать способность умения верного определения рода имени существительного

Публикация «Урок русского языка в начальной школе „Род имён существительных“» размещена в разделах

Задачи:

1. Систематизировать, повторить знания об имени существительном.

2. Умение делить слова по группам, подбирая слова – помощники

3. Научиться классифицировать имена существительные по родам

4. Составить алгоритм определения рода имён существительных

5. Выработка умения определять род имён существительных

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

- классифицировать слова по определённым признакам, делать выводы на основе обобщения;

Коммуникативные УУД:

-формировать умение работать в парах, слушать, вступать в диалог, договариваться, приходить к общему решению, планирование учебного сотрудничества

Личностные УУД:

-уметь анализировать результаты учебной деятельности; объяснять причины успеха в своей учебе; понимать практическую значимость уроков

Регулятивные УУД:

-планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в работу.

Ход урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Результативность

1. Мотивация к учебной деятельности

1. Организационный момент.

Доброго дня, ребята.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться!

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и мысленно пожелайте удачи и

положительных оценок своему соседу. Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Проверяют свою готовность к уроку

Записывают число в тетрадях -нацеливание на успешную деятельность.

-формирование положительного отношения к процессу познания

2. Актуализация знаний Словарная работа с использованием ЭОР. Тест на проверку изученных ранее словарных слов

-Прочитайте слова:

Облако, день, сова, орел, животное, Лена, мыши, площадь.

- Что можете сказать о этих словах?

- Что такое имя существительное?

ПРИЕМ «КЛАСТЕР»

-Давайте расскажем, - что мы уже знаем об имени существительном? Работа на Учи. ру

https://uchi.ru/teachers/groups/9682152/subjects/2/course_programs/3/lessons/10054

- Какое из данных слов можно исключить?

-Какое еще можно слово исключить?

- На какие две группы можно разделить, оставшиеся имена сущ.?

- Назовите только неодушевленные имена сущ. https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a66b0-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl2_69.swf

Являются именами

существительными

Имя существительное - это часть речи.

- Отвечает на вопросы кто? и что?

- Обозначает предмет- Бывают собственными и нарицательными.

- Бывают одушевленными и неодушевленными.

- Изменяются по числам: бывают единственного и множественного

числа.

(Лена - собственное имя сущ.)

Мыши – мн. ч.)

одушевл. и неодушевл.)

Облако, день, площадь. Выявляет уровень знаний, определяет типичные ошибки в словарных словах.

Выполняют задания, тренирующие способность выбирать

необходимые знания и умения для данного урока, мыслительные

операции и учебные навыки. Отвечают на вопросы блиц-опроса.

3. Самоопределение к деятельности. Проблемный вопрос.

- Теперь разделите эти существительные на три группы. - Вы смогли сделать задание?

- Почему? В чём затруднение?

- В русском языке очень много разных «тайн», в том числе и об имени существительном. Наша задача – раскрыть еще одну «тайну».

- В помощь вам давайте посмотрим видео.

-По какому признаку ещё можно разделить эти слова? - Возможно, маленькая сценка вам поможет. (из книги К. И. Чуковского «От 3 до 5»)

(Мама и сын)

- Мама, у меня на пальце царап»

- Не царап, а царапина.

- Это у Муси - царапина, а я мальчик! У меня царап!»

- Почему так сказал ребёнок?

- Что он не понимает?

- О каком признаке существительного идёт речь?

- Сформулируйте тему урока : что вы хотите узнать, чему научиться.

(дополнение кластера)

нет

Просмотр видео

Ставят цели, формулируют и уточняют тему урока.

Род имени существительного

целеполагание;

постановка вопросов; самостоятельное

выделение - формулирование познавательной

цели; формулирование проблемы.

4.«Открытие» учащимися новых знаний

Правило в стихах.

- Как вы понимаете слово «род»? Давайте обратимся к справочнику и прочитаем в нём значение этого слова.

- Сегодня мы узнаем, какая родня у имени существительного.

- Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т. к. они были очень похожи. Однажды он издаё т указ: «Кто узнает «секрет» как их различить, тот будет награждён». Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: «Пусть они будут мои». Жена тоже схватила слова себе и сказала: «Мои». А все остальные остались на середине – лишние. Пришли жадные муж и жена к существительному и говорят :

-Вот ключ к моим словам, и говорит:«ОН, МОЙ».

-А вот ключ к моим словам, и говорит: «ОНА, МОЯ».

- Как назвать род слов мужа? А род слов жены? Как назвать род слов посередине?

Какой ключ к ним? Существительное наградил мужа и жену за работу, сказал:«Спасибо». С тех пор Существительное не путает род и говорит:

Женский род запомню я

И скажу: «Она-моя».

И запомню род мужской

И опять скажу: «Он-мой».

Средний род: «Оно-моё».

Это правило – моё!

- Теперь это правило и ваше, Существительное вам его дарит. Обратимся к словам. На какие три группы можно разделить их?

-Какие слова – помощники помогают определить род?

- Как же определить род имен существительных?

- Давайте подытожим наше открытие.

- В учебнике написано правило об определении рода существительных. Мы сейчас попробуем провести экспертизу. - Как вы думаете, данный текст подтверждает наши выводы?

- А чего мы не знали? -Как вы думаете, если им. сущ. Ж. р. – может стать М. р. или Ср. р. ?

Проверьте. Запишите слово ученик. Определите род. Может ли это существительное быть женского рода? Что получилось?

-Пользуясь секретом королевы, поработайте в парах, распределите слова-помощники по родам, дополните алгоритм определения рода имени существительного.

Проверка. Вывод.

-Какую 2 задачу на уроке мы решали?

Справились с ней?

- Как определить род имени сущ.? Род - это семья, родня.

род мужской

Женский род

Заучивают правило

Заменяем имя существительное одним из местоимений: он,

она, оно

(Надо подставить слова – помощники и с помощью их определить род)

(Учащиеся читают правило в учебнике) Стр. 25.

Вывод: Это разные слова, однокоренные.

По родам существительные не изменяются, т. е. род – это постоянный признак.

Каждое существительное может быть только м. р, ж. р. или ср. р.

Алгоритм

1) Ставлю имя существительное в начальную форму (ед. число, вопросы КТО? ЧТО)

2) Заменяю имя существительное одним из местоимений: он, она, оно.

3) Определю род.

Закрепление алгоритма можно с помощью заданий на платформе https://resh.edu.ru/subject/lesson/4395/conspect/

планирование учебного сотрудничества с

учителем и одноклассниками; логические –

анализ объектов с целью выявления отдельных признаков.

самооценка.

контроль, оценка, коррекция;

- умение структурировать знания, выбор наиболее

эффективных способов решения учебных задач, умение осознанно

и произвольно строить речевое высказывание.

5. Первичное закрепление

- Теперь сможем разбить слова на три столбика?

- Как? - По какому признаку вы смогли разделить слова? Устная проверка.

Задание в паре. Определите род у предложенных существительн. Слова: дом, ручка, поле, улыбки.

Какое существительное «лишнее». Какопределить его род. Выскажите свои предположения.

Обратитесь к алгоритму: поставить сущ. в ед. число. Игра «Обучай-ка» по вариантам.

Работа по учебнику. -Откройте учебники на стр. 25 упр. 39, работаем в парах. -А сейчас вы самостоятельно придумаете и запишите по одному существительному на каждый род. -Проверяем!Оцените выполнение упражнения с помощью трё х шкал: - В учебнике написано правило об определении рода существительных. Мы сейчас попробуем провести экспертизу. - Как вы думаете, данный текст подтверждает наши выводы?- А чего мы не знали? -Пользуясь секретом королевы, поработайте в парах, распределите слова-помощники по родам, дополните алгоритм определения рода имени существительного. Дополнение кластера

Интерактивное задание «Определи род»

На платформе Якласс

- Ребята, а вы знаете, что есть языки, где вообще нет родов – китайский. А вот французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода.

по роду

Улыбка (она моя – ж. р.).

По родам существительные не изменяются, т. е. род – это постоянный признак имени существительного.

Каждое существительное может быть только мужского, только женского или только среднего рода.

(Учащиеся читают правило в учебнике) Стр. 25.

Выполняют задание на проверку знаний рода имени существительного

формировать умение работать в парах, слушать, вступать в диалог, договариваться, приходить к общему решению, планирование учебного сотрудничества

Выполнение индивидуальной работы, направленной на проверку знаний рода имени существительного

6. Физминутка

- Я сейчас буду читать слова, а вы должны выполнять задания Если это слово относится к мужскому роду- руки вперёд, если к женскому роду –присели, если к среднему потопали. Стол, книга, карандаш, окно, ручка, пенал, тетрадь, облако, дверь, телефон, дерево. Выполняют двигательные упражнения

7. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа

1 уровень: дети работают на Учи. ру

https://uchi.ru/teachers/groups/9682152/subjects/2/course_programs/3/lessons/10054

2 уровень: Интерактивное задание «Определи род» Задание для индивидуальной работы, направленное на проверку знаний рода имени существительного более сильных учеников.

- Распределите слова в три столбика, проверьте, оцените себя. Организует работу над ошибками.

https://files.schoolcollection.edu.ru/dlrstore/6599923b-b1b2-44b5-9324-648da40cae15/%5BNS-RUS_3-19%5D_%5BQS_018%5D.html

Самостоятельно выполняют задания на ПК, выполняют самооценку.

Выполняют работу над ошибками Организует самостоятельную деятельность учащихся по применению новых знаний с использованием ЭОР

8. Рефлексия учебной деятельности

– Давайте, проверим: смогли ли мы достичь поставленных задач? - Что вы сегодня нового узнали на уроке? -Что вы запомнили о роде имён существительных? - Кто или что вам помогало справиться с заданиями? - Оцените свою работу на уроке. - Кто доволен своей работой? Закончите предложения: Я узнал… Я научился….

У меня возникли трудности…. - Составили алгоритм определения рода имен существительных.

- Учились определять род имен существительных.

- Применяли полученные знания в работе.

умение с достаточной полнотой и точностью

выражать собственные

мысли;

рефлексия; смыслообразование

9. Домашнее задание. Выучить правило об определении рода имен существительных, стр. 25, 26, № 41; выполнить тест на платформе Дневник. ру

https://dnevnik.ru/soc/tests/?folder=my&context=school

выполняют тест

Публикации по теме:

«Мама». Урок русского языка по повторению знаний об имени существительном. Падежи имен существительных«Мама». Урок русского языка по повторению знаний об имени существительном. Падежи имен существительных Цели. Отрабатывать умения определять части речи, род, число, падеж имен существительных; повторить состав слова; работать над выразительностью.

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторение правописание падежных окончаний имён прилагательных» Технологическая карта урока русского языка Учитель:Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «12» мая 2015 года. Тема. Повторение правописание.

Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группаКонспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Конспект урока русского языка в начальной школе «Повторение изученного о глаголе» Тема урока: «Глагол» Место урока: раздел повторения Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: закрепить навыки правописания глагола.

Технологическая карта урока русского языка «Число имен существительных» в 3 классе 3 класс УМК «Школа России» Русский язык Технологическая карта Тема Число имён существительных Цели Сформировать понятие об изменении имён.

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Определение рода имён существительных во множественном числе» Урок русского языка в 3Б классе. Технология: Критическое мышление Учебник: Т. Г. Рамзаева «Русский язык» Урок по теме: Определение рода имён.

Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок русского языка в начальной школе «Род имён существительных»
Опубликовано: 17 апреля 2023 в 17:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Урок русского языка в начальной школе «Род имён существительных»» (включая файлы) размещена пользователем Алла Михайловна Смагина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД