Лучший педагог года

Выполнение требований к предметно-пространственной среде в группах и на территории ДОУ

Лариса Кулакова
Выполнение требований к предметно-пространственной среде в группах и на территории ДОУ

Образовательная система ДОО выполняет жизненно важную функцию

помощи и поддержки при вхождении детей в мир социального опыта. Заказ

государства на сегодняшний день предполагает подготовку социализированных членов общества. Поэтому, в связи с введением ФГОС

ДО, вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она должна обеспечивать возможность педагогам дошкольной образовательной организации эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально

Публикация «Выполнение требований к предметно-пространственной среде в группах и на территории ДОУ» размещена в разделах

моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Анализ развивающей предметно-пространственной среды опирается на

следующие нормативно– правовые документы:

Приказ от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении Федерального

образовательного стандарта дошкольного образования»;

Постановлением от 28.09.2020 года №26 "Об утверждении Санитарных

правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к

организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и

молодежи»

Учитывались следующие требования :

1 Обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала

пространства;

2 Возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых,

двигательной активности детей, возможность для уединения;

3 Насыщенность среды, в соответствии с возрастными возможностями

детей и содержанию программы;

4 Трансформируемость пространства;

5 Полифункциональность материалов;

6 Вариативность среды;

7 Доступность среды;

8 Безопасность среды.

Учитывая эти требования и для обеспечения максимальной реализации

образовательного пространства для развития детей дошкольного возраста,организация среды в нашем детском саду начинается с холла. Здесь

оформлены уголки: «Информация для родителей», «Для, Вас родители», где

родители получают консультации по воспитанию детей, информацию о

деятельности детского сада. Здесь же регулярно проводятся тематические

выставки художественного творчества детей и родителей.

Приоритетным направлением нашего детского сада является

физкультурно-спортивное направление. Для его реализации оборудована

спортивная площадка, физкультурные уголки в группах.

Спортивная площадка и физ. уголки оснащены спортивным оборудованием

это: лесенки для лазания, дуги для подлезания, мишени для метания в

вертикальную цель, футбольные ворота, баскетбольные кольца, бумы разной

высоты, мячи, обручи, скакалки, ребристые коррекционные дорожки для

хождения, скамейки, пособия для общеразвивающих упражнений.

Групповые комнаты небольшие, но светлые, эстетически оформлены.

В группах создана комфортная развивающая предметно- пространственная

среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными

видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Оборудование размещено по периметру групповой комнаты (для речевого,

математического, эстетического, физического, познавательного развития,

где широко используется принцип интеграции образовательных областей.

Они могут в зависимости от ситуации могут объединяться в один или

несколько многофункциональных центров. Это позволяет детям

объединяться подгруппами по общим интересам : конструирование,

рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним. Игровые зоны разделены по гендерному различию. В уголке мальчиков размещены строительные инструменты, детали военной формы, разнообразные технические игрушки, автомобили.

Для девочек организованы уголки - парикмахерская, кухня, магазин, где размещены предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки и т. п. Для детей создан "уголок ряжения" с костюмами сказочных персонажей и профессиональной деятельности.

Хорошо освещенное место отведено уголку художественного творчества, где дети в свободное время рисуют, лепят, выполняют аппликационные работы. Они наполнены разнообразными пособиями и необходимым расходным материалом. В старших группах уголок науки (природы) является не только

украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В данном уголке

размещен материал для экспериментирования: весы, емкости с сыпучими,

жидкими, твердыми веществами, мерные ложечки, сосуды для проведения

опытов.

В группах есть в достаточном количестве разнообразные дидактические и

настольные игры. Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется фланелеграф, мольберт, магнитные доски.

Для развития творческих способностей в музыкально-театральных

уголках представлены наборы детских музыкальных инструментов,

различные виды театров: би-ба-бо, пальчиковый, настольный, теневой. В

каждой группе имеется ширма для театрализации. Группы оснащены

аудиотехникой, видео и фонотекой.

Книжные уголки и уголки патриотизма содержат литературу и пособия в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с картинками, иллюстрациями по своему желанию. Систематически организуются тематические выставки.

Педагоги знакомят детей с символикой государства, с историей родного края,

района, села. Уголок оснащен глобусом, картой, флагами и гербами России.

Для развития познавательной активности детей и стимуляции социальных

интересов в книжных уголках размещены детские энциклопедии,

иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о

жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты, портреты

писателей и поэтов, иллюстрации к произведениям.

В группах старших дошкольников оборудованы уголки с материалами

способствующие подготовке к обучению грамоте и математикой:

печатные буквы, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и

буквами, а так же материалами, отражающими школьную тему: школьные принадлежности, атрибуты для игр в школу.

В группе младшего возраста созданы уголки сенсорного развития, которые способствуют развитию мелкой моторики, тактильных ощущений, слуховых анализаторов,восприятия, развитию психических процессов.

Для конструктивной деятельности в группах созданы строительные уголки. Они содержат и строительный материал, который хранится на открытых полках и коробах.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно есть островок тишины и спокойствия - уголок уединения, который располагает к созерцательному наблюдению, мечтам и тихим беседам. Хотя он отделен от других центров легкой шторкой, ширмой. Ребенок чувствует себя здесь спокойно и уютно. Этому способствуют комфортное кресло, коврик на полу. Все педагоги используют творческий и авторский подход к наполнению и организации развивающей предметно-пространственной среды не только группы, детского сада, но и участков для прогулки на улице.

На групповых прогулочных участках имеются разнообразные спортивно-

игровые конструкции (слайд) для игровой и двигательной активности детей,

постройки малых форм, элементы тропы здоровья, созданные воспитателями

и родителями.

Организация среды на территории детского сада, обеспечивает и экологическое образование детей. С этой целью на территории зеленые

насаждения.

Развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду

открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все

составляющие образовательного процесса. Предоставляет возможность

детям и педагогам вносить изменения, позволяющие, по ситуации, вынести

на первый план ту или иную функцию пространства. Педагоги периодически

меняют игровой материал, вносят новые предметы, стимулирующие

исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность

детей.

Таким образом, в нашем ДОУ создаются условия, соответствующие формированию новообразований, появляются у детей в разные годы дошкольного детства и сопровождаются сменой одного вида деятельности другим.

Содержание развивающей предметно-пространственной соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей.

Анализируя вышесказанное, развивающая предметно- пространственная среда ДОУ соответствует ФГОС ДО. Осуществляется творческий (авторский)

подход при её организации. Она соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство оснащено средствами обучения

воспитания, соответствующими материалами. Всё это обеспечивает игровую,

познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование, двигательную активность,

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением.

Развивающая предметно-пространственная среда соответствует всем требованиям ФГОС.

Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды стала

основой для организации увлекательной, содержательной жизни и

разностороннего развития каждого ребенка, основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В детском саду она представляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской. Все педагоги используют творческий и авторский подход к наполнению и организации развивающей предметно-пространственной среды не только группы, детского сада, но и участков для прогулки на улице.

На групповых прогулочных участках имеются разнообразные спортивно-

игровые конструкции для игровой и двигательной активности детей,

постройки малых форм, элементы тропы здоровья, созданные воспитателями

и родителями. Организация среды на территории детского сада, обеспечивает и экологическое образование детей. С этой целью на территории зеленые

насаждения.

Развивающая предметно-пространственная среда в нашем детском саду

открывает перед детьми множество возможностей, обеспечивает все

составляющие образовательного процесса. Предоставляет возможность

детям и педагогам вносить изменения, позволяющие, по ситуации, вынести

на первый план ту или иную функцию пространства. Педагоги периодически

меняют игровой материал, вносят новые предметы, стимулирующие

исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность

детей. Таким образом, в нашем ДОУ создаются условия, соответствующие формированию новообразований, появляются у детей в разные годы дошкольного детства и сопровождаются сменой одного вида деятельности другим.

Содержание развивающей предметно-пространственной соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется,

варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса

детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую

информативность и индивидуальные возможности детей.

Анализируя вышесказанное, развивающая предметно-пространственная среда ДОУ соответствует ФГОС ДО. Осуществляется творческий (авторский) подход

при её организации.

Она соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное

пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами. Всё это обеспечивает игровую,

познавательную, исследовательскую и творческую активность всех

воспитанников, экспериментирование, двигательную активность,

эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-

пространственным окружением.

Насыщенность развивающей предметно-пространственной среды стала

основой для организации увлекательной, содержательной жизни и

разностороннего развития каждого ребенка, основным средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта. В детском саду она представляет необходимые возможности для игровой, познавательной, творческой, исследовательской,двигательной активности детей, обеспечивать эмоциональное благополучие, возможность самовыражения.

В соответствии принципу трансформируемости, развивающая предметно-

пространственная среда в нашем детском саду, меняется в зависимости от

возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной

программы.

Принцип полифункциональности предметного мира реализуется в

детском саду с помощью различного модульного оборудования.

Использование мягких модулей, детской мебели наряду с конструкторами,

мозаиками, физкультурным оборудованием, предметами и играми, которые

способствуют развитию воображения дошкольников.

Полифункциональность материалов – возможность разнообразного

использования различных составляющих развивающей пространственной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т. д. ;

Вариативность среды – наличие различных пространств, а также

разнообразный материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих

свободный выбор детей;

Вариативность среды обеспечивает наличие различных пространств (для игры, уединения, конструирования и пр., наличие материалов, оборудования,

инвентаря, игр, игрушек для развития детских видов деятельности.

Предметный мир, окружающий ребенка, периодически пополняется и

обновляется, т. к. появление новых предметов стимулирует исследовательскую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы

каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Для этого в детском саду обеспечена детям доступность всех помещений,

где осуществляется образовательная деятельность, а так же свободный

доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям,

обеспечивающих все основные виды детской деятельности.

Безопасность развивающей предметно-пространственной

соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и

безопасности их использования.

Предметный мир детства — это не только игровая среда, но и среда

развития всех специфических детских видов деятельности (А. В. Запорожец,

ни одна из которых не может полноценно развиваться вне предметной

организации. Современный детский сад — это место, где ребенок получает

опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми

и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства

уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и

использовать свои способности, стимулировать самостоятельности, инициативности, творчества.

Публикации по теме:

«Мы вас ждали!» Фотоотчёт о предметно-развивающей среде в группе«Мы вас ждали!» Фотоотчёт о предметно-развивающей среде в группе Своих малышей мы, воспитатели группы №2 приняли 16 июля. Детки пришли к нам из ясельной группы. Мы с напарницей и няней тщательно готовили.

Аналитическая справка по предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС до Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №297 Пушкинского района г Санкт-Петербурга.

Использование ковролинографии в предметно-развивающей среде группы раннего возрастаИспользование ковролинографии в предметно-развивающей среде группы раннего возраста «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить детей сегодня так, как учили этому вчера». Джон Дьюи Предметно-развивающая среда.

Методические рекомендации по формированию игровой среды в группах детского сада с учетом современных требований Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 «Незабудка» общеразвивающего вида Методические рекомендации.

Отчет о предметно-пространственной средеОтчет о предметно-пространственной среде Отчет Об особенностях развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО Составила: воспитатель МКДОУ «Детский сад.

Отчет по предметно-развивающей среде В логопедической группе созданы все условия для сознательно-регулируемой деятельности детей, которая несёт в себе направленность коррекционного.

Отчет по предметно-развивающей среде в средней группеОтчет по предметно-развивающей среде в средней группе Отчет по предметно-развивающей среде в средней группе. Воспитатель: Клименко Наталья Александровна. Образовательную деятельность в нашей.

Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС Паспорт предметно-пространственной развивающей среды старшей разновозрастной группы детей 4–7 лет с учетом требований ФГОС  Цель: сконструировать многофукциональную ППРС для осуществления процесса развития творческой личности воспитанника на каждом из этапов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Выполнение требований к предметно-пространственной среде в группах и на территории ДОУ
Опубликовано: 13 октября 2023 в 14:27
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Выполнение требований к предметно-пространственной среде в группах и на территории ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Кулакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД