Получи документы

Условие доступности образования для детей с ТМНР как предпосылка успешной социальной интеграции

Лилия Невская
Условие доступности образования для детей с ТМНР как предпосылка успешной социальной интеграции

Возможность жить в обществе, взаимодействовать и общаться с другими детьми и взрослыми – одна из человеческих ценностей. Многие дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, проживающие в стационарных учреждениях для ухода и воспитания, часто лишены такой возможности. Это заметно отражается на их эмоциональном и социальном развитии. Можно думать, что это происходит в силу тяжести нарушений развития. Однако каждый ребенок может быть включен в жизнь общества.

Публикация «Условие доступности образования для детей с ТМНР как предпосылка успешной социальной интеграции» размещена в разделах

Важно понимать, что тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не количество разных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человеку требуется значительная помощь, объем которой существенно превышает размеры поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении. От объема и качества получаемой помощи напрямую зависят степень самостоятельности ребенка и возможности его участия в жизни общества.

Международная Конвенция о правах инвалидов определяет инвалидность как социальное явление, возникающее вследствие «взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». Педагогический тезис, сформулированный Л. С. Выготским о том, что «социальное воспитание глубоко умственно отсталого ребенка является единственно состоятельным научным путем его воспитания. Оно единственно только и способно воссоздать отсутствующие функции там, где их нет из-за биологической неполноценности ребенка», переносит акцент с медицинского на социальное понимание инвалидности. Включение в образовательное пространство детей, которые ранее считались «необучаемыми» и рассматривались в качестве «больных», требует изменения отношения к ним со стороны специалистов разных профессий и общества в целом. Отсутствие разнообразного социального опыта снижает шансы ребенка на высокое качество жизни, усугубляет поведенческие проблемы, страхи. А наличие опыта социализации, напротив, делает максимально оптимистичным его будущее.

Новая образовательная стратегия, открывающая доступ детям с тяжелой формой инвалидности к образованию, определяет необходимость создания оптимальных условий для реализации их образовательного потенциала. Для этого требуется определение содержания образования, условий его получения, требования к результатам обучения и их оценке.

В последние годы происходят значительные изменения в системе отечественного специального образования. Эти изменения помогают детям, временно или в течение долгого времени проживающим в детском доме, жить, развиваться и становиться самостоятельными в условиях, максимально приближенных к семейным и учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка, в условиях, способствующих его включению в общество и созданию прочных социальных связей.

Для системной организации образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, обобщения и внедрения в практику накопленного отечественного опыта необходим законодательно закрепленный инструмент. Роль такого инструмента выполняет ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Данные стандарты гарантируют каждому ребенку с выраженным нарушением интеллектуального развития, с тяжелыми множественными нарушениями развития равенство возможностей в получении качественного образования, обучение с учетом его индивидуальных возможностей, особенностей развития, особых образовательных потребностей. Обучение детей с интеллектуальными нарушениями ориентировано на формирование жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов.

Возможным для этой категории детей в большинстве случаев признается индивидуальный образовательный маршрут обучения, который реализуется в системе комплексного сопровождения в условиях образовательного учреждения и детского дома, где проживает ребенок.

Учитывая особые образовательные потребности данной группы детей важно обеспечить :

- формирование социально-бытовых навыков и других практических умений, способствующих нормализации и улучшению качества жизни;

-специальную помощь детям в развитии вербальной и невербальной коммуникации;

- длительную специальную работу по развитию самостоятельности и независимости от близких взрослых (учителя, тьютора, воспитателя и др.) в повседневной жизни;

- помощь в переносе и использовании уже усвоенных навыков и умений в повседневную жизнь;

- раскрытие способностей и интересов ребенка в разных видах практической и художественной деятельности;

- специальную индивидуальную помощь по осмыслению, упорядочению жизненного опыта ребенка.

Компонент «жизненной компетенции» рассматривается в структуре образования детей как формирование представлений, овладение знаниями и умениями, необходимыми ребенку с тяжелыми нарушениями в повседневной жизни. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития, вне зависимости от тяжести состояния, могут вписаться в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование и технические средства, специальная индивидуальная программа развития, содержание и методы работы определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.

Итогом образования человека с тяжелыми множественными нарушениями развития является нормализация его жизни, то есть ведение образа жизни, присущего большинству людей: жизнь дома, а не в интернате; участие в решении бытовых вопросов; посильная трудовая деятельность совместно с другими людьми; способность и возможность самостоятельно организовывать и проводить свое свободное время. Конечно же, человек с тяжелыми множественными нарушениями развития будет нуждаться в пожизненном сопровождении, но в результате специального образования он станет менее зависимым от посторонней помощи и сможет выполнять доступные ему социальные роли.

Доступность образования для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно считать как эффективный инструмент, позволяющий достичь максимально возможной нормализации жизни людей с тяжелой формой инвалидности, создающий предпосылки для их социальной интеграции.

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ»Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ» Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе,.

Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ»Консультация для воспитателей «Условия успешной адаптации детей к ДОУ» Консультация для воспитателей "Условия успешной адаптации детей к ДОУ"При поступлении в детский сад все дети проходят через адаптационный.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Осеннее развлечение с элементами интеграции для детей среднего возраста Образовательные задачи: развивать музыкальные и творческие способности в различных видах музыкальной деятельности. используя здоровьесберегающие.

Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского садаПредметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей второй младшей группы к условиям детского сада Главная роль в становлении личности ребенка раннего возраста принадлежит окружающим его взрослым- родителям и воспитателям. От того, насколько.

Создание условий для успешной адаптации детей к детскому садуСоздание условий для успешной адаптации детей к детскому саду Создание условий для успешной адаптации детей к детскому саду. Для успешной социализации детей нужно и то, чтобы дети адаптировались к.

Исследование факторов, препятствующих успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ Младший дошкольный возраст характеризуется интенсивным социальным развитием и формированием отношений со сверстниками. От того, легко или.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Условие доступности образования для детей с ТМНР как предпосылка успешной социальной интеграции
Опубликовано: 13 мая 2023 в 14:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Условие доступности образования для детей с ТМНР как предпосылка успешной социальной интеграции» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Невская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД