Лучший педагог года

Воспитание основ этнотолерантности у детей дошкольного возраста через знакомство с национальностями жителей города Златоуста

Татьяна Глущенко
Воспитание основ этнотолерантности у детей дошкольного возраста через знакомство с национальностями жителей города Златоуста

Проект

«Воспитание основ этнотолерантности у детей среднего дошкольного

возраста через знакомство с национальностями жителей города

Златоуста».

[/b]

Разработала: воспитатель I категории Глущенко Татьяна Николаевна

Вид проекта: познавательный.

Продолжительность проекта: годовой.

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Образовательные области: познавательная, социально коммуникативная, художественно-эстетическая, речевая, физическая

Публикация «Воспитание основ этнотолерантности у детей дошкольного возраста через знакомство с национальностями жителей города Златоуста» размещена в разделах

Актуальность проекта:

Тема толерантности, совместного проживания разных народов для мира, России и в том числе Южного Урала в последнее время стала очень актуальной. Не секрет, что сегодня все большее распространение среди российского общества получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, детский сад, школу. Челябинская область, как и Россия в целом, многонациональна, многокультурна, многоязычна. На ее территории проживают представители более 130 национальностей. Златоуст не является исключением, на территории города проживают русские, татары, башкиры, украинцы, белорусы, армяне, таджики и другие народы. Это и определяет одну из приоритетных задач дошкольного образования – формирование у подрастающего поколения региональной и национальной идентичности, определяющей уровень социокультурного развития. В сегодняшней России русская культура не просто сосуществует с культурами других народов, она интенсивно взаимодействует с ними.

Отношение к окружающим начинает формироваться у ребенка примерно с 4-х лет. Оно основано на чувствах, которые дети успели постичь и освоить, на их собственных незамутненных представлениях о других. Но уже становится возможным появление опасения, передразнивания, осмеяния, которые базируются на ограниченности жизненного опыта, детской непосредственности и некоторой бестактности, которые свойственны всем детям на ранних этапах развития.

Таким образом, толерантность – проблема педагогическая и воспитание толерантности нужно начинать еще у дошкольников, чтобы не упустить момент формирования мировоззрения, принципов, ценностей и жизненных установок.

Работа по воспитанию у дошкольников этнотолерантности имеет ряд преимуществ. В ее процессе, мы:

- воспитываем у детей уважение к другим народам, населяющим город;

- развиваем, углубляем представления о людях разных национальностей, живущих в нашем городе, расширяем кругозор дошкольников;

- воспитываем у детей интерес к познанию другой культуры;

- приобщаем дошкольников к познанию прошлого и настоящего своей культуры, воспитываем интерес к традициям своего народа.

Данный проект позволит расширить представления детей о родном городе, о многообразии народов, проживающих на территории города Златоуста, развить у детей познавательный интерес через знакомство с культурой, музыкой, играми, танцами народов разных национальностей. Комплекс мероприятий поможет разбудить интерес не только к своей национальной культуре, но и культуре народов ближайшего национального окружения.

Цель проекта: объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно – патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с родным городом, государственной символикой, основными достопримечательностями.

2. Расширить знания о жизни людей, живущих в Златоусте, их обычаях, традициях, фольклоре.

3. Познакомить с национальной одеждой народов города Златоуста.

4. Дать представление о национальных жилищах, национальных блюдах и музыкальных инструментах татар, башкир, русских.

5. Приобщать детей к разным национальным играм.

6. Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство гордости за свой народ и его культуру.

Методы: наглядный, словесный, практический.

Средства реализации проекта: художественная литература, устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные праздники, традиции, народные подвижные игры, игрушки, национальные куклы, тематические иллюстрации, презентации, мини – музей в группе.

Этапы работы над проектом.

I этап. Подготовительный (сентябрь) – подбор и изучение учебно – методической литературы по тематике проекта; разработка комплексно – тематического планирования для детей средней группы (4-5 лет).

II этап. Основной (октябрь – май) – осуществление деятельности в соответствии с тематическим планированием; привлечение родителей к мероприятиям, проводимым в группе; взаимодействие с социокультурными учреждениями города (библиотека, краеведческий музей).

III этап. Заключительный (май) – подведение итогов проектной деятельности.

Комплексно-тематическое планирование

(средний дошкольный возраст)

Месяц: Октябрь – ноябрь

Тема: «Мой город Златоуст».

Цель:

- познакомить детей с понятием «город», уточнить знания об основных достопримечательностях, учить узнавать их на фотографиях;

- познакомить с государственной символикой города (герб, флаг). Воспитывать любовь и бережное отношение к дому, улице, городу.

Образовательные области:

- познавательная;

- социально – коммуникативная;

- речевая.

Форма работы:

- беседа;

- презентация «Мой город Златоуст»;

- чтение стихов о городе;

- дидактические игры.

Результат:

- создание в группе уголка «Мой Златоуст»;

- картотека достопримечательностей города;

- альбом «Родной город»;

- дидактическая игра «Собери герб (флаг) Златоуста»;

- изготовление семейных альбомов «Моя семья».

Тема: «Жители города».

Цель:

- познакомить детей с народами, проживающими в Златоусте, воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к людям разных национальностей.

Образовательные области:

- познавательная;

- социально – коммуникативная;

- речевая;

- физическая.

Форма работы:

- беседа;

- тематическая экскурсия в библиотеку;

- дидактические игры.

Результат:

- создание мини-музея;

- дидактическая игра «Определи национальность и найди картинку»;

- дидактическая игра «Одень куклу в народный костюм»;

- картотека «Народные игры»;

- альбом «Сказки народов Златоуста».

Месяц: Декабрь – январь

Тема: «Русский национальный костюм».

Цель:

- познакомить детей с бытом и традициями русского народа, с отдельными элементами народного костюма (женского и мужского, обогащать и активизировать словарь детей (сарафан, рубаха, кокошник, кушак, косоворотка, лапти, тулуп, воспитывать интерес к прошлому русского народа.

Образовательные области:

- познавательная;

- социально – коммуникативная;

- речевая;

- художественно – эстетическая.

Форма работы:

- беседа;

- презентация «Русский национальный костюм»;

- показ картинок, иллюстраций;

- разучивание русских народных игр «Горелки», «Ваня, Ваня простота» и др.

Результат:

- продуктивная деятельность: изготовление русских национальных кукол – хороводница, куклак, лихоманка, пеленашка;

- художественное творчество (рисование) «Кукла в русском национальном костюме»;

- выставка детских работ для родителей.

Тема: «Укрась русский национальный костюм».

Цель:

- рассказать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении костюма;

- воспитывать интерес к прошлому русского народа;

- расширять кругозор, развивать любознательность;

- обогащать и активизировать словарь детей. (сарафан, кокошник, лапти, орнамент, кушак.)

Образовательные области:

- познавательная;

- социально – коммуникативная;

- речевая;

- художественно – эстетическая.

Форма работы:

- беседа;

- презентация «Русский национальный костюм»;

- показ картинок, иллюстраций;

- разучивание русских народных игр «Горелки», «Ваня, Ваня простота» и др.

Результат:

- продуктивная деятельность: изготовление русских национальных кукол – хороводница, куклак, лихоманка, пеленашка;

- художественное творчество (рисование) «Кукла в русском национальном костюме»;

- выставка детских работ для родителей.

Тема: «Русская изба».

Цель:

- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька, кочерга, ухват, чугунок, крынка, самовар);

- обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;

- развивать художественно – творческие способности детей.

Образовательные области:

- познавательная;

- социально – коммуникативная;

- речевая;

- художественно – эстетическая.

Форма работы:

- беседа;

- презентация «Русский быт»;

- показ картинок, иллюстраций;

- чтение русских народных сказок, пословиц, поговорок;

- отгадывание загадок;

- просмотр русской народной сказки «ГусиЛебеди»;

- просмотр русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», которая поможет утвердиться в необходимости дружить и беречь дружбу;

- сладкий час «Посиделки вокруг самовара».

Результат:

- дидактическая игра «В русской избе»;

- презентация «Русский быт»;

- дидактическая игра «Назови предмет быта»;

- картотека русских пословиц и поговорок.

Тема: «Русский народный инструмент – балалайка».

Цель:

- познакомить детей с русскими народными инструментами (ложки, трещотка, гусли);

- познакомить с историей русского народного инструмента-балалайки;

- учить отличать ее звучание от других инструментов;

- воспитывать интерес, эмоциональную отзывчивость к произведениям русского фольклора.

Образовательные области:

- познавательная;

- речевая;

- художественно – эстетическая.

Форма работы:

- беседа;

- показ народных инструментов;

- презентация «Русские музыкальные инструменты»;

- слушание звучания народных инструментов;

- просмотр русского народного танца «Калинка».

пополнение мини – музея народными инструментами: ложки, бубен, трещотка, балалайка.

- дидактическая игра «Назови инструмент».

- дидактическая игра «Угадай, что звучит?».

Месяц: Февраль – март

Тема: «Татарский национальный костюм».

Цель:

- познакомить детей с татарской народной одеждой, украшениями и головными уборами;

- воспитывать уважение к мастерам народного искусства, традициям и культуре татарского народа;

- обогащать и активизировать словарь детей (калфак, тюбетейка, комзол, ичиги);

- разучить татарскую народную игру «Тюбетейка».

Образовательные области:

- познавательная;

- социально – коммуникативная;

- речевая;

- физическая.

Форма работы:

- познавательная беседа;

- презентация «Татарский национальный костюм»;

- игры дидактические и подвижные;

- рассматривание тематических картинок

- разучивание татарских народных игр «Тюбетейка», «Спутанные кони».

- художественное творчество (аппликация) «Кукла в татарском национальном костюме»;

- картинки с отдельными элементами костюма;

- картотека подвижных татарских народных игр;

- татарские народные сказки.

- выставка для родителей.

Результат:

- картотека подвижных татарских народных игр;

- татарские народные сказки.

- выставка для родителей.

Тема: «Украшение скатерти татарским узором».

Цель:

- обучать детей выполнять композицию в виде татарского орнамента способом накладной аппликации;

- формировать самостоятельность и творчество детей при создании коллективной

работы;

- способствовать развитию художественного вкуса.

Образовательные области:

- познавательная;

- социально – коммуникативная;

- речевая;

- физическая.

Форма работы:

- познавательная беседа;

- презентация «Татарский национальный костюм»;

- игры дидактические и подвижные;

- рассматривание тематических картинок

- разучивание татарских народных игр «Тюбетейка», «Спутанные кони».

- художественное творчество (аппликация) «Кукла в татарском национальном костюме»;

- картинки с отдельными элементами костюма;

Результат:

- картотека подвижных татарских народных игр;

- татарские народные сказки.

- выставка для родителей.

Тема: «Татарская срубная изба и национальное блюдо».

Цель:

- познакомить детей с традиционным жилищем татар;

- рассказать и показать, как выглядит изба внутри, что делают люди, чтобы было удобно жить;

- дать представление о некоторых предметах татарского быта (казан, большие чаши -чара);

- рассказать о национальном блюде – чак – чак и беляши.

Образовательные области:

- познавательная;

- социально – коммуникативная;

- речевая.

Форма работы:

- познавательная беседа;

- презентация;

- рассматривание тематических картинок;

- дегустация татарского блюда – чак – чак;

- чтение татарских народных сказок;

- просмотр татарской народной сказки «Приключения Сабантуя».

Результат:

- презентация;

- набор тематических картинок;

- пополнение мини – музея группы татарскими предметами быта.

Тема: «Татарские народные музыкальные инструменты».

Цель:

- познакомить детей с татарскими народными инструментами (кубыз, мандолина и курай);

- воспитывать интерес к народной культуре; учить различать инструменты по звучанию.

Образовательные области:

- познавательная;

- художественно – эстетическая;

- социально – коммуникативная.

Форма работы:

- беседа;

- рассматривание картинок с музыкальными инструментами;

- слушание звучания татарских народных инструментов;

- просмотр татарского народного танца.

Результат:

- презентация «Татарские музыкальные инструменты»;

- набор картинок с изображением музыкальных инструментов.

Месяц: Апрель – май

Тема: «Башкирский национальный костюм».

Цель:

- познакомить детей с особенностями национальной одежды;

- воспитывать чувство уважения и симпатии к людям разных национальностей;

- развивать умение видеть красоту национальных костюмов;

- обогащать словарь детей (камзол, бишмэт-халат, малахай – меховая шапка, кашмау –женский головной убор, тюбетейка);

- выучить башкирскую народную игру «Юрта».

Образовательные области:

- познавательная;

- социально – коммуникативная;

- речевая;

- физическая;

- художественно – эстетическая.

Форма работы:

- познавательная беседа;

- рассматривание тематических картинок;

- рассматривание куклы в национальном костюме;

- презентация «Башкирский национальный костюм;

- разучивание башкирских народных игр «Юрта», «Медный пень».

Результат:

- презентация;

- набор картинок с изображением музыкальных инструментов.

Тема: «Башкирский палас».

Цель:

- расширять представление детей о быте башкирского народа;

- учить украшать коврики элементами башкирского орнамента;

- закрепить навык наклеивания, осваивать работу с ножницами;

- развивать чувство цвета, радостное настроение.

Образовательные области:

- познавательная;

- социально – коммуникативная;

- речевая;

- физическая;

- художественно – эстетическая.

Форма работы:

- познавательная беседа;

- рассматривание тематических картинок;

- рассматривание куклы в национальном костюме;

- презентация «Башкирский национальный костюм;

- разучивание башкирских народных игр «Юрта», «Медный пень».

Результат:

- художественное творчество (аппликация) «Кукла в башкирском национальном костюме».

- пополнение мини – музея группы.

- набор картинок с элементами костюма.

- картотека башкирских народных игр и сказок.

- выставка для родителей.

Тема: «Башкирская юрта. Национальное блюдо – башкир».

Цель:

- продолжать знакомить детей с обычаями и традициями башкирской семьи;

- дать детям элементарное представление о жилище башкир – юрта;

- показать характерные особенности украшения юрты;

- рассказать о башкирском национальном блюде – бешбармак.

Образовательные области:

- речевая

- художественно-эстетическая

- коммуникативная

- познавательная

- социально-познавательная беседа;

Форма работы:

- презентация;

- дидактическая игра «Собери юрту».

- набор тематических башкир».

Результат:

- рассматривание тематических картинок;

- дидактические и подвижные игры;

- просмотр башкирской народной сказки. иллюстраций.

- презентация по теме.

Тема: «Башкирские народные музыкальные инструменты».

Цель:

- познакомить детей с башкирскими народными инструментами (думбыра, кубыз, курай);

- обогатить словарный запас музыкальными терминами;

- формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию.

Образовательные области:

- художественно-эстетическая;

- речевая;

- социально-коммуникативная;

- познавательная.

Форма работы:

- познавательная беседа;

- рассматривание картинок с музыкальными инструментами;

- слушание звучания башкирских народных инструментов;

- просмотр башкирского народного танца.

Результат:

- презентация «Башкирские музыкальные инструменты».

- набор картинок.

Эффективность воспитания основ этнотолерантности у детей среднего дошкольного возраста не возможно без сотрудничества с родителями воспитанников.

Формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, стендовая информация, совместные праздники, тематические беседы. Родители принимали участие в разработке некоторых дидактических игр для детей, в пополнении мини-музея группы, в организации сладкого часа «Посиделки вокруг самовара», участвовали в мероприятии «Встречи с интересными людьми», помогали организовать выездные экскурсии, будут принимать участие в совместном празднике «Масленница».

Ожидаемые результаты:

- дети должны знать название города, основные достопримечательности,

геральдику;

-знать национальности жителей города (русские, башкиры, татары);

-знать и называть предметы национальной одежды людей,

проживающих на территории города;

-иметь представление о жилищах, предметах быта, национальных

блюдах, музыкальных инструментах коренных жителей Златоуста (татар,

башкир, русских);

-уметь и с удовольствием играть в подвижные игры разных народов;

-в группе должна быть создана атмосфера доброжелательности,

взаимопонимания и сочувствия, что будет способствовать развитию

толерантности, духовному, нравственному и патриотическому воспитанию

дошкольников.

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчёт «Праздничные дни города Златоуста»Фотоотчёт «Праздничные дни города Златоуста» Фото отчёт «Праздничные дни города Златоуста» 11 сентября нашему городу Златоусту исполнилось 264 года! А праздновать его начали с 7.

Картотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возрастаКартотека игр по формированию основ ЗОЖ для детей дошкольного возраста "Как вырасти здоровым" Цель:Упражнять в правильном использовании обощающих слов,воспитывать сообразительность,быстроту реакции. Играют.

Консультации для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Цикл консультаций для родителей «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста» Является ли чистота залогом здоровья?.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Педагогический опыт «Воспитание нравственных качеств у детей через экологическое воспитание» «Мир, отражающий ребёнка, - это, прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе,.

Перспективный план работы с детьми дошкольного старшего возраста «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Перспективный план работы с детьми старшего возраста по теме «Знакомство с историей русского народа через предметы быта» Сентябрь Задачи:.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы)Воспитание основ патриотизма детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к народной культуре (из опыта работы) В рамках культурологической парадигмы современного дошкольного образования, обусловленного "культурным поворотом" - диалогом общества и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание основ этнотолерантности у детей дошкольного возраста через знакомство с национальностями жителей города Златоуста
Опубликовано: 4 декабря 2020 в 12:15
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание основ этнотолерантности у детей дошкольного возраста через знакомство с национальностями жителей города Златоуста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Глущенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июня. День России. Передвижка «День России»

12 июня мы отмечаем праздник День России. Это хорошая возможность не только провести время с семьей, но и рассказать детям об их Родине — России.


11 июня. День беседы о России. Передвижка «Россия»

12 июня мы празднуем главный государственный праздник нашей страны — День России.  В России живут более 160 национальностей — говорят на разных языках и мирно уживаются друг с другом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД