МААМ-картинки

Вариативные формы дошкольного образования

Надежда Мишустина
Вариативные формы дошкольного образования

«Вариативные формы дошкольного образования».

Аннотация в данной статье рассказывается об основных вариативных формах дошкольного образования - группе кратковременного пребывания и консультационном центре, их задачах и основной деятельности.

Ключевые слова: ФЗ «Об образовании», инклюзивное образование, вариативность, группа кратковременного пребывания, консультационный центр.

Публикация «Вариативные формы дошкольного образования» размещена в разделах

В ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ значительное внимание уделено детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

В данном законе применяются следующие основные понятия:

• обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

• индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

• инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

Современные мамы хотят с раннего возраста развивать своих детей.

Для развития нашего дошкольного образовательного учреждения необходимо использовать инновации, способствующих качественному изменению образовательного процесса. Это - удовлетворение потребностей родителей в новых формах дошкольного образования. Сегодня мы можем убедиться, что на смену классической формы дошкольного образования - детский сад полного дня - пришли новые вариативные формы. Например, дошкольное образование в нашем городе, где проблема обеспечения дошкольников местами в детских садах частично решается за счет обращения именно к таким вариативным формам.

Одна из основных задач работы нашего детского образовательного учреждения – это взаимодействие с семьями воспитанников.

Для того, чтобы педагоги осознали смысл происходящих процессов необходимо стремиться принять вариативность образования, стремиться к обновлению его содержания и технологий.

Это дало новые возможности для развития творчества и инициативы педагогов, в том числе и по разработке вариативных форм.

Группа кратковременного пребывания как одна из вариативных форм дошкольного образования

Группы кратковременного пребывания (ГКП)вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением ДОУ, реализующего программы дошкольного образования. Данные группы создаются для детей раннего дошкольного возраста с целью оказание консультативно-методической поддержки их родителям (законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации, обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения.

На сегодняшний день в ДОУ активно открываются и работают разные виды групп кратковременного пребывания детей, содержание работы и гибкий режим (от 2 до 5 раз в неделю, от 2 до 5 часов в день в зависимости от потребностей родителей) привлекают родителей. Разнообразие групп позволяет родителям выбирать образовательные маршруты для своих детей.

Пребывание в дошкольном учреждении, сокращенное по времени, и обучение в форме игры дают ему возможность получить первый положительный опыт в новых социальных условиях, где решаются многие проблемы коммуникативного характера, позволяют обеспечить наиболее комфортную для ребенка обстановку. Ежедневное проведение групповых консультаций по единой тематике позволяют решать вопросы адаптации, развития и воспитания детей наиболее эффективно, в соответствии с их возрастными и психологическими особенностями, а также дают возможность общения с родителями по волнующим вопросам.

Вместе с противоречиями и выявленными трудностями работа ГКП показала, что есть возможность для сотрудничества ДОУ с разными категориями семей, обеспечивая социальную адаптацию детей, подготовку их к школе, доступность дошкольного образования, а также повышения престижа учреждения и рационального использования его внутренних ресурсов.

Мы хотим познакомить со своим алгоритмом организации деятельности адаптационной группы.

Для регламентации деятельности группы в детском саду нами были разработаны специальные локальные акты: положение о группе кратковременного пребывания; договор между ДОУ и родителями (законными представителями); приказ на открытие группы кратковременного пребывания в ДОУ; режим работы группы; определение программы образовательного процесса; должностные инструкции сотрудников (воспитателя и помощника воспитателя); документация группы (планы работы, сведения о детях, о родителях, табеля посещаемости, квитанции по родительской плате).

С самого начала работы была четко сформулирована цель деятельности группы кратковременного пребывания: реализация права каждого ребенка на доступное и качественное образование.

Определены задачи:

- создать благоприятные условия адаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников, поступление в детский сад;

- обеспечение доступности дошкольным образованием детей раннего возраста;

- оказание педагогической и психологической помощи родителям, воспитывающих детей в домашних условиях.

В адаптационные группы кратковременного пребывания мы набирали по 3-7 человек неорганизованных детей. Малыши этой группы посещали детский сад два раза в неделю на протяжении всего учебного года.

Одним из ведущих принципов организации непосредственно образовательной деятельности в этой группе является принцип детско-взрослого сотрудничества, основанный на интересах ребенка и перспективах его дальнейшего развития.

Для самого малыша, посещающего группу кратковременного пребывания – это целостный образ жизни – два часа в день заполнены разнообразными делами, видами деятельности, которые организует воспитатель группы, прогулкой. Это:

- совместное рисование (фломастерами, мелом, восковыми мелками, гуашью);

- игры с дидактическими игрушками;

- игры-драматизации;

- пальчиковые, хороводные, подвижные игры;

- сюжетные игры;

- совместное конструирование из крупного и мелкого строительного материала, а также из бумаги и природного материала.

Вся образовательная деятельность проводится в игровой, непринужденной форме (парами, малыми подгруппами, что способствует свободному общению детей и педагогов. За счет такого многообразного и разновозрастного сотрудничества развиваются эмоции и мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений, стимулируется общение детей, в результате чего складывается готовность перехода ребенка в группу «полного дня», развивается эмоционально-положительное отношение к детскому саду и самостоятельность. Спрос родительской общественности в необходимости деятельности группы кратковременного пребывания возрос.

Организация работы Консультационного центра (КЦ) для родителей.

Консультационный центр (КЦ) — для детей в возрасте от 1 года до 7 лет, воспитывающихся в условиях семьи, не посещающих образовательные учреждения, создается с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; поддержка всестороннего развития личности детей, оказание психолого-педагогической помощи родителям.

Основные задачи КЦ:

• оказать консультативную помощь родителям по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;

• оказать содействие в социализации детей дошкольного возраста.

Нами проведена соответствующая подготовка к работе КЦ:

1. Составлен план работы консультативного пункта.

2. Определены эффективные формы и методы работы с родителями и детьми.

3. Разработана необходимая документация.

С родителями (законными представителями) которые будут посещать КЦ, проводиться беседа о правилах работы КЦ, о взаимных правах и обязанностях, заключились договора.

С 1 июня 2018 г. в нашем детском саду начал свою работу Консультационный центр для родителей и детей, как посещающих дошкольное учреждение, так и не посещающих его, создается с целью обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; поддержки всестороннего развития личности детей, оказание психолого-педагогической помощи родителям.

В план работы Консультационного центра в течение года запланированы встречи со специалистами ДОУ, практические занятия, круглые столы, мастер-классы, видеосвязь, спектакли и развлечения для детей. Родители имеют возможность в любое время получить необходимую консультацию и связаться со специалистами,

Интересно и плодотворно проходят занятия в Консультационном центре. Родители (законные представители) ознакомлены с законодательной базой в дошкольном образовательном учреждении, а также их вниманию были предложены другие нормативные документы, Положение о Консультационном центре.

Родители поделились проблемами в воспитании своих детей, высказали свои пожелания, обменялись своими мнениями, заполнили анкеты. Все встречи проходят в теплой, дружеской и непринужденной обстановке, в обстановке взаимной заинтересованности и, будем надеяться, это станет первым шагом на пути конструктивного сотрудничества в будущем.

Список использованной литературы.

1. Вариативность дошкольного образования и развитие сети дошкольных образовательных учреждений. М., 2008.

2. Шаехова, Р. К. Предшкольное образование и самоценность периода детского развития // Начальное образование. - 2008. № 4. - С. 21-23.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

День работника дошкольного образованияДень работника дошкольного образования В последние дни сентября отмечается профессиональный праздник всех работников дошкольного образования – День дошкольного работника. Этот.

Дидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возраста "СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКОВ ОТ ЛИСЫ И ВОЛКА" Цель: закрепить знания детей о шести основных цветах и их названия, обучение индикации цвета. Материал:.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.

Основное назначение дошкольного образования Обучение детей предшкольного возраста должно строиться не в жесткой предметной логике, не по урочной школьной системе, а проходить в режиме.

С Днём работника дошкольного образования!С Днём работника дошкольного образования! Ежегодно в самую красивую и романтичную пору года отмечается День работника дошкольного образования России. Сама природа дарит всем тем,.

Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.

Задачи по образовательной программе дошкольного образования для среднего дошкольного возраста Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие» Развивать стремление к совместным играм, взаимодействию в паре или небольшой.

Задание для дистанционного образования «Поделка «Слоник» с применением цилиндрической формы для ДСЗадание для дистанционного образования «Поделка «Слоник» с применением цилиндрической формы для ДС 30.06.2020 Группа №1,2,3 1-й год обучения (подготовительная группа д/с) Задание для дистанционного образования Тема занятие: поделка «Слоник».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Вариативные формы дошкольного образования
Опубликовано: 13 апреля 2022 в 11:25
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Вариативные формы дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Мишустина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД