Получи документы

Консультация Великая Победа в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Елена Ларина
Консультация Великая Победа в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Великая Победа. 75 лет… Много это или мало? Если взглянуть на отдельного человека-целая жизнь. Если окинуть страну-маленькая страница истории. Почти 75 лет отделяют нас от того памятного дня, когда наш народ одержал победу в Великой Отечественной войне. Все меньше остается среди нас тех, кто сражался за светлое будущее своей Отчизны, за достойную жизнь детей и внуков, и тех, кто в годы войны трудился в тылу.

Публикация «Консультация Великая Победа в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах

Я считаю, что уроки Великой Победы открывают нам основные жизненные ценности нашего общества: патриотизм и дружба народов, справедливость и милосердие, благородство и широта русской души, служение Отечеству и самоотверженность, верность народу, ненависть и злость к его поработителям.

Пока все ветераны не покинули нас, мы должны сохранить мемуары-свидетельства того, что они совершили, как жили, как воевали, как работали, во что верили и на что надеялись. Эти воспоминания помогут нам, нашим детям и внукам понять, какими были те, кто жил на соседней улице, в соседнем подъезде, в соседней квартире. Это наш долг перед памятью близких.

Современный этап развития общества выдвигает новые задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одними из основных задач дошкольного образования : приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Педагогический коллектив нашего ДОУ считает приоритетной задачу по формированию патриотических чувств и гордости за героев Отечества.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного, целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства. В связи с этим проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать» недавнюю историю страны трудно переоценить значение патриотического воспитания детей.

Современные дети не знают, что такое война. Многие родители считают, что дошкольникам еще рано говорить об этом. Но к активной общественной жизни в недалеком будущем придет поколение, родившееся в последнее два десятилетия, для которого советское прошлое, возможно будет легендой. Поэтому так необходимо правильно объяснить молодому поколению значимость Великой Победы, подвиги советских людей и исторические факты Великой Отечественной войны.

В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного созревания. Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов. А это все зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок

Я считаю, что нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как ее любили и берегли, как ее защищали наши предки, наши отцы и деды.

Перед началом работы я задала себе вопрос, что можно и нужно рассказать детям о войне, чтобы им было понятно и интересно. Мне хотелось зажечь в сердцах детей «огонек» желания узнавать о событиях Великой Отечественной войны из книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Я поставили перед собой задачи:

-Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;

-Подвести к восприятию художественных произведений о войне;

-Уточнить знания о празднике Дне Победы, объяснить, почему он так назван и кого поздравляют в этот день.

-Формировать нравственно-патриотические качества: храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину.

-Дать детям представление о том, что народ помнит и чтит память героев в Великой Отечественной войны1941-1945 г. г. : в честь героев слагают стихи и песни, воздвигают памятники.

-Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны.

-Организовать сотрудничество с родителями, оказывать поддержку и содействие семьям в воспитании у дошкольников патриотических чувств.

-Формировать мнение о недопустимости повторения войны.

Знакомя детей с историей города и страны в годы ВОВ, опиралась на наглядный материал, представленный в форме презентаций и подборок видео и фотоматериалов.

Введение детей в проблему я начала с рассматривания и обсуждения иллюстраций и фотографий альбомов «Герои города Борисоглебска”, “Ордена и медали ВОВ”, “Военная техника ВОВ”, “Дети – герои войны”, «Могила неизвестного солдата», «Города-герои», «Памятники советским солдатам», открыток с изображением памятников, мемориалов, посвященных героям войны в разных городах нашей страны.

Не менее интересными были для детей познавательные беседы с использованием презентаций: «Что такое героизм», «О Великой Отечественной войне», «Защитники Москвы», «Женщины и дети на войне», «Блокада Ленинграда», «Взрослым и детям нужен мир на всей планете», «Четвероногие помощники на фронте».

На конкретных примерах познакомили детей с понятиями «война», «фронт», «тыл», «поле боя», «боец», «ветеран». Компьютерные презентации и видеоролики помогли нам дать детям представления о различных родах войск (пехота, танкисты, моряки, летчики).

Особое впечатление на детей произвело рассматривание предметов из семейных архивов (фотографий, фронтовых писем, орденов,медалей).

Богатыми возможностями воспитательного воздействия на детей обладают произведения художественной литературы о Великой Отечественной войне, рассказывая о подвигах наших солдат. Были прочитаны детям: Л. Кассиль «Памятник солдату», «Твои защитники»; С. Баруздин «Рассказы о войне»; С. Михалков «День Победы», Т. Трутнева «Победой кончилась война», Е. Благинина «Шинель., М Исаковский «Навек запомни». А Кузнецов «Иришка-пулеметчица», А. Митяев «Почему Армия родная».

Огромное эмоциональное воздействие оказали на ребят произведения изобразительного искусства. Дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Рассматривая репродукции художников, посвященных эпизодам Великой Отечественной войны : «Парад на Красной площади» (К. Юон, «Победа» (П. Кривоногов, «Отдых после боя», «Салют победы» (Ю. Непринцева, «Возвращение домой» (В. Штраних, В. Костецкий, обращала внимание детей на то, что война-это зло, жесткость и смерть.

Познать, понять и почувствовать человеку всегда легче через искусство. Это относится и к песням о войне. Песни военных лет можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. В ходе бесед старалась донести до детей, почему песни были важны для солдат и влияли на героизм людей на фронте и тылу.

Слушая песни о войне: «Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, «Катюша» М БлантераС, В. Агапкина «Прощание славянки», обсуждали их содержание.

Работа по обогащению игрового опыта ребёнка проводилась с помощью

дидактических игр: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?» «Что для чего», «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?» «Кто шагает на параде?»;

– коммуникативных игр «Поводырь», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»;

– подвижных игр «Шагаем на параде», «Полоса препятствий»;

сюжетно-ролевых игр: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад»

Беседуя с детьми, уточнила, что такое День Победы, почему он так назван, кого поздравляют в этот день. Вместе с детьми изготовили из бумаги георгиевскую ленточку, познакомив детей с ее историей. Рассказывая детям о том, что спустя много лет люди помнят о событиях войны, чтят память погибших, окружают вниманием и заботой ветеранов, защищавших Родину, поняла, что дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Многие дети уже участвовали в акции «Бессмертный полк» вместе со своими родителями и эмоционально делились своими рассказами об этом. А это очень важно,потому что впечатления полученные ребенком в раннем детстве, остаются на всю жизнь.

С большим желанием дети изготавливали голубя для участия в акции «Голубь мира».

Я заинтересовала этой работой родителей (а это то поколение, которое и само не очень много знает о войне). Родители оказали помощь в организации предметно-развивающей среды, посещении краеведческого музея и мемориалов, посвященных Великой Отечественной войне в нашем городе, в домашнем просмотре фильмов о войне, доступных возрасту детей; родители приняли участие в оформлении мини музея «Дети войны», в изготовлении деталей костюмов (пилотки, платочки, цветы, совместной выставке художественного творчества «Спасибо, что живем», в литературно-музыкальной гостиной «Этих дней не смолкнет слава».

Таким образом, без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников. Воспитание патриотизма возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями об истории своей страны, когда они станут непосредственными участниками подготовки и празднования таких праздников как День Победы. Именно на основе включения детей в социально значимую деятельность позволяет им почувствовать себя частичкой великого народа, у них формируется любовь к родному краю, Родине. А без этого у нашего общества не может быть будущего.

Юрий Воронов, участник блокады Ленинграда сказал такие важные для нас слова :

«…Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той войны,

Нам нужно, чтобы наши дети,

Об этом помнили, как мы!»

Литература:

1. Александрова Е. Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е. Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.

2. Алёшина, Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников : методическое пособие. – М. : ЦГЛ, 2004.

3. Алябьева Е. А. Нравственно-эстетические беседы и игры с дошкольниками. – М. : ТЦ “Сфера”, 2004.

4. Васильченко Н. Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / Н. Р. Васильченко. Дошкольная педагогика. 2009. – №5 (54). – с. 6–8

Публикации по теме:

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста Доклад на Епархиальном этапе XXVII Международных Рождественских образовательных чтений «Молодежь: свобода и ответственность». Притча «Каким.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»Фотоотчёт «Методическое объединение «Роль православных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников» В канун светлого праздника Пасхи, 9 апреля, в нашем детском саду было проведено методическое объединение для музыкальных руководителей.

Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей»Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Консультация для педагогов «Роль сказочных игр-драматизаций в социально-нравственном воспитании детей» Родители и педагоги во все времена.

Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей»Консультация для родителей «Значение семейных реликвий в духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей» У хозяев в каждом доме Есть что-то такое, что всем дорогое. О прошлом семьи расскажет оно, О том, что в семье это было давно. Семейной.

Игра-викторина для детей старшего дошкольного возраста «Великая Отечественная война» с использованием ИКТ Аннотация Данная компьютерная презентация к игре - викторине для детей старшего дошкольного возраста на тему «Великая Отечественная война».

Роль русских народных сказок в духовно-нравственном воспитании детей Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история.

Использование театрализованной деятельности в духовно–нравственном воспитании и развитии детей План сообщения 1. Проблема нравственного воспитания. 2. Значимость нравственного воспитания. 3. Концепция духовно-нравственного развития.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрЭкологическое воспитание дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация Великая Победа в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
Опубликовано: 15 мая 2020 в 06:15
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация Великая Победа в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ларина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД