Папки-передвижки

Влияние родительских установок на развитие детей

Фаина Зейналова
Влияние родительских установок на развитие детей

Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.

В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребё нка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т. д.

Публикация «Влияние родительских установок на развитие детей» размещена в разделах

В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.

Установки возникают повседневно. Одни случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т. д.).

Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.

Предлагаю Вам наиболее часто встречающиеся негативные родительские установки. Обратите внимание на последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?

Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.

НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ

Подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь!

"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…". Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. / "Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".

"Горе ты моё!" Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. / "Счастье ты моё, радость моя!"

"Плакса-Вакса, нытик!" Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. / "Поплачь, будет легче…"

"Вот дурачок, всё готов раздать…". Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. / "Молодец, что делишься с другими!". (Тут нужно объяснить ребенку, что делиться с другими нужно, но себя не обделив. Это чревато другими последствиями).

"Не твоего ума дело!". Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. / "А ты как думаешь?".

"Ты совсем, как твой папа (мама…". Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя / "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".

"Ничего не умеешь делать!". Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, безынициативность, низкая мотивация к достижению целей. / "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!". (Если нет, вы готовы ему помочь)

"Не кричи так, оглохнешь!" Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. / "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся!". (Стараемся говорить спокойно и уверенно.)

"Грязнуля!". Чувство вины, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. / "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!" (Если это не так, то помогаем ребёнку стать опрятным и учим его этому)

"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике). Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. / "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого". (Помогаем ребёнку в решении возникшей проблемы, доступно ответив на все его вопросы.)

"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя от родителей. / "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!". (Поговорите с ребёнком, почему возникло желание обидеть маму/папу)

" Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь!" Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. / "Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!". (Помогите ребёнку пройти сложный этап его дня. Расскажите о том, как много хорошего, прекрасного есть в каждом дне)

"Уйди с глаз моих / встань в угол!" Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. / "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!" (Возможно, вашему ребёнку нехватает тактильных чувств).

"Не ешь много сладкого, а то зубы будут болеть, и будешь толстая/толстым!". Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. / "Давай немного оставим папе (маме) и т. д. " (Отвлеките ребёнка от переедания сладкого, предложив ему иное занятие или фрукты. Если вы с этим не справляетесь, возможно ребёнку нехватает в организме микроэлементов, стоит обратиться к врачу).

"Все вокруг обманщики, надейся только на себя! Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги. / "На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".(Стоит рассказать ребёнку о том, что он и сам должен уметь помочь другим. Чтобы помощь от других, ему не казалась обязательной с их стороны).

"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!". (даже в шутку) Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. / "Как ты мне нравишься!". (Расскажите ему о внешних особенностях, различиях каждого человека).

"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!". Робость, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. "Смелее, ты всё можешь сам!". (Если ребёнок не справляется, помогите, но не делайте за него всё).

"Всегда ты не вовремя подожди…". Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя, повышенное психоэмоциональное напряжение. / "Давай, я тебе помогу!" (Либо попросите у него помощи в каком-либо нетрудном для него деле).

"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!". Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. / "Держи себя в руках, уважай людей!". (Разговаривайте с ребёнком чаще. Расскажите о том, что у людей есть чувства, которые он должен уважать. Приведите доступные для него, примеры из жизни).

Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.

Все сказанные нами фразы, слова цепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.

Есть много слов, которые ласкают душу ребё нка:

Ты самый любимый!

Ты очень многое можешь!

Хорошо, что ты у нас есть!

Иди ко мне, обниму!

Садись с нами, с тобой хорошо!

Мы ждали тебя, чтобы вместе заняться интересным делом!

Я помогу тебе…

Я радуюсь твоим успехам!

Расскажи мне, что с тобой…

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

Желаю Вам удачи!

Публикации по теме:

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Влияние игр с песком на развитие детей дошкольного возраста» 11 июня день песочных построек на МААМ. Игры с песком относятся к любимым играм малышей. Они учат ребенка:- ориентироваться в окружающей.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Консультация для родителей «Влияние родительских установок на детей» Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т. к. психика состоит из двух взаимно определяющих составных: осознаваемое и несознаваемое –.

Отчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный годОтчет по самообразованию по теме «Влияние развивающих игр на умственное развитие детей с ЗПР» за 2018–2019 учебный год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Отчёт по самообразованию.

Передовой педагогический опыт «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» 1. Условия формирования опыта. Тему моего опыта работы «Влияние художественной литературы на развитие речи детей» я выбрала не случайно.

План по самообразованию «Влияние дидактических игр на развитие речи детей 3–4 лет» Цель работы: развивать связную речь детей и обогащать словарный запас через игровую деятельность. Актуальность.

Стили родительского воспитания и их влияние на развитие детейСтили родительского воспитания и их влияние на развитие детей Существуют три типа семей по степени эмоциональной привязанности к ребёнку, по степени контроля своего ребёнка. И в зависимости от того,.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является - одной из основных задач дошкольного образования.

Влияние семьи, общества и педагогов на развитие речи детей Обучение детей родной речи в отечественной педагогике всегда рассматривали как приоритетное направление. Первые навыки правильной речи ребенок.

Автор публикации:
Влияние родительских установок на развитие детей
Опубликовано: 18 ноября 2021 в 13:20
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Влияние родительских установок на развитие детей» (включая файлы) размещена пользователем Фаина Зейналова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД